Главные вкладки

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Шинкоренко Ольга Владимировна

    Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая разработка урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Предложен подробный конспект урока с этапами  и запланироваными  для них целями. Определены для каждого этапа возможные УУД и методы, с помощью которых они формируются. Представлен подробно этап урока - рефлексия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"

    Тема урока:                    Сила Архимеда – выталкивающая сила  

                                                            “Следствие ведут знатоки”

    Автор:                            Шинкоренко  Ольга  Владимировна

    Должность:                   учитель  физики

    Образовательное учреждение:  

    МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича" г. Кемерово

      Описание разработки.

     Конспект урока предложен в виде технологической карты,  как это требуется по ФГОС.  Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постаралась четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД,  формируемые во время урока и результаты взаимодействия.

        Краткие рекомендации к использованию.

    Предложен дополнительный материал:

        Приложение 1    "Таблица самооценивания" - используется  на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок

                                       оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).

        Приложение 2    "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол

                                       лективной работе.

        Приложение 3   "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.

                                      Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.

        Приложение 4   "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая

                                      за работой ребят.

        Презентация       В презентации предложены задания для  6 групп.

      Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.

    Технологическая карта урока по физике 7 класс

    Тема урока   Сила Архимеда – выталкивающая сила  “Следствие ведут знатоки”

    Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”

    Тип урока    Усвоение нового материала 

                              (совсем необычный урок)

    Форма урока     Проблемно – поисковая

    Цели для ученика

    Аффективные

    - Развивать мышление и способствовать

      самостоятельному познанию реального мира;

         - Уметь иметь собственное видение и понимание;

    - Уметь делать выводы.

         - Развивать  навыки самоорганизации.

    Когнетивные

    - Понимать роль эксперимента в физике;

    - Понимать методы, применяемые для установки  

        физических фактов.

    Психомоторные

    - Уметь безопасно работать с приборами;

         - Создать коммуникативное пространство для  результативной

            работы в группах.

    Цели для учителя

    Образовательные  

    - Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;

    - Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”;

    - Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

    Развивающие

     - Развивать элементы творческой деятельности  как качества мышления

        интуиции, пространственного воображения, смекалки.

     - Суметь реализоваться в этом уроке.

    Воспитательные

    - Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;

    - Воспитывать активную позицию.

    Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями.

    Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха.

    Оборудование урока:

    УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей.

    Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр.

    Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел.

    Формы контроля 

    Нормативный   - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом);

    Вертикальный  - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним)

    Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого.

    Домашнее задание:   Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики,  и получите формулу, выражающую силу Архимеда.

     “Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда  снизу  на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать

    Этап урока и его цель

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Используемые методы, приемы, формы

    Формируемые УУД

    Результат взаимодействия (сотрудничества)

    Вводный

    - создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся

    По традиции начало урока

    “Вдох” – задержка дыхания,

    “Выдох” – задержка дыхания.

    Ребята выполняют просьбу учителя

    Перцептивные: словесные и практические методы.

    Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность;

    Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

    Вдох” – активизирует,

    “Выдох” – успокаивает.

    Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.

    Актуализация

    - создать соответствующий  эмоциональный настрой;

    - психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;

    - ставятся  проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы.

    Предлагает поработать с таблицей  самооценивания

    (приложение 1)

    .

    Ребята самостоятельно отвечают на вопросы;

    Методы контроля – проверяющие:

    -   по операционно;

    - по конечному результату.

    Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира

    Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования

    Метапредметные умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать;

    Знаю Что…… это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная)

    Знаю Как… и

    Знаю Зачем…  вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал.

    Знаю Я….. дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика.

    Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально.

     Ребята  повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы.

    Основной

    - включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих);

    - самостоятельное изучение нового материала через эксперименты.

    Учитель обращает внимание ребят на

    Эпиграф:

    - Ваше отношение к нему?

    - На что он вас нацеливает?

    - Какой смысл заложен в нем?

