Физико-математическая игра "Сто к одному"
план-конспект урока физики (9 класс) по теме

Игра проведена в рамках недели математики и физики. Составлена в соавторстве учителя физики МОУ ООШ №3 г. Камешково Павловой Н.В., учителями математики Пановой О.Л., Пичугиной Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziko.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ №3 г. Камешково

Физико-математическая игра:

«Сто к одному»

                    ( для 9-х классов)

        Составители:

                                                                                 Павлова Н.В.

                                                                                 Панова О.Л.

2011 г.

Сегодня мы собрались, для того, чтобы провести интересную игру

«Сто к одному». Правила игры:

В игре принимают участие 2 команды игроков по 5 человек (один из них капитан команды). Название командам дается по фамилиям ученых (1-физиков, 2- математиков)).

1тур-одиночная игра (командам присваиваются очки, которые они наберут при открывании карточки, на которой совпал ответ с ответом игрока).

2 тур - двойная игра (очки умножаются на 2)

3 тур - тройная игра (очки умножаются на 3)

4 тур – игра наоборот

Большая игра ( 2 участника от команды победителя должны набрать в сумме 200 очков).

   Представление команд и участников команд капитаном.

К столу приглашаются капитаны команд.

 Сегодняшняя программа посвящается замечательным наукам, которые вы изучаете в школе: математике и физике. Это важные науки. Как говорят « Математика – царица всех наук» или

 « Математику только за тем учить надо, что она ум в порядок приводит». Физика – это фундаментальная наука о природе, которая изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойс- тва  материального мира. А математика помогает ей в этом.

 Физика и математика древнейшие науки, которые начали развиваться еще до нашей эры. Итак, первый вопрос одинарной игры: Назовите древних ученых математиков и физиков.

  1. Архимед - 21
  2. Пифагор-19
  3. Эвклид-16
  4. Аристотель-14
  5. Декарт-10
  6. Ньютон - 9

       Величайшим математиком и физиком древности был Архимед

( 287-212 г.г. до нашей эры). Он родился в Сиракузах (Сицилия). Его отец был астрономом, был близок к кругам царского двора. Архимед работал в качестве инженера – механика и занимался в основном конструированием военных машин и строительством укреплений необходимых для обороны родины. До нас дошли следующие труды Архимеда:

  1. Квадратура параболы (в нем Архимед находит площадь сегмента параболы),
  2. О шаре и цилиндре (здесь публикуются впервые полученные оригинальные результаты относительно объема шара и цилиндра),
  3. О спиралях (Архимед описывает спираль, как линию, описываемую точкой, равномерно движущейся по прямой, в свою очередь вращающейся вокруг одной своей точки),
  4. О коноидах и сфероидах (в настоящее время – пораболоид и гиперболоид вращения),
  5. О равновесии плоских фигур (Архимед доказывает, что центром тяжести равнобедренного треугольника является точка пересечения его медиан, находит центр тяжести параллелограмма, трапеции, излагает доказательство равновесия рычага),
  6. Эфод (в этой работе выводятся некоторые теоремы, находятся объемы тел),
  7. Измерение круга
  8. О плавающих телах
  9. Псаммит (исчисление песчинок)

Архимед был творцом науки, он развивал наряду с теоретической математикой и практическую, прикладную науку, применяя математику к физике, механике и астрономии. Недаром еще в 18 веке Лейбниц писал « Кто погружается в сочинения Архимеда, тот меньше удивляется новым открытиям».

  2 тур (двойная игра – все очки удваиваются).

Исаак Ньютон  (4 января 1643г.,  Вулсторп, близ Грантема, графство Линкольншир, Англия-31 марта 1727г. Лондон. Похоронен в Вестминстерском аббатстве), английский физик, математик, астроном, создатель классической механики, член и президент лондонского королевского общества. Фундаментальные труды - « Математические начала натуральной философии»(1687),

« Оптика» (1704). Разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Построил зеркальный телескоп. Был директором Монетного двора. Занимался хронологией древних царств. Сформулировал законы классической механики, в которых выявил закономерности движения тел.

Вопрос: Назовите один из видов движения.

  1. Равномерное 19
  2. Неравномерное 17
  3. Прямолинейное 16
  4. Криволинейное 13
  5. По окружности 9
  6. Равноускоренное 7

3 тур – тройная игра.

Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать и вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества.  Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются,  начиная с начальных классов. Все эти правила не были выдуманы или открыты каким-то одним человеком. Арифметика возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Арифметика развивалась медленно и долго.  Еще в самые отдаленные времена людям приходилось считать различные предметы, с которыми они встречались в повседневной жизни. Было время, когда человек умел считать только до двух. Число два связывалось с органами зрения и слуха и вообще с конкретной парой предметов: «глаза» у индийцев, «крылья» у тибетцев означало тоже «два». Если предметов было больше двух, то говорили просто «много». Лишь постепенно человек научился считать до трех, затем, до пяти, десяти и так далее.

 Внимание вопрос третьим игрокам команд:

  Какие системы нумерации вы знаете?

  1. Римская  25

     2.  Арабская 20

     3.Двоичная  15

     4.Алфавитная  8

     5. Индийская  6

     6. Узелковая  2

( Цифры, которыми мы пишем, называются арабскими, но арабы позаимствовали их у индийцев,  поэтому правильнее их было бы называть индийскими).

4 тур - игра наоборот.

В физике, математике, геометрии нередко приходится измерять. Как сказал великий ученый Г. Галилей: « Надо измерять измеримое и сделать измеримым то, что еще не поддается измерению». Но для того, чтобы выполнять  построение  геометрических фигур и выполнять измерения в физике, необходимы инструменты. Назовите самый непопулярный ответ (на обдумывание 20 секунд).

1. линейка - 15

2. циркуль – 30

3. транспортир - 60

4.рейсшина - 120

5. скафис - 180

6. астролябия -240

Большая игра: Команда победитель предоставляет двух участников. Им необходимо набрать вдвоем 200 очков. Если вы набираете, то учителя физики и математики всем участникам команды ставят по своим предметам 5 баллов. Один из участников удаляется вместе с ассистентом. С другим участником, мы остаемся и отвечаем на вопросы. (Один член команды остается с ведущим, второй - уходит). На ответы дается 15 секунд.

  1. Назовите летательный аппарат
  1. Самолет – 28
  2. Вертолет – 26
  3. Ракета – 19
  4. Аэроплан – 13
  5. Летающая тарелка – 7
  6. Воздушный шар – 6
  7. Ковер-самолет - 1
  1. Назовите геометрическую фигуру, у которой четыре стороны
  1.  Четырехугольник - 30
  1. Квадрат - 26
  2. Прямоугольник - 21
  3. Ромб - 10
  4. Параллелограмм -7
  5. Трапеция - 5
  6. Многоугольник -3

  1. Назовите силы, существующие в природе.
  1. Всемирного тяготения -34
  2. Тяжести – 28
  3. Трения-23
  4. Архимеда – 8
  5. Упругости-6
  6. Вес – 1

  1. Назовите функцию, которые вы изучали на алгебре.
  1. Линейная - 30
  2. Прямая пропорциональность- 25
  3. Обратная пропорциональность- 20
  4. Квадратичная- 10
  5. Кубическая - 8
  6. У=√Х - 4
  7. Тригонометрическая -3

  1. Назовите единицу измерения времени.
  1. Секунда-34
  2. Минута-18
  3. Час-16
  4. Мгновение-9
  5. Сутки-7
  6. Год-6
  7. Месяц-2
  1. Назовите приборы, служащие для увеличения.
  1. Очки-17
  2. Линза-15
  3. Микроскоп-14
  4. Телескоп-13
  5. Бинокль-12
  6. Монокль-10
  7. Лупа-8
  8. Диапроектор-6
  9. Эпипроектор-5

А теперь подсчитаем, сколько вам удалось заработать. Открыть ответы, которые совпали. Мы ждем второго игрока. Посмотрите на доску, ваш товарищ набрал ______очков. Вам придется ответить на те же самые вопросы, на которые отвечал предыдущий игрок. Если ваш ответ совпадет с ответом предыдущего игрока, то  услышите звуковой сигнал и, вам придется дать новый ответ. Сколько очков вам нужно набрать?

Приступаем.

Заключительная часть: награждение победителей.

Назовите древних ученых математиков и физиков.

  1. Архимед - 21
  2. Пифагор-19
  3. Эвклид-16
  4. Аристотель-14
  5. Декарт-10
  6. Ньютон - 9

Вопрос: Назовите один из видов движения.

