Система организации и проведения уроков-зачётов в старших классах
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого учениа класса с зачётом по основным темам.Система зачетов позволяет осуществить контроль за освоением теоретических и практических знаний учащихся, акцент делаетсяне только на письменное воспроизведение теории, но и на устный рассказ по вопросам.Зачет в старших классах- это эмитация экзаменационной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_organizayii_zachetov_po_fizike_v_starshih_klassah.doc875.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАТО город Фокино Приморского края.

МКОУ гимназия № 259

Куличкова Лариса Валентиновна- учитель физики высшей квалификационной категории

Из опыта работы.

Система организации и проведения уроков-зачетов по физике в старших классах.

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика класса с зачетом по основным темам.
Необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена, во-первых, тем, что учащиеся к моменту текущей проверки еще не до конца усваивают учебный материал, и, во- вторых, тем, что, изучив все вопросы темы, учащиеся начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций, лучше понимают взаимосвязь изученных явлений.
В
 зависимости от содержания учебного материала, его особенностей зачеты могут быть письменными и устными.
Проведение письменного зачета обусловлено такими особенностями: сравнительно небольшим числом вопросов, которые требуют для изложения длительного связанного рассказа, обилием математических выводов, формул, возможностью выражения физических закономерностей словесно, математически, графически и доступностью для учащихся, с точки зрения их подготовленности, познавательных возможностей, перехода от одной формы выражения к другой.
Устная форма зачета проводится по заранее записанным вопросам. Можно использовать различные формы устного зачета.
Система зачетов позволяет осуществить контроль за усвоением теоретических и практических знаний учащихся, акцент делается не только на письменное воспроизведение теории, но и на устный рассказ по вопросам. Зачет в старших классах — это имитация экзаменационной ситуации. Он позволяет сформировать привычку кратко и четко отвечать на вопрос, работает на предупреждение предэкзаменационного стресса. После проведения зачета учащиеся сравнительно легко сдают экзамены не только по физике, но и по другим предметам.
Я организую работу по зачетной системе в старших классах уже более 5
 лет. По началу это были стандартные зачеты. Но неудовлетворенность их результатами и перегрузка учеников и учителя при проверке письменных зачетных работ, сложность объективного оценивания знаний учащихся, а также желание подготовить ребят к обучению в вузах и техникумах подтолкнули меня к поиску новых форм зачета. В результате организации зачетной системы в старших классах совершенствуются умения сопоставлять изложение одних и тех же вопросов разными учениками, умения высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, писать рефераты, тезисы, планы докладов и сообщений. У учащихся вырабатывается привычка подробно прорабатывать учебный материал, проявляется умение давать быстрые и точные ответы.
В начале учебного года я знакомлю ребят с темами зачетов. Их планируется на год: в 10-х классах
4(3), в 11-х классах 4. При подготовке к зачету учащимся предлагаются темы для творческих работ по данной изучаемой теме (рефератов, кроссвордов, игр, сценариев и пр.). Выполненные творческие работы проверяются мною до урока- консультации. Работы, выполненные на 5 или 4 , засчитываются. Такой ученик от теоретической части зачета освобождается, выполняет лишь контрольную работу.
В процессе изучения теории учащиеся могут проявить свои знания и получить оценку за зачет автоматически, а затем могут быть привлечены в качестве консультантов во время зачета.

Проведение зачетов планируется на сдвоенных уроках и только в учебное время. (См. блок-схему). Это позволяет избежать пергрузки учащихся, а получение вопросов в начале темы дает возможность самостоятельно, в опережающем порядке, изучить интересующие вопросы. Большую роль играет урок-консультация, проводимый непосредственно перед зачетом. Здесь я информирую учащихся о том, в какой форме будет проходить зачет (групповой, блочный с консультантами, «рулетка, барабан, и др.).
На этом же уроке я сообщаю о том, кто из ребят будет работать письменно, кто устно, кто будет освобожден от зачета автоматически, консультирую по вопросам, которые вызвали у учеников наибольшие затруднения. Если зачет планируется с консультантами, то я заранее их готовлю по определенной группе вопросов (не более З-х). Консультанты готовят карточки контроля, дополнительные вопросы или задания.
В карточке отмечается фамилия и имя ученика, вопросы, допущенные ошибки . Графа «Замечания» очень важна. Сопоставив замечания с оценкой, можно определить, соответствует ли поставленная оценка ответу. За зачет можно поставить две и более отметок (за знание теории, за дополнения, за активность, практические умения).
Проанализировав замечания по всем карточкам, учитель получает представление о вопросах, усвоенных учащимися недостаточно хорошо.
Правильное использование зачетной системы предполагает тщательное продумывание и планирование проверки до начала изучения темы. При планировании учитель определяет, какой учебный материал, когда и в какой форме будет проверен в процессе изучения темы; уточняет, какой учебный материал по этой теме и в какой форме следует вынести на зачет. Я использую вопросы взаимоконтроля, разработанные Шаталовым В.Ф., корректируя их, а также тестовые сборники.
Активно применяя зачетную систему, учитель усиливает воспитывающее воздействие проверки ЗУН и учащихся,
Учащиеся понимают необходимость систематической и последовательной работы над каждой темой курса физики, так как они вынуждены регулярно отчитываться в своих знаниях перед учителем и товарищами.
После урока-зачета я обязательно планирую урок-анализ зачета. Здесь подводятся итоги, разбираются все допущенные ошибки, а учащиеся, неудовлетворенные своими оценками, приглашаются к пересдаче, но уже во внеурочное время (см. «Спасательный круг»). Пересдача может быть организована в течение двух недель. Возможность пересдачи снимает чувство фатальности и страха. Работа по данной методике дала мне возможность уделить больше времени на изучение сложных вопросов, на уроки, посвященные решению задач, практические работы, помогла объективно оценить знания учащихся, повысить их интерес к изучаемому предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .

В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации  в сознании подростков таких  нравственных проблем,как взаимоотношение человек...

Система организации и проведения контроля знаний на уроках истории и обществознания

Презентация поможет при выступлении на заседаниях методического совета или педагогического совета по данной проблеме...

презентация "Я - будущий защитник Отечества!" для проведения школьного вечера в старших классах

Презентацию можно использовать при проведении классного часа или школьного вечера....

Система лекций блоков и зачётных занятий в старших классах по физике, как фактор развития творческого мышления учащихся

В стране идут социально-экономические преобразования. Обществу нужны люди творческие, активные, способные нестандартно решать поставленные задачи. В школе нужно создать условия для развития творческой...

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...

Презентация для проведения занятия с учащимися старших классов в рамках внеурочной деятельности по английскому языку "Мягкие ругательства"

Презентация для проведения занятия с учащимися старших классов в рамках внеурочной деятельности по английскому языку "Мягкие ругательства".  За границей отношение к ругательствам отлича...