доклад на педсовете по проблемным технологиям
материал (физика) по теме

Полякова Ольга Алексеевна

пердставлен доклад и презентация на педсовете по использованию проблемных технологий на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx21.53 КБ
Файл problemnaya_pedtehnologiya_na_urokah_fiziki.pptx437.7 КБ

Предварительный просмотр:

  Проблемное обучение

 Д. Дьюи

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Теоретические положения.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

  1. создание проблемных ситуаций,
  2. обучение учащихся в процессе решения проблем,
  3. сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Схема проблемного обучения: 1) постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации; 2) осознание, принятие проблемы; 3) решение проблемы.

Основные психологические условия:

  1. Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний
  2. Быть доступна для учащихся
  3. Должна вызывать соответственную познавательную деятельность и активность
  4. Задания должны быть такими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для анализа проблемы.

Применение проблемного подхода на уроках физики.

Проблемный подход при изучении нового материала.

  1. Демонстрация опыта, фрагмента фильма перед объяснением (конвекция, диффузия, явление электромагнитной индукции и т.д.)
  2. При введении новых формул сравнение их с ранее изученными и одинаковыми с математической точки зрения (например,  при изучении закона Кулона напомнить  закон Всемирного тяготения; при изучении закона электромагнитной индукции ε = - Δφ/Δt, напомнить похожие с математической точки зрения vx = x/Δt, I = Δq/Δt и т. д. Здесь можно подчеркнуть, что эти формулы определяют постоянные ε, v, I.  А если речь идет об изменяющихся со временем величин, то нужно использовать понятие произвоной)
  3. Изучение нового материала путем сравнения изучаемых понятий ( например, в 8 классе изучение последовательного и параллельного соединения проводников можно ввести на одном уроке. В этом случае на одной части доски привести схему, законы последовательного, а на другой части  - параллельного соединения проводников).

Проблемный подход при решении задач.

  1. Задачи без вопроса.  ( С.М. Новиков, Педагогическая академия, курсы переподготовки). Например, при решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, после формулировки условия учащимся предлагается найти, все, что они могут найти. Здесь применяется и дифференцированный метод , т. к. каждый ученик  решает посильную для себя задачу.
  2. Оценить данные задачи и полученный результат (например, мячик подброшен на высоту 5м. А можно ли подбросить мячик на такую высоту?)
  3. Сравнение физического процесса, указанного в задаче, с похожими физическими процессами (например, при решении задач на движение заряженной частицы в поле конденсатора напомнить ученикам про движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение заряженной частицы вокруг неподвижного заряда сравнить с движением искусственных спутников Земли).
  4. Сравнение графиков (например, график зависимости координаты от времени при равнрмерном движении имеет такой же вид, как и графк зависимости скорости от времени при равноускоренном движении и график зависимости магнитного потока от времени при равномерном изменении магнитного потока и т.д.)
  5. Разные физические явления – один математический подход (например, нахождение условий, при которых физическая величина принимает минимальное или максимальное значение).

Проблемный подход при выполнении лабораторных работ.

  1. Оценка достоверности результата
  2. Дополнительные задания (например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе на выяснение условий плавания тела, можно попросить сравнить массу тела и массу вытесненной жидкости)
  3. Сравнение графиков, построенных в ходе работы( например при выполнении лабораторного практикума попросить сравнить графики отвердевания кристаллического, аморфного тела и переохлажденной жидкости).

Постановка проблемного вопроса и его разрешение может стать темой исследовательской работы.

Например, во многих задачах 9 класса есть фраза: « Тело брошено со скоростью 20м/с....».

А можно ли бросить тело с такой скоростью? С какой скоростью можно бросить тело?

Для ответа на эти вопросы нужно произвести необходимые  измерения на уроках физкультуры, воспользоваться знаниями из метематики.

