Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая разработка урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Предложен подробный конспект урока с этапами и запланироваными для них целями. Определены для каждого этапа возможные УУД и методы, с помощью которых они формируются. Представлен подробно этап урока - рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Тема урока: Сила Архимеда – выталкивающая сила
“Следствие ведут знатоки”
Автор: Шинкоренко Ольга Владимировна
Должность: учитель физики
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича" г. Кемерово
Описание разработки.
Конспект урока предложен в виде технологической карты, как это требуется по ФГОС. Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постаралась четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД, формируемые во время урока и результаты взаимодействия.
Краткие рекомендации к использованию.
Предложен дополнительный материал:
Приложение 1 "Таблица самооценивания" - используется на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок
оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).
Приложение 2 "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол
лективной работе.
Приложение 3 "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.
Приложение 4 "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая
за работой ребят.
Презентация В презентации предложены задания для 6 групп.
Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.
Технологическая карта урока по физике 7 класс
Тема урока Сила Архимеда – выталкивающая сила “Следствие ведут знатоки”
Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”
Тип урока Усвоение нового материала (совсем необычный урок) | Форма урока Проблемно – поисковая | ||||
Цели для ученика Аффективные - Развивать мышление и способствовать самостоятельному познанию реального мира; - Уметь иметь собственное видение и понимание; - Уметь делать выводы. - Развивать навыки самоорганизации. Когнетивные - Понимать роль эксперимента в физике; - Понимать методы, применяемые для установки физических фактов. Психомоторные - Уметь безопасно работать с приборами; - Создать коммуникативное пространство для результативной работы в группах. | Цели для учителя Образовательные - Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие; - Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”; - Помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Развивающие - Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления интуиции, пространственного воображения, смекалки. - Суметь реализоваться в этом уроке. Воспитательные - Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах; - Воспитывать активную позицию. | ||||
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический – усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями. Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха. | Оборудование урока: УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей. | ||||
Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр. | Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел. | ||||
Формы контроля Нормативный - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом); Вертикальный - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним) Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого. | Домашнее задание: Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики, и получите формулу, выражающую силу Архимеда. “Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда снизу на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать” | ||||
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Вводный - создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся | По традиции начало урока “Вдох” – задержка дыхания, “Выдох” – задержка дыхания. | Ребята выполняют просьбу учителя | Перцептивные: словесные и практические методы. | Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность; Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | “Вдох” – активизирует, “Выдох” – успокаивает. Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся. |
Актуализация - создать соответствующий эмоциональный настрой; - психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала; - ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы. | Предлагает поработать с таблицей самооценивания (приложение 1) . | Ребята самостоятельно отвечают на вопросы; | Методы контроля – проверяющие: - по операционно; - по конечному результату. | Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать; | Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная) Знаю ”Как…” и Знаю “Зачем…” вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал. Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика. Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально. Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы. |
Основной - включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих); - самостоятельное изучение нового материала через эксперименты. | Учитель обращает внимание ребят на Эпиграф: - Ваше отношение к нему? - На что он вас нацеливает? - Какой смысл заложен в нем? Учитель читает Моря и пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца и снега лавины…. природа сложна, но природа одна, законы природы - едины. Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Тема урока: - Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока, - Соответствует ли эпиграф теме урока? Учитель дает установку: - Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!! Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов. Учитель - раздает карту движения каждой микрогруппе. – у каждой команды задание индивидуальное. Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель. | Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе: - Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем. Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе. - Эпиграф полностью соответствует теме урока, - Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания). Вспоминают путь ученого: - Наблюдение, - Гипотеза, - Эксперимент, - Теория (качество, количество, прогноз) “Даешь открытие” – новые знания. Простраивают модель исследовательского обучения: - Обсуждение проблемы и способов ее формулирования; - Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту); - Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов); - Подготовка к выступлению по защите своих открытий; - Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса) | Гностический - исследовательские методы; - эвристические ме тоды (частично-поисковые) | Регулятивные – - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные - поиск и выделение информации; - умение структурировать знания; - построение логической цепочки рассуждений, доказательств. - умение строить речевое высказывание; - умение слушать и слышать товарищей; - умение тактично спорить; | Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано. Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор. На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4) Фактор успеха – класс! - развитие товарищей по классу; - их успеваемость; - их жизненные планы. Подготовка к выступлению по защите своих открытий: - приобщает ученика к самостоятельной работе; - учит его грамотно передавать содержание своих открытий; - правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог Это жизненно полезный навык для современного человека. |
Оценочный акт - оценить работу каждого ученика | Предлагает контрольно - оценочные акты. (приложение 2 – Самооценивание совместной работы в группе) Можно предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ | Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.
Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе) Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ. | Контролирующие: - пооперационно; - по конечному результату - по условным пара метрам. Диагностические: - личностные качества; - учебные умения. | Регулятивные – - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; | Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности. |
Рефлексия - взгляд внутрь себя: - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. | Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию. (приложение 3- Вопросы на рефлексию) Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления. | Ребята отвечают на предложенные вопросы Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона; - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”. | |
Окончание урок | Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время. | Ребята выполняют просьбу учителя. | Снимается напряжение по окончании урока. Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Таблица самооценивания
Знаю “Что…..” | Знаю “Как…” | Знаю “Зачем….” | Знаю “Я….” |
1. знаю, что такое давление. 2. знаю, что давление создают не только твердые тела, но и жидкости, и газы. 3. знаю, что закон Паскаля справедлив только для жидкостей и газов. 4. знаю, что такое сообщающиеся сосуды. | 1. знаю, как объяснить механизм возникновения давления твердых тел, жидкостей и газов. 2. знаю, как рассчитать давление твердых тел на данную опору. 3. знаю, как рассчитать давление, создаваемое жидкостью. 4. знаю, как получаются в хлебе, сыре, шоколаде дырки круглые. 5. знаю, как объяснить гидростатический парадокс. 6. знаю, как устанавливается однородная и неоднородная жидкость в сообщающихся сосудах. | 1. Зачем необходимы знания о существовании давления твердых, жидких и газообразных тел. 2. знаю, зачем необходимо помнить закон сообщающихся сосудов -при покупке: чайника, лейки; - при строительстве шлюзов; - водомерные стекла в современных чайниках, баках для чая в поездах. | 1. Какие знания по данной теме Я имел до начала урока 2. Какие знания Я приобрел по окончании урока. 3. Какие изменения произошли во мне, как у личности и чему Я научился в результате работы на уроке: - анализировать, - задавать вопросы, - ставить проблему и находить пути ее решения, - проектировать свою деятельность, - работать в группе, - слушать и принимать чужое мнение, даже если оно отлично от моего, - проводить рефлексию |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Самооценивание совместной работы
Я помогаю своей группе:
Организации обучения:
определять цели работы;
определять задачи работы;
намечать подходы решения проблемы;
Самостоятельно инициировать деятельность:
предлагаю новые идеи и направления;
добровольно принимаюсь за решение сложных задач;
Поиск информации:
задаю вопросы;
нахожу факты;
спрашиваю разъяснения;
Предоставление информации:
нахожу и делюсь ресурсами;
сравниваю факты и мнения;
Воодушевления группы:
с энтузиазмом откликаюсь на работу других;
Я приглашаю других к участию;
способствую формированию положительной самооценки;
Анализ:
обобщаю точки зрения, высказанные в обсуждении;
аргументировано отстаиваю свою точку зрения;
задаю вопросы на перспективу;
Поддержка обсуждения:
удерживаю обсуждение в нужном русле;
помогаю создать график работы и установить приоритеты;
помогаю правильно разделить задачи;
помогаю в поиске необходимых изменений и побуждаю
группу к этим изменениям;
Постановка вопросов:
стимулирую дискуссию, предлагая различные точки
зрения;
противостою слабым идеям;
Решение проблем:
работаю над преодолением различий мнений;
ищу другие решения;
помогаю своей группе в выборе грамотных, обоснованных
решений;
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Вопросы на рефлексию
На уроке Я работал …. | активно / пассивно |
Своей работой на уроке Я …. | доволен / не доволен |
Урок для меня показался … | коротким/длинным |
За урок Я….. | не устал / устал |
Моё настроение… | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был … | понятен / не понятен; полезен /бесполезен; интересен / скучен; |
