методическая разработка урока " Сила архимеда"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная: проверить знания учащихся по основным вопросам изученной темы.
Развивающая: сформировать умение планировать и проводить простейший эксперимент
по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты
эксперимента.
Воспитательная: организовать общение учащихся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_uroka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательная: проверить знания учащихся по основным вопросам изученной темы.
Развивающая: сформировать умение планировать и проводить простейший эксперимент
по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты
эксперимента.
Воспитательная: организовать общение учащихся в группах.
План урока:
ЭТАП | ВРЕМЯ, мин | ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ |
1.Контроль знаний учащихся по теме 2.Фронтальный эксперимент 3.Домашнее задание | 10 20-25 3-5 | Физический диктант. Письменная работа. Групповая работа. Записи в тетрадях выводов по эксперименту. Сообщение учителя. Запись задания на доске и в дневнике. |
Ход урока:
- Проводится физический диктант:
I вариант
1. Физика – это…
2. Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.
3. Физическое тело – это…
4. Какой вид материи кроме вещества существует в природе?
5. Назовите мельчайшую частицу вещества.
6. Диффузия – это…
7. Молекулы взаимодействуют, это значит, что они…
8. Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:
А) не сохраняет объём, не имеет собственной формы;
Б) каждая частица в теле колеблется около определённой точки;
В) сохраняет объём и не сохраняет форму.
II вариант
- В физике изучают явления…
- Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.
- Материя – это…
- Физические тела состоят из…
- Чем больше температура тела, тем…
- Молекулы состоят из…
- Почему железная гиря не распадается самопроизвольно на отдельные частицы?
8. Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:
А) сохраняет объём и форму;
Б) расстояние между молекулами гораздо больше размеров самих молекул;
В) частицы расположены в определённом порядке.
2 Фронтальный эксперимент.
Методика организации работы. Каждая пара учащихся, сидящих за одним ученическим столом, решает одну учебную задачу, варианты чередуются через стол. Сами задания (своего рода «легенда») напечатаны на листочках и раздаются вместе с комплектом объектов для опытов. Отчёт о работе делается в форме таблицы в три столбика типа:
Что делаю | Что наблюдаю | Как объясняю |
Опыт 1 Опыт 2 |
Комплекты раздаточного материала готовятся заранее с помощью учащихся и совершенно одинаковы для любого варианта, поэтому часть объектов в комплекте может оказаться лишней. Состав комплекта: детский резиновый шар, раздутый до 8-10см, мензурка с водой объёмом 80-100мл, небольшая стеклянная колба, кусочки поролона, мел, пластилин, гвоздь, кольцевой магнит, кусок гладкого картона, отрезок медной проволоки диаметром около 1мм, стеклянная пластинка, небольшой стеклянный пузырёк с крупинками марганцовокислого калия и т. п.
Примеры экспериментальных заданий
I вариант
1. Проведите опыты, позволяющие сравнить свойства твёрдых и жидких тел. Результаты работы занесите в таблицу.
2. Если гвоздь положить на горку из гладкого картона, то он скатится вниз. Как, используя предмет из выданного вам комплекта, заставить гвоздь подниматься в горку?
3. Докажите, что свойства твёрдых тел могут быть различными (объекты: брусок, резинка, магнит).
II вариант
- Проведите опыты, позволяющие сравнить свойства жидких и газообразных тел. Результаты работы занесите в таблицу.
- Изучите действие магнита на компас, проведите и объясните два – три опыта.
- Проведите опыты по сравнению свойств гвоздя и пластилина. Результаты опишите в таблице.
Домашнее задание: Повторить изученное по записям в тетради. Желающим составить кроссворд, подготовить доклад на тему «Физические явления в природе».
ИТОГ УРОКА: Сегодня на уроке мы с вами проанализировали, сравнили, обобщили и по описанным свойствам установили агрегатное состояние вещества. Вы
самостоятельно смогли поставить эксперимент, объяснить полученные результаты.
Цели урока:
Образовательная: ввести понятие выталкивающей силы, рассмотреть зависимость FA
от плотности и объёма, и вывести формулу FА;
Развивающая: развивать умение наблюдать, обобщать, формировать практические
умения, развивать познавательный интерес к предмету;
Воспитательная: воспитывать активность и самостоятельность учащихся при
проведении экспериментов, воспитывать целенаправленность в работе.
