Разработка урока "Архимедова сила".
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Это первый урок по данной теме. Новые знания учащиеся получают, выполняя экспериментальную работу. Для этого класс разбивается на группу, каждая из которых выполняет свое задание. Выполняя данные задания, ученики выясняют от каких величин зависит архимедова сила, а от каких не зависит. К разработке прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhimedova_sila.doc84.5 КБ
Office presentation icon arhimedova_sila.ppt113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 им.И.П. Склярова»

РАЗРАБОТКА    УРОКА

ПО    ФИЗИКЕ  В   7 КЛАССЕ

АРХИМЕДОВА    СИЛА

                        Разработала и провела:

 учитель 2 категории

                                                         Власова Т.Б.

2011-2012 уч.г.

Цель урока: изучить закон Архимеда.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда; показать на  примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности  жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;

Воспитательные: воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным;

Развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Оборудование: мультимедийная установка, оборудования для выполнения

                            заданий каждой группой.

 

План урока:

Этап урока

Время

1.Организационный момент

1мин

2.Актуализация знаний

4мин

3.Изучение новой темы

15мин

4.Физпауза

1мин

5.Закрепление полученных знаний

22мин

7.Подведение итогов

1мин

8.Домашнее задание

1мин

Ход урока.

Этап урока

Демонстрации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орган.

момент.

Приветствие учеников, сообщение цели урока.

Приветствие учителя.

II.Актуализация знаний:

2)Фронт. опрос

1)Слайд 1.

Осуществляет контроль.

1)Почему вес в воде меньше веса тела в воздухе?

2)Чему равна выталкивающая сила?

3)Как ещё можно найти выталкивающую силу?

Объясняют опыт и выводы, вытекающие из него.

Отвечают на вопросы.

III.Изучение новой темы.

1.Работа в группах.

2.Физпауза.

3.Вывод формулы архимедовой силы.

Слайд 2

Работают в группах (задания для групп в приложении).

 

Слайд 3,4

Видеофрагмент.

Слайд 5

Выталкивающую силу по-другому называют архимедовой силой или силой Архимеда в честь древнегреческого ученого, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.

Сегодня на уроке мы выяснит от чего же зависит сила Архимеда? Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа должна выполнить свою мини лабораторную работу.

Смотри приложение

F=P, P=mg=

=Vg. Но V=V, след-но, F=Vg.

Обратить внимание на то, что в формуле берется объем тела, погруженного в жидкость, т.е если в жидкость погружено половина тела, то и объем берется в 2 раза меньше.

Т.к. газы в этом отношении мало чем отличаются от жидкости, то все выводы будут справедливы и для газов.

В тетрадях записывают тему урока

Делают выводы: сила Архимеда зависит от объема тела,

плотности жидкости,

объема погруженной части тела, и не зависит от плотности тела,

формы тела,

глубины погружения.

В тетрадях записывают в виде таблицы

Выполняют упражнения.

Записывают в тетрадях.

IV.Закрепление

полученных знаний.

Слайд 6

.

Осуществляет контроль и помощь.

Решают количественные и качественные задачи. Решение задач записывают в тетрадях.

V.Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Я думаю, что урок прошел плодотворно и интересно. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу.

VI.Домашнее задание.

Записывают в  дневниках:

п.49; упр.24(3), зад.14.

Приложения.

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема.

Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.

Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить

Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину

Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.

Задание шестой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедову силу, действующую на тело, сначала погрузив в воду его часть, а потом полностью всё тело.

Сравните объем погруженной части тела и архимедову силу, действующую на тело.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.

Физпауза

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птица, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете,

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза и снова за дело! 

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема.

Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.

Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить

Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину

Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.

Задание шестой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедову силу, действующую на тело, сначала погрузив в воду его часть, а потом полностью всё тело.

Сравните объем погруженной части тела и архимедову силу, действующую на тело. Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Силы в динамике"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Силы в динамике", построенный на основе игровой технологии....

Методическая разработка урока "Сила трения"

Цель занятия-причины возникновения силы трения, изучение видов трения, трение в природе и технике....

Разработка урока "Сила трения"

Разработка урока "Сила трения"...

методическая разработка урока " Сила архимеда"

Цели урока: Образовательная: проверить знания учащихся по основным вопросам изученной темы. Развивающая: сформировать умение планировать и проводить простейший эксперимент...

разработка урока сила трения

исследовательская работа на уроках физики...

Разработка урока "Сила трения"

Познакомить учащихся с явлением трения, с силой трения, причинами  её возникновения. Вовлечь в организационно – деятельностную ситуацию по измерению силы трения....