  1. Равномерное 19
  2. Неравномерное 17
  3. Прямолинейное 16
  4. Криволинейное 13
  5. По окружности 9
  6. Равноускоренное 7

Внимание вопрос третьим игрокам команд:

  Какие системы нумерации вы знаете?

1.Римская  25

     2.  Арабская 20

     3.Двоичная  15

     4.Алфавитная  8

     5. Индийская  6

     6. Узелковая  2

Для того, чтобы выполнять  построение  геометрических фигур и выполнять измерения в физике, необходимы инструменты. Назовите самый непопулярный ответ (на обдумывание 20 секунд).

1. линейка - 15

2. циркуль – 30

3. транспортир - 60

4.рейсшина - 120

5. скафис - 180

6. астролябия -240

  1. Назовите летательный аппарат
  1. Самолет – 28
  2. Вертолет – 26
  3. Ракета – 19
  4. Аэроплан – 13
  5. Летающая тарелка – 7
  6. Воздушный шар – 6
  7. Ковер-самолет - 1
  1. Назовите геометрическую фигуру, у которой четыре стороны
  1.  Четырехугольник - 30
  1. Квадрат - 26
  2. Прямоугольник - 21
  3. Ромб - 10
  4. Параллелограмм -7
  5. Трапеция - 5
  6. Многоугольник -3
  1. Назовите силы, существующие в природе.
  1. Всемирного тяготения -34
  2. Тяжести – 28
  3. Трения-23
  4. Архимеда – 8
  5. Упругости-6
  6. Вес – 1
  1. Назовите функцию, которые вы изучали на алгебре.
  1. Линейная - 30
  2. Прямая пропорциональность- 25
  3. Обратная пропорциональность- 20
  4. Квадратичная- 10
  5. Кубическая - 8
  6. У=√Х - 4
  7. Тригонометрическая -3
  1. Назовите единицу измерения времени.
  1. Секунда-34
  2. Минута-18
  3. Час-16
  4. Мгновение-9
  5. Сутки-7
  6. Год-6
  7. Месяц-2
  1. Назовите приборы, служащие для увеличения.
  1. Очки-17
  2. Линза-15
  3. Микроскоп-14
  4. Телескоп-13
  5. Бинокль-12
  6. Монокль-10
  7. Лупа-8
  8. Диапроектор-6
  9. Эпипроектор-5


1.Архимед - 21

                                                                                   2.Пифагор-19

                                                                                   3.Эвклид-16

4.Аристотель-14

5.Декарт-10

6.Ньютон – 9

1.Равномерное 19

2.Неравномерное 17

3.Прямолинейное 16

4.Криволинейное 13

5.По окружности 9

6.Равноускоренное 7

1.Римская  25

 2.  Арабская 20

 3.Двоичная  15

 4.Алфавитная  8

 5. Индийская  6

   

          6.Узелковая  2

  1. Самолет – 28
  2. Вертолет – 26
  3. Ракета – 19
  4. Аэроплан – 13
  5. Летающая тарелка – 7
  6. Воздушный шар – 6
  7. Ковер-самолет – 1

  1. Четырехугольник - 30
  1. Квадрат - 26
  2. Прямоугольник - 21
  3. Ромб - 10
  4. Параллелограмм -7
  5. Трапеция - 5
  6. Многоугольник -3

  1. Всемирного тяготения -34
  2. Тяжести – 28
  3. Трения-23
  4. Архимеда – 8
  5. Упругости-6
  6. Вес – 1

  1. Линейная - 30
  2. Прямая пропорц.- 25
  3. Обратная пропорц.- 20
  4. Квадратичная- 10
  5. Кубическая - 8
  6. У=√Х - 4
  7. Тригонометрическая -3

  1. Секунда-34
  2. Минута-18
  3. Час-16
  4. Мгновение-9
  5. Сутки-7
  6. Год-6
  7. Месяц-2

  1. Очки-17
  2. Линза-15
  3. Микроскоп-14
  4. Телескоп-13
  5. Бинокль-12
  6. Монокль-10
  7. Лупа-8
  8. Диапроектор-6

1. линейка – 15

2. циркуль – 30

3. транспортир - 60

4.рейсшина – 120

5. скафис – 180

6. астролябия -240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе

Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.

Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....

Урок №94. Лабораторная работа №7 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника» 9 физико-математический и инженерный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием видео материала для 9 ых классов по выполнению лабораторной работы....