МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
презентация по физике по теме

Каменнова Галина Андреевна

В методической и учебной литературе под учебными физическими задачами понимают целесообразно подобранные упражнения, главное назначение которых заключается в изучении физических явлений, формировании понятий, развитии физического мышления учащихся и привитии им умений применять свои знания на практике 

Опросы и наблюдения  показывают, что основные затруднения при попытке решения задачи творческого уровня  обучающиеся  испытывают уже на этапе ознакомления с условием задачи. Так же испытывают затруднения в поиске ответа на вопрос: “с чего начать решение задачи?” Многие не могут правильно выполнить рисунок, схему, для пояснения задачной ситуации.  А так же допускают неточности при перекодировке формул с учетом введенных обозначений.Как же поступает ученик, перед которым новая задача? Часто он пытается изобрести свою, понятную для него формулу, которая вместила бы неизвестную величину. или занимается подгонкой под ответ. Или  проще успокаивает себя мыслью, что такие задачи просто не решали.А как же чаще всего поступаем мы, учителя? Чаще это методика, которую можно выразить словами “хочешь научиться решать задачи – решай их!”.Учащимся предлагается решать огромное количество задач, используя в качестве ориентира деятельности примеры решения типовых задач, в надежде, что умение решать задачи, сформируется в процессе решения задач само по себе. Не имея другого инструментария решения задач, ученики вынуждены руководствоваться методом аналогий.Как помочь ребенку подобрать “ключик” к любой задаче, даже нестандартной, творческой?  Решить это противоречие, на мой взгляд, помогает технология графических образов разработанная и апробированная  в Ростовской школе-гимназии  № 14  кандидатом педагогических наук  Атаманской  Мариной Сергеевной. «Графический образ есть обобщенное представление, некая модель изучаемой ситуации, в которой реально функционирует образно-логическая связь» Данную методику можно применять в любом классе независимо от возраста обучающихся. На мой взгляд, данный метод  эффективнее применять при решении задач по «кинематике» (графики, задачи на движение), «термодинамике» (уравнение теплового баланса, изопроцессы), а так же к любым задачам, что зависит от творческого подхода учителя и учеников.Успех обучения решению задач в значительной мере зависит от применяемой учителем методики обучения .Каким методом решаются задачи: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая частная задача решается своим методом.Обучение учащихся умению решать задачи предполагает знание учителем различных способов обучения этому умению, из которых он может выбрать наиболее рациональный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon modelirovanie_zadach_po_fizike.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ Презентацию подготовила: учитель физики МКОУ Глазуновской СОШ Каменнова Галина Андреевна апрель 2012 г.

Слайд 2

Литература Алгебра Химия Русский язык Геграфия История Биология Физкультура ОБЖ Информатика Иностраный язык ФИЗИКА Геометрия

Слайд 3

«При изучении наук - задачи полезнее правил.» И. Ньютон

Слайд 4

«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.» Д. Пойа

Слайд 5

СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗА ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ УЧАЩИХСЯ ПОНИМАНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ И ФОРМУЛ ЗНАКОМСТВО С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И ЦЕЛЕ- УСТРЕМЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭТО:

Слайд 6

Анкета ( опрошено 41 обучающийся 7-11 класса) 1.Как ты относишься к задачам по физике? -не понимаю -не умею решать -не люблю -боюсь -нормально 2.Вызавает ли затруднение решение задач? -да -нет 3.На каком этапе решения задач ты испытываешь затруднения? -ознакомление с условием (с чего начать?) -не могу записать условие -не могу перевести в СИ -трудно выполнить рисунок, схему -запись формул и выражение из них

Слайд 7

1. Как ты относишься к задачам по физике?

Слайд 8

2. Вызывает ли затруднение решение задач?

Слайд 9

3. На каком этапе решения задач ты испытываешь затруднения?

Слайд 10

Как поступает ученик, перед которым новая задача? Не знаю формулу??? Изобрету свою!!!!!

