Работа с текстом при решении физических задач.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Методика проведения конкретных уроков по физике подразумевает работу различными, рациональными для конкретной темы, способами представления и передачи учебной информации. При этом основную роль играет специфика учебного материала, цели и задачи урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_pri_reshenii_fizicheskih_zadach.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом при решении физических задач.

Методика проведения конкретных уроков по физике подразумевает работу различными, рациональными для конкретной темы, способами представления и передачи учебной информации. При этом основную роль играет специфика учебного материала, цели и задачи урока.

У ученика развиваются общеучебные умения и навыки:

  1. Производить и представлять информацию в устной и письменной форме.
  2. Соблюдать логику в рассуждениях.
  3. Владетьспособами аргументации.
  4. Вести поиск информации используя дополнительную литературу, справочники, интернет.
  5. Формулировать главную мысль в тексте, высказывании, находить ключевые слова в определении.
  6. Сворачивать информацию в виде вторичных источников информации: план, алгоритм, таблица, логическая блок схема, тезисы, резюме, конспект, реферат.

Каждый предметник считает, что именно его дисциплина лучше развивает общеучебные навыки.

Представляется, что физика, более чем другие может претендовать на роль предмета развивающего ЗУН учащихся при работе с информацией.

При этом виды и формы информации очень многообразны.

Учебную информацию можно разбить на блоки:

  1. Устное сообщение, текст (особенно определения, формулировки).
  2. Таблицы.
  3. Формулы, графики, рисунки, схемы, чертежи.
  4. Физические демонстрации, опыты в классе; лабораторные работы.
  5. Фотографии и видеофрагменты.
  6. Физические анимации, моделированные физические процессы средствами информационных технологий.  

В каждом блоке ученик должен научится: разворачивать информацию, читать формулы и уравнения, перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот, представлять в графическом, символьном и других видах.

Работу с текстом на уроках физики проверяют на многих этапах. Я остановлюсь на работе с текстом при решении задач. Для того чтобы научить решать задачи есть много методов. Изучая тему, учитель разбирает на доске и анализирует решения некоторых типовых задач. Кроме того в учебниках в заключение каждой темы и в многочисленных решебниках есть задачи с полным решением. Как правило, они хороши, как обобщение целого класса задач или прилагается как обобщение материала.

Вопрос: Что делать с готовым решением? Как изучать этот текст учебника?

Один из вариантов продуктивной работы – составить анализ решения задачи. Это не всем ученика удается, не каждый может даже проанализировать условие. Ученик выясняет: что дано и что надо определить. На вопрос о чем идет речь в задаче  –часть просто пересказывает текст, не всегда сразу понимая суть задачи.

Анализ готового решения имеет своей целью развитие учебно-логических умений учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Учитель помогает ученику создать план анализа решения задачи:

  1. Ответить на вопрос - о чем идет речь в задаче.
  2. Понять физический смысл условия, определить какие физические процессы описываются и каковы условия их протекания.
  3. Объяснить чертеж или рисунок к задаче (перекодировка информации из визуально-символьной в словесную).
  4. Прокомментировать решение задачи в общем виде, назвать, какие физические законы использованы при решении.
  5. Сделать вывод размерности для проверки полученной формулы.
  6. Проанализировать численный ответ (в соответствии с табличными данными и реальными значениями полученных величин).

Такой анализ позволяет учащимся при самостоятельном решении задач составлять свой алгоритм.

По отношению к тексту учебника (задачника) составление алгоритма каких-либо действий является производством вторичной информации. Такой вид работы нравится ученикам – это позволяет им:

  1. Легче справиться с решением.
  2. Почувствовать собственную значимость, т.к. они создают правила управления учебным процессом хотя бы для себя.

Попытка на основе одной или нескольких решенных задач составить алгоритм решения для целого класса задач стимулирует умственную деятельность учащегося, т.к. ученику для этого необходимо систематизировать и обобщить конкретный учебный материал, работать с довольно большим объемом информации.

Много частных алгоритмов приходится составлять при решении различных задач механики. Они действительно помогают довести некоторые действия до автоматизма.

А если ученик (как и взрослый) сумел решить, понять задачу, то он испытывает радость. И этот маленький успех дает стимул для решения других мыслительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».     Разработали:  учитель...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....

Интегрированный урок в 9 классе Математика + физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Цели урока:Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из...