    Учитель читает

    Моря и пустыни.

    Земля и Луна.

    Свет  Солнца

    и снега лавины….

    природа сложна,

    но природа одна,                            законы природы  - едины.

    Вот плот и корабль, поплавок  рыбака, плывут, как по небу  плывут  облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и  камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ                                       искал сиракузский мудрец – Архимед.

    Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

    Тема урока:

    - Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока,

    - Соответствует ли эпиграф теме урока?

    Учитель  дает  установку:

    - Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений

    Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!

    Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.  Начнем знакомство с водой с экспериментов.

    Учитель

    - раздает карту движения каждой микрогруппе.

    – у каждой команды задание индивидуальное.

    Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах,  которые будем включать в эту модель.

    Ребята высказывают свое мнение  об  эпиграфе:

    - Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем.

    Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе.

    - Эпиграф полностью соответствует теме урока,

    - Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания).

    Вспоминают путь ученого:

    - Наблюдение,

    - Гипотеза,

    - Эксперимент,

    - Теория (качество, количество, прогноз)

    “Даешь открытие” – новые знания.

    Простраивают модель исследовательского обучения:

    - Обсуждение проблемы и способов ее формулирования;

    - Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту);

    - Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов);

    - Подготовка к выступлению по защите своих открытий;

    - Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса)

    Гностический 

    - исследовательские

      методы;

    -  эвристические ме

       тоды  (частично-поисковые)

    Регулятивные –

    - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Коммуникативные  

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Познавательные

    - поиск и выделение информации;

    - умение структурировать знания;

    - построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

    - умение строить речевое высказывание;

    -  умение слушать и слышать товарищей;

    - умение тактично спорить;

    Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано.

    Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя -  координатор.

    На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4)

    Фактор успеха – класс!

    - развитие товарищей по классу;

    - их успеваемость;

    - их жизненные планы.

    Подготовка к выступлению по защите своих открытий:

    - приобщает ученика к самостоятельной работе;

    - учит его грамотно  передавать содержание своих открытий;

    - правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог

    Это жизненно полезный навык для современного человека.

    Оценочный акт

    - оценить работу каждого ученика

    Предлагает  контрольно - оценочные акты.

     (приложение 2 – Самооценивание совместной работы в группе)

    Можно предложить ученикам разработать собственные

    критерии оценивания своих работ

    Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.

       

    Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе)

    Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ.

    Контролирующие: 

    -  пооперационно;

    -  по конечному результату

    - по условным пара

      метрам.

    Диагностические:

    - личностные качества;

    - учебные умения.

    Регулятивные –

    - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности.

    Рефлексия

    - взгляд внутрь себя:

    -  ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

     - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

    - какой вклад в общее дело он может внести;

    - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

    Предлагает ребятам осмыслить свое обучение.  Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная).  Учитель предлагает вопросы на рефлексию.

    (приложение 3- Вопросы на рефлексию)

    Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления.

    Ребята отвечают на предложенные вопросы

    Просматривают  свои открытия и  готовят отчеты в виде: выступления, презентации.

    Регулятивные:

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

    - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

    Коммуникативные:

    - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

    Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять

    - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

    -  какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

    - какой вклад в общее дело он может внести;

    - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

    Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”.

    Окончание урок

    Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время.

    Ребята выполняют просьбу учителя.

    Снимается напряжение по окончании урока.

    Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"

    В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".

    Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...

    Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

    Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».

    Урок  открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении.  На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач.  На уроке использовались различные в...

    Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС с применением ИКТ на тему: "Права и свободы человека и гражданина"

    Технологическая карта урока на закрепление учебного материала с применением знаний на практике и при подготовке к экзамену. Основная часть урока занята на работу в группах с текстом и заданием ОГЭ (26...

    Рабочая программа по физической культуре 6 класс в соответствии с требованиями ФГОСС НОО(2 часа)

    Рабочая программа по физической культуре 6 класс в соответствии с требованиями ФГОСС НОО(2 часа)...