Список литературы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/584779/
  2. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/statya-problemnoe-obuchenie-na-urokah-fiziki
  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,66123/Itemid,118/
  4. http://paidagogos.com/?p=108
  5. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. - М.: Просвещение. 1993. - 202 с
  6.  Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение. 1997. - 214 с.
  7. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: ТБК. 1999.- 237 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джон Дьюи (1859—1952 )

Слайд 2

Главные признаки , которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде. Схема проблемного обучения : 1) постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации; 2) осознание, принятие проблемы; 3 ) решение проблемы.

Слайд 3

Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний Быть доступна для учащихся Должна вызывать соответственную познавательную деятельность и активность Основные психологические условия: 4. Задания должны быть такими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для анализа проблемы

Слайд 4

Проблемный подход при изучении нового материала. Демонстрация опыта, фрагмента фильма перед объяснением (конвекция, диффузия, явление электромагнитной индукции и т.д.)

Слайд 5

2) При введении новых формул сравнение их с ранее изученными и одинаковыми с математической точки зрения (например, при изучении закона Кулона напомнить закон Всемирного тяготения; при изучении закона электромагнитной индукции ε = - Δφ / Δ t , напомнить похожие с математической точки зрения v x = x / Δ t , I = Δ q / Δ t и т. д. Здесь можно подчеркнуть, что эти формулы определяют постоянные ε , v , I . А если речь идет об изменяющихся со временем величин, то нужно использовать понятие производной)

Слайд 6

3) Изучение нового материала путем сравнения изучаемых понятий ( например, в 8 классе изучение последовательного и параллельного соединения проводников можно ввести на одном уроке. В этом случае на одной части доски привести схему, законы последовательного, а на другой части - параллельного соединения проводников).

Слайд 7

Проблемный подход при решении задач. Задачи без вопроса. ( С.М. Новиков, Педагогическая академия, курсы переподготовки). Например, при решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, после формулировки условия учащимся предлагается найти, все, что они могут найти. Здесь применяется и дифференцированный метод , т. к. каждый ученик решает посильную для себя задачу. Оценить данные задачи и полученный результат (например, мячик подброшен на высоту 5м. А можно ли подбросить мячик на такую высоту?)

Слайд 8

3) Сравнение физического процесса, указанного в задаче, с похожими физическими процессами (например, при решении задач на движение заряженной частицы в поле конденсатора напомнить ученикам про движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение заряженной частицы вокруг неподвижного заряда сравнить с движением искусственных спутников Земли).

Слайд 9

4) Сравнение графиков (например, график зависимости координаты от времени при равнормерном движении имеет такой же вид, как и график зависимости скорости от времени при равноускоренном движении и график зависимости магнитного потока от времени при равномерном изменении магнитного потока и т.д.)

Слайд 10

5) Разные физические явления – один математический подход (например, нахождение условий, при которых физическая величина принимает минимальное или максимальное значение )

Слайд 11

Проблемный подход при выполнении лабораторных работ . Оценка достоверности результата Дополнительные задания (например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе на выяснение условий плавания тела, можно попросить сравнить массу тела и массу вытесненной жидкости) Сравнение графиков, построенных в ходе работы (например при выполнении лабораторного практикума попросить сравнить графики отвердевания кристаллического, аморфного тела и переохлажденной жидкости).

Слайд 12

Постановка проблемного вопроса и его разрешение побуждает обращаться к другим предметам. Например, во многих задачах 9 класса есть фраза: « Тело брошено со скоростью 20м/с....». А можно ли бросить тело с такой скоростью? С какой скоростью можно бросить тело?

Слайд 13

Спасибо за внимание. Учитель физики Полякова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

"Здоровьесберегающие технологии - основа воспитательного пространства школьного интерната"(доклад на педсовете).

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны  здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе. В докл...

Доклад к педсовету "Современные педагогические технологии"

В данной разработке дано мое выступление на педагогическом совете по теме "Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя и развитие его пед...

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...

Доклад к педсовету "Современные педагогические технологии"

Доклад к педсовету "Современные педагогические технологии"...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Доклад на педсовете «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении ребенка на дому»

Процесс обучения ребенка в школьном возрасте осуществляется в коллективе, при общении учеников друг с другом. Однако  существуют дети, которые в силу ограниченных возможностей здоровья, не могут ...