Главные вкладки

    Методика творческого подхода к решению задач повышенной трудности за курс средней общеобразовательной школы на основе графических образов.
    методическая разработка по физике на тему

    Содержание.

     

    Пояснительная записка…………………………………………………………….…..2

    Общие методические указания……………………………….………………...……..3

    Кодификатор элементов содержания по разделам физики средней (полной) общеобразовательной школы…………………..…………….…...…………………………5

    Метод графических образов………………………………………………………… 15

    Раздел I. Механика………………………………………………….…...…………….21

    1.     Основные типы задач…………………………….………..…………………...21

    2.     Особенности решения задач………………………….………………….....….21

    3.     Примеры решения задач…………………………….……………………...….24

    Раздел II. Молекулярная физика. Термодинамика……………….……….……...…39

    1.     Основные типы задач………………………………………….…………….....39

    2.     Особенности решения задач…………………………….……………………..39

    3.     Примеры решения задач……………………………………….…………....….41

    Раздел III. Электродинамика…………………………………….…….……….….….53

    1.     Основные типы задач……………………………………….………..….……..53

    2.     Особенности решения задач…………………………………….………….….53

    3.     Примеры решения задач………………………………………..….…….…….56

    Раздел IV. Оптика. Квантовая физика…………………………………………..…...73

    1.     Основные типы задач………………………………………….…………...…..73

    2.     Особенности решения задач………………………………….…………….….73

    3.     Примеры решения задач………………………………….……………..….….75

    Литература….…………………….…………………………………………..…….….86

     

    Пояснительная записка.

     

    Физика, как наиболее развитая естественная наука, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

    В задачи обучения физике входят:

    Ø   развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

    Ø   овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

    Ø   усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов;

    Ø   формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

    На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории. Отсюда вытекает повышение требований к умению учащихся применять основные, исходные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок, решения задач.

    В объёме курса физики средней школы наибольшее затруднение, как правило, возникает у учащихся и будущих абитуриентов при решении задач. С помощью метода графических образов удаётся совместить изучаемые объекты природы и образы-восприятия их учащимися. Учебный процесс в такой модели обучения конструируется как система учебных задач. В учебной задаче реализуется одновременно две цели:

    1) Разработка интеллектуального инструментария для решения большого класса предметных задач в процессе мысленного эксперимента, то есть разработка обобщённых интеллектуальных умений и навыков.

    2)  Организация мысленного эксперимента.

    Анализ целей позволяет сказать, что учебная задача – форма совместной интеллектуальной и эмоциональной деятельности учителя и ученика, в которой используется, как понятие, «искусственный» язык понимания природы, что и отображается в графических образах.

    В данной разработке приведена классификация задач по основным разделам, приведены примеры решения и подробного оформления наиболее типичных задач повышенной трудности по следующим разделам:

    1)    механика;

    2)    молекулярная физика и термодинамика;

    3)    электричество и магнетизм (электродинамика);

    4)    оптика и квантовая физика.

    Решение задач позволяет лучше понять и запомнить основные законы физики, развивает творческий подход к объяснению физических явлений и процессов, воспитывает способность применять общие закономерности к отдельным конкретным случаям, понять наиболее важные приложения физики в познавательной и производственной деятельности людей, другими словами, достичь триединой цели образования, как сложной составной цели, вбирающей в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий.

    Данная разработка может быть использована для проведения факультативного курса «Решение задач повышенной трудности»; при организации повторения образовательной области «физика» за курс средней (полной) школы; в ходе индивидуальной или групповой подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по физике; позволяет систематизировать знания учащихся по основным разделам школьного курса физики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_resheniya_trudnyh_zadach.rar620.14 КБ

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

    Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

    Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса

    Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнения...

    Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

    Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

    Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)

    Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....

    Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

    Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

    Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

    Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» «РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ  ПОВЫШЕННОЙ  ТРУДНОСТИ»...