Слайд 11

Как поступает ученик, перед которым новая задача? Подгоню под ответ!!!!

Слайд 12

Как поступает ученик, перед которым новая задача? «А мы такие не решали!!!???»

Слайд 13

А как иногда поступает учитель, перед которым задача? “ Хочешь научиться решать задачи – решай их!”.

Слайд 15

«Без образа нет мысли» Платон

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Слайд 17

Технология графических образов, разработанная и апробированная в Ростовской школе-гимназии № 14 кандидатом педагогических наук Атаманской Мариной Сергеевной. «Графический образ есть обобщенное представление, некая модель изучаемой ситуации, в которой реально функционирует образно-логическая связь»

Слайд 18

Основополагающая идея- идея целостности ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗНАК СИМВОЛ ОБРАЗ

Слайд 19

ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЛЯ УЧЕНИКА создание смысловой опоры для понимания условия задачи установление отношения подобия между разными реальностями осуществление логической операции с построенным в воображении представлением

Слайд 20

Основные этапы работы над задачей Обобщенная логика познания объекта Логика конкретных действий в текстовой задаче 1. Установление отношения к объекту как некоторой целостности, определение сути представленного. 2. Рассечение целостности на элементы Изучение сути процесса (явления) и представление понимания в графических образах 3. Поиск связей между элементами как видимых, так и сущностных. II. Создание модели задачной ситуации в «удобной» для учащегося системе координат

Слайд 21

Основные этапы работы над задачей Обобщенная логика познания объекта Логика конкретных действий в текстовой задаче 4. Поиск и выделение особого элемента, выполняющего роль системного фактора II. Создание модели задачной ситуации в «удобной» для учащегося системе координат 5. Выявление связей между особым элементом и всеми другими элементами III. Осознание последовательности происходящих процессов в условиях преобразования «удобной» модели

Слайд 22

Основные этапы работы над задачей Логика конкретных действий в текстовой задаче Обобщенная логика познания объекта 6. Восстановление целостности объекта на качественно другом уровне IV. Построение математической модели

Слайд 23

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Слайд 24

«Язык физики- моделировочный язык» М.С. Атаманская

Слайд 25

Этапы обучения моделированию: Демонстрация Отображение эксперимента способом, удобным ученикам Конструирование графического образа явления Абстрагирование Выявление картины затруднений

Слайд 26

Методика разбора задачи: 1.Выписать условие задачи в тетрадь 2.Реконструкция условия задачи ( 2,3 этап) 3.Графическое представление задачи 4. Математическая модель

Слайд 27

1 этап: Изучение сути процесса(явления) и представление понимания в графических образах В цилиндрический сосуд , доверху наполненный водой, опускают шарик массой m =0,2 кг и плотностью ρ =800 кг/ м 3 .Диаметр шарика меньше диаметра и высоты сосуда. ШАГ 1 Определите массу воды, которая выльется из сосуда? ШАГ 2 ?

Слайд 28

2 этап: Создание модели задачной ситуации (определяем физический смысл задачи) Дано: m= 0,2 кг ρ= 800 кг/ м 3 ρ ж = 1000 кг/ м 3 m выт жид -? ρ тела < ρ ж

Слайд 29

3 этап: Осознание последовательности происходящих процессов в условиях преобразования «удобной» модели ( создание научной модели) F А = F тяж F А F тяж Тело плавает внутри жидкости, следовательно

Слайд 30

4 этап: Построение математической модели F А = F тяж F А = Р выт жид = m выт жид g (1) F тяж =m g (2) Приравняем (1) и (2) m выт жид = m = 0 ,2 кг.