Домашнее задание мне кажется… | легким / трудным; интересным/ неинтересным. |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Оценивание мыслительных способностей
(отслеживает учитель на протяжении всего урока)
Ставьте отметки, когда ученики демонстрируют каждый
из приведенных навыков мышления в групповой работе
Ф.И.ученика | |||||
оценивать | |||||
обобщать | |||||
делать заключения | |||||
интерпретировать | |||||
анализировать | |||||
разрабатывать | |||||
абстрагировать | |||||
анализировать перспективы | |||||
принимать решения | |||||
решать проблемы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Команда 1 Оборудование : мензурка с водой, динамометр, тело (цилиндр). Вопросы: 1. Как вы думаете, отличен ли вес тела в воздухе от веса тела в воде? 2. Проверьте свои гипотезы с помощью эксперимента. 3. Сделайте вывод по данному эксперименту. 4. Ход своего открытия фиксировать в таблице. ф.и. ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
Команда 2 Оборудование: сосуд с водой, сырое куриное яйцо. Ход работы: 1. Осторожно опустите яйцо в сосуд с водой, пронаблюдайте поведение его и попробуйте это поведение объяснить. 2. Подумайте и предложите способ, с помощью которого яйцо станет “послушным”, т.е. плавать внутри жидкости, всплывать на поверхность. 3. Объясните, что вы увидели в результате эксперимента. В таблице фиксируйте свои высказывания. ф.и . ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
Оборудование: стакан с водой, свечка на картонной подставке. Вопросы: 1. Что произойдет, если свечку на подставке опустить в стакан с водой? 2. Зажгите свечку и последите за ней несколько минут. 3. Подумайте и дайте ответ на вопрос, как долго будет гореть свеча и не будет залита водой. 4. В таблице фиксируйте свои высказывания. Команда 3 ф.и . ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
Оборудование: пробирка с водой, пробирка со спиртом, пипетка, сосуд с маслом, пробирка пустая . Ход работы: В пустую пробирку налейте спирта, высота столбика которого была бы не более 2 см. 2. С помощью пипетки капните каплю масла в пробирку со спиртом. Понаблюдайте, что произошло с каплей масла в пробирке, и попытайтесь дать этому объяснение. 3. Осторожно вливайте воду в пробирке со спиртом. 4. Внимательно следите за поведением капли масла. И вновь попробуйте дать объяснение такому поведению капельки масла. 5. В таблице фиксируйте свои высказывания Команда 4 ф.и . ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
Команда 5 Оборудование: весы ( в виде коромысла), тела равных объемов, тела разных объемом, разные жидкости. Вопросы: 1. Подвесьте к коромыслу тела равной массы так, чтобы коромысло было в равновесии. Затем опустите эти тела в жидкости (одинаковые). Попробуйте сделать вывод по поводу того, что вы увидели. 2. Повторите этот же эксперимент, но жидкости возьмите разные. 3. Повторите этот же эксперимент, но жидкости должны быть одинаковые, а вот тела равные по объему (равновесие тел перед погружением в жидкость – обязательное условие). 4. Попробуйте выстроить свою теорию по окончанию всех экспериментов. В таблице фиксируйте свои высказывания. ф.и . ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
Команда 6 Что тяжелее? На одну чашу весов поставлен стакан до краев наполненный водой. На другую – точно такой же стакан, тоже полный до краев, но в нем плавает кусок дерева. Какой стакан перетянет? Усложним задачу?! На одну чашу весов ставим стакан до краев наполненный водой, рядом на весы кладем гирьку. Когда весы уравновешены гирями на другой чаше, в стакан с водой опускают гирьку, лежащую рядом. Что произойдет с весами??? ф.и . ученика гипотеза эксперимент теория прогноз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"
В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»
Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».
Урок открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении. На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач. На уроке использовались различные в...