Внеклассное мероприятие "физическое кафе"
методическая разработка по физике по теме

Данная разработка использовалась на заключительном вечере в рамках предметной недели.  Участвуют три команды, которые формируются уже на вечере по принципу "найди пару". В качестве оценки использовалась единица 1 Джоуль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe_kafe.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по физике

ФИЗИЧЕСКОЕ  КАФЕ «Ассорти»

Составил учитель физики и информатики

 Сапрыкина Ирина Викторовна

МКОУ Ярковской СОШ

Доволенского района

Новосибирской области

ЦЕЛЬ:

  1. развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  2. развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение применять знания  в новой ситуации;
  3. приучать детей к доброжелательному общению

В классе столы расставлены как в кафе. (3 вдоль окон)

Архимед: Здравствуйте, дорогие друзья!

Кажется, еще совсем недавно вы были маленькими и очень любили задавать своим мамам и папам вопросы: Кто? Что?  Где? Когда? Почему?  Как?

На первый взгляд эти вопросы кажутся совсем простыми, но стоит попробовать ответить на такой вопрос и кто знает, к чему он может нас привести: к новым знаниям или научному открытию? Ответить на «детские» вопросы и разобраться в некоторых физических явлениях Вам поможет наше гостеприимное кафе. У нас кафе необычное, а физическое «Ассорти».  Каждое блюдо – это вопрос. Вопросы есть, а вот посетителей нет! Вот что значит открыться без рекламы!(Реклама)

Создание команд: 3 команды создаются по принципу «найди меня» (всем присутствующим раздаются карточки с величинами, необходимо найти свою пару: единицы  измерения, обозначение)

У Вас на столах находится меню. Выберите из меню блюдо и сделайте заказ. Кто делает «правильный» выбор от администрации кафе специальный приз конфета. (Команда, занявшая 1 место  18 Дж; 2-ое 12 Дж: 3- 6 Дж)

В небесах был совет,
И решил комитет,
Что сегодня кафе открывается.
Остроумными быть,
говорить —
В кафе «Ассорти» разрешается!

Пока официанты готовятся, давайте немного разомнемся.

РАЗМИНКА

  1. Это есть – ума не надо (сила) 
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50 
  3. Что тяжелее 1кг пуха или 1кг железа? Одинаковы
  4. Что нельзя возвратить?  Время
  5. Температура кипения воды? 100
  6. Масса, равная 1000 кг?  тонна

БЛЮДА: КТО? Что? Как? Почему? Когда? Где? Сюрприз

КТО?

 Задание 1

  1. Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
  2. В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – он стал его директором: ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Он стал профессором в 26 лет.
  4. Он открыл три важных закона механики.
  5. По легенде яблоко ему помогло открыть важный физический закон. (Исаак Ньютон)

Задание 2

  1. Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
  2. Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
  3. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
  4. Он искал ответ на вопрос: “Что такое гравитация?”
  5. Он основал теорию относительности? (Альберт Эйнштейн)

Задание 3

  1. Он один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю, когда принимаем ванну.
  4. Именно ему принадлежат слова “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!”
  5. Ему принадлежит возглас “Эврика”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед)

Задание 4

  1. Этот человек наблюдал движение мелких частиц.
  2. Его открытие доказало, что тела действительно состоят из отдельных частиц – молекул.
  3. Он рассматривал в микроскоп споры растений в жидкости.
  4. Английский ботаник.
  5. В честь его имени было названо открытое им движение мелких твердых частиц  в жидкости. (Броун)

Задание 5

  1. Он был уникальным путешественником нашего времени.
  2. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
  3. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  4. Совершённое им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!” (Ю.А. Гагарин)

Задание 6

  1. Этот ученый свои первые серьезные открытия сделал в студенческие годы.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт закон инерции.
  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  5. Для своих исследований свободного падения он использовал наклонную пизанскую башню. (Галилео Галилей)

Сюрприз  “Черный ящик”

Сейчас вы должны показать ваши знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания.

Задание 1

В “черном ящике” - физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?

Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать упругость газов.
  2. Его движение хороший пример физического явления, а именно механического движения.
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  4. Оно имеет круглую форму.
  5. По нему плакала Таня. (Мяч)

Задание 2

Это физический прибор.

  1. С ним нужно быть очень осторожным.
  2. На нем есть длинная шкала.
  3. Он изготовлен чаще всего из стекла.
  4. В нем можно наблюдать диффузию
  5. С помощью его определяют объем жидкости. (Мензурка)

Задание 3

 Сей особенный предмет

 Вам подскажет вмиг ответ,

 Брать свой зонтик или нет (барометр)

Задание 4

   Этот маленький предмет

      Нам подскажет всем ответ,

      Почему при малой силе

      В стенку вдруг его вонзили (кнопка)             

Задание 5

  1. В этом ящике лежит то, без чего не может обойтись ни один человек.
  2. Это используется в  одежде, придает ей форму тела.
  3. Также это используется в некоторых бытовых приборах
  4. Это связано с одной из известных сил. (бельевая резинка)

Задание 6

1 .Сначала он плавал, потом стал и летать.

2.Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.

3.Он не любит большую жару и сильную тряску.

4.Он всегда целенаправлен.

5.Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)

 Почему?

1.

- Уважаемый Холмс, - обратился хозяин к гостю, - я прочитал в одной из вечерних газет, что в России есть большие пространства, где зимою столбик ртути в термометрах падает до отметки -79°С? Правда ли это?

- Вы что-то напутали, - сказал Шерлок Холмс.

Что напутал хозяин?