План урока
ЭТАП | ВРЕМЯ, мин. | ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ |
| 2 10 – 15 10 12 – 15 3 – 5 2 | Словесный, эвристический, наглядный. Исследовательский, индуктивный. Решение задач. |
Ход урока:
- Мобилизующее начало.
- Урок начинаю со стихотворения:
Природа сложна, но природа одна.
Законы природы едины!
Вот плот и корабль, поплавок рыбака –
Плывут, как по небу плывут облака.
Но камень в воде не плывёт, как бревно,
И камнем бревно не уходит на дно.
В сущность явлений?
На это ответ искал сиракузский мудрец Архимед!
И вот сегодня мы с вами попробуем разобраться в сущности очень интересного явления.
А для этого давайте погрузимся в глубины подводного царства всемогущего и богатого Нептуна. Его богатства копились веками (корабли, сундуки). А может попробуем завладеть одним из таких сундуков. Но так просто поднять его нельзя. Нептун приготовил несколько препятствий для нас, преодолев их, получим с вами сундук.
Ну как, рискнём!
Для начала нужно определить тему сегодняшнего урока. Я приготовила вам небольшую подсказку:(отр. из произв. А.П. Чехова «Степь»
- Как вы думаете, о какой силе идёт речь?
- Вот и тема сегодняшнего урока «Выталкивающая сила».
- А как же она возникает? (Предлагается рисунок)
Данная сила имеет и другое название в честь древнегреческого физика и математика, АРХИМЕДА, который жил в III веке до н.э. Именно он смог вычислить слова «Эврика» - «Эврика» - нашёл.
А теперь давайте вернёмся в те времена и станем на немного Архимедами и попробуем повторить его опыт:
1) Измерьте силу тяжести с помощью динамометра:
FT=… Н
2) Не снимая цилиндра с динамометра, погрузите его в воду:
F2=… Н
Почему уменьшилась сила? (динамический рисунок)
3) Вычислите значение выталкивающей силы:
FА= FT – F2=…
Вывод: на любое тело со стороны жидкости действует FА, направленная вертикально вверх.
Итак, первое препятствие мы преодолели и сундук поднимается немного вверх.
Но вот беда не отдаёт Нептун своё богатство, а требует, чтобы мы определили от чего зависит FА. Проведём следующий опыт. (сырое яйцо опускают в солёную воду, а затем в обыкновенную)
В каком случае FА больше?
Ответ:
- Почему?
Посмотрите в таблице, чем отличается солёная вода от обыкновенной?
И так, как зависит FА от ρЖ ?
Ответ:
Следовательно, FА ~ρж, то есть чем > ρ, тем > FА.
Следующий опыт проделайте самостоятельно. У вас на столе два грузика.
Сравните их массу,
форму,
объём.
Раз их массы получились одинаковые, следовательно, FТ будут одинаковые.
Сравните выталкивающие силы, действующие на тела разного объёма.
Для этого сравните показания динамометра.
Ответ:
Следовательно, FА ~ VТ, то есть чем > VТ, тем > FA.
Итак, опытным путём мы установили, что FА зависит от VТ и ρж. На вопрос Нептуна мы ответили и сундук поднимается выше.
Но Нептуну хочется теперь узнать – как рассчитать силу Архимеда.
Вам известно:
FA= Рж
↓
Mжg
↓
Vжρжg
↓
FA= VTρжg
Таким образом, мы теоретически подтвердили результаты опытов.
Ну и последнее препятствие. «Решите задачу: Вычислите силу Архимеда, действующую на сундучок объёмом 0,22 м3, опущенного в морские глубины»
Сундучок на поверхности, мы с вами хорошо потрудились, преодолели все ловушки Нептуна и поэтому сундук с богатством в ваших руках. Но самое главное богатство – это знания. Какие знания вы приобрели, пока поднимали сундук с богатством?
Так как повторение – мать учения, то дома вы сможете найти изученный материал в § 49, упр. 32 (3, 4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Сила Архимеда.Плавание тел"
Презентация к уроку "Сила Архимеда. Плавание тел".Пр. А.А.Пинского ,7 кл....
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
Методическая разработка урока "Сила трения"
Цель занятия-причины возникновения силы трения, изучение видов трения, трение в природе и технике....
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Урок "Сила Архимеда"
Разработка мурока для 7 класса....
Методическая разработка урока по теме "Сила Архимеда"
Конспект урока по физике....