Слайд 31

Задача: Один моль идеального одноатомного газа сжимается при постоянной температуре, затем нагревается при постоянном давлении и, наконец, охлаждается при постоянном объеме до начальной температуры. Какой из графиков в координатах р-Т соответствует этим изменениям? р Т р р р Т Т Т 1 2 3 4 0 0 0 0

Слайд 32

Графическое представление процессов Газ сжимается при Т= const ,на участке 1-2- изотермическое сжатие (построим изотерму в осях р -Т) V р Газ нагревается при р = const , на участке 2-3-изобарное нагревание (построим изобару в осях р -Т) V T Газ охлаждается при V = const (построим изохору в осях р -Т) V р Совместим графики на рисунках Ответ:1 р р р р Т Т Т Т 1 2 2 3 3 3 2 2 1 1

Слайд 33

Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? РЕКОНСТРУКЦИЯ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ:

Слайд 34

Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧИ:

Слайд 35

Задача: В аквариум налили 25 л воды при температуре 17 градусов. Сколько горячей воды при 72 градусах долили в аквариум, чтобы в нем установилась температура 22 градуса? МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Слайд 36

СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОПЫТОВ

Слайд 37

Тема урока: «Соединения проводников»

Слайд 39

Тема урока: «Постоянные магниты»

Слайд 40

Тема урока: «Постоянные магниты»

Слайд 41

Тема урока: «Простые механизмы . Рычаг»

Слайд 42

СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ POWER POINT

Слайд 43

Человек переходит с носа лодки на ее корму.

Слайд 44

Снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон с песком и застревает в нем.

Слайд 45

Стальная пуля, летящая горизонтально, попадает в центр боковой грани неподвижного стального куба.

Слайд 46

Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола белка почувствовала опасность. Она понимает законы Ньютона и предотвращает падение на пол. Каким образом?

Слайд 47

Белка массой 0,5 кг сидит на абсолютно гладкой, обледенелой, горизонтальной, плоской крыше. Человек бросает белке камень массой 0,1 кг. Камень летит горизонтально со скоростью 6 м\с. Белка хватает камень и удерживает его. Вычислите скорость белки, поймавшей камень .

Слайд 48

Белка, о которой идет речь в предыдущей задаче, хватает камень, моментально замечает, что это не орех, и бросает его обратно в горизонтальном направлении со скоростью 2 м\с относительно земли. Вычислите скорость белки в этом случае .

Слайд 49

Мальчик массой 22 кг, бегущий со скоростью 2,5 м\с, вскакивает сзади на платформу массой 12 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?

Слайд 50

НАГЛЯДНОСТЬ И ЕМКОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Слайд 51

ЕСЛИ МЫ ОБМЕНЯЛИСЬ ЯБЛОКАМИ, ТО УНАС СНОВА БУДЕТ ПО ОДНОМУ ЯБЛОКУ. А ЕСЛИ МЫ ОБМЕНЯЛИСЬ ИДЕЯМИ, ТО ПРИ ЭТОМ, ЧТО У НАС ОСТАНУТСЯ СВОИ,ЕЩЁ ПОЯВЯТСЯ И ДРУГИЕ (Притча)

Слайд 52

Для создания презентации использовалась литература и Интернет-ресурсы: Атаманская М. С. Изобрази задачу! Творческий подход к решению физических задач на основе графических образов.– Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2008. Прояненкова Л.А., Одинцова Н. И. ЕГЭ Физика. Методическое пособие для подготовки. – М.: «Экзамен»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по физике "Решение расчетных и графических задач. Кинематика"

Настоящее пособие составленно в соответствии с программой курса физики средней школы по разделу "Кинематика", содержит: основные понятия и формулы; примеры решения типовых задач, задачи для самостояте...

Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"

Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...

Методика творческого подхода к решению задач повышенной трудности за курс средней общеобразовательной школы на основе графических образов.

Содержание. Пояснительная записка…………………………………………………………….…..2Общие методические указания……………………………….………………...……..3Кодификатор элементов содержания по разделам физики средней (полной) общеобразов...

Метод графических образов на уроках физики при изучении темы "Тепловые явления"

Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графиче...