Ответ. Ртутный термометр может измерять температуры до - 39 градусов С, так как при более низких температурах - ртуть становится твердым веществом.

2. Была зима. Я вошел в комнату с улицы. Сквозь замершее окно был виден лишь край дороги.

- «Хозяйка квартиры ленивая, - подумал я. Почему?

Ответ: Окна в квартире замерзли. Значит в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем. Следовательно, окно плохо утеплено.

3.  Я подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный» - заметил я. Почему холодный?

Ответ: В окно увидел, что дом каменный и стены тонкие. Кирпич хороший изолятор.

  1. Войдя в комнату и начав беседу с её обитателями, через минуту я сказал: "Уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник". Почему я так сказал, если находился в комнате, из которой кухня не видна ?

Ответ.   Когда чайник кипит, крышка обычно подпрыгивает, так как в чай нике благодаря образовавшемуся пару давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выхода т, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук.

5. Хозяйка дома, где был я, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, я сказал: "Погода на улице холодная".        Почему я так сказал?

Ответ.   Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится осо бенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха.-плохого проводника тепла.

6. "Давайте сверим часы для нашей операции" - сказал я Уотсону. "Мои идут не точно и часто ломаются, -ответил он. "Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно" - посоветовал я. Почему?

Ответ.   Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно так как пружина нагрета, а после завода я последующего остыванияона сильно деформируется и может
лопнуть.

Как ?

  1.  (СКАЗКА)
  1.     Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.  Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж,  и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.    Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости.  Царь налил в каждый чайник равное  количество воды из ведра.

- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту, и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.  

 Как вы думаете у какой сестры закипит первым?

Ответ

Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.

  1. Вы собрались позавтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут.

? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был погорячее: налить в него молока перед уходом или сразу после возвращения?

Ответ:  (Налив молоко в кофе, т. к. образовавшаяся пленка молока будет препятствовать испарению жидкости, поэтому охлаждение будет протекать медленнее).

  1. Крестьянка и паровоз

Машинист паровоза задолжал крестьянке за молоко и не хотел платить за него. Молочница долгое время ждала, терпение ее закончилось и она придумала, что делать.

Однажды, когда паровоз уже собирался тронуться в путь, она стала перед ним и заявила машинисту:

-Отдавай долг, иначе не пущу поезд!

Машинист посмеялся над женщиной и хотел пустить в ход машину, но паровоз не двинулся с места. Машина работает, пары разведены, а поезд стоит, словно заколдованный.

Пришлось машинисту заплатить долг и только тогда, поезд тронулся.

Как вы думаете: в чем состоял план молочницы?

Ответ: ( Смазав рельсы маслом, она уменьшила сцепку колес с рельсами).

  1. Аквалангист под водой потерял ориентацию в пространстве.

Как вы думаете: как он может определить, где верх, а где низ?

Ответ: (по движению воздушных пузырьков идущих из акваланга).

  1. Стрелок-снайпер, стоя у одного борта парохода, целится в мишень, расположенную у противоположного борта. Пароход движется вперёд с постоянной скоростью. Стрелок целится точно в центр мишени и нажимает курок.

Как вы думаете: попадёт ли пуля в цель?

Ответ: (Нет, т. к. корабль будет двигаться со своей скоростью, а пуля со своей относительно поверхности земли.) 

  1. Грибов было много, целая корзина. Мисс Хатсен надо было пересушить все грибы. Для сушки она обычно использовала газовую плиту. –Мистер Холмс, -молвила хозяйка, как бы быстрей пересушить грибы, но при этом израсходовать минимум газа? Очень просто. –Использовать холодильник!

Как вы думаете, действительно ли способ ускорит сушку грибов?

Ответ: Да, т. к. замерзшая вода разрывает волокна. А затем высушить.

Где моя пара?

  1. Портреты ученых: Резерфорд, Галилей, Ньютон, А. Вольта, Попов, Архимед.
  2. Необходимо подобрать подходящую пару: Атом, телескоп, яблоко, гальванический элемент,радио, рычаг.
  3. Помимо на столе лежат: лягушка, ракета, лампочка. Необходимо назвать фамилии ученных по ассоциации (Гальвани, Королев, Ладыгин)

Что бы это значило?  

1. Это явление мы часто наблюдаем,

Когда спокойно движемся.

Споткнувшись, замечаем,

Что продолжаем двигаться

Вперед, а не назад,

Встречая в жизни множество

Препятствий и преград. (инерция)

2. Если капнуть краску в воду

И немного подождать,

То создание раствора

Можно будет наблюдать.

Если в сад весною выйдешь,

Аромат цветов вдохнешь,

Эти странные явления

Ты ?  зовешь. (диффузия)

3. У планет она большая,

Минимальна у частиц.

Ее на глаз не измеряют,

Ведь у нее немало лиц.

                        (Масса.)

4. Никто и ничто меня не остановит,

Можно только отсчитать,

Я бесконечности равняюсь

Со Вселенною под стать.

                        (Время.)

5. Бываю часто вертикальна,

Могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально,

Могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти.

                        (Длина.)

6. Я всей Вселенной управляю,

Тела в движение привожу,

С любой работой я справляюсь,

И хороводы я вожу.

                        (Сила.)

  1. Физика – наука о неживой природе
  2. Атмосфера – пар, шар.
  3. Гравитация = тяжесть
  4. Линза =чечевица
  5. Молекула=маленькая масса
  6. Радио- излучаю

Когда допускают ошибки

  1. Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег с которого прыгал.

Ответ: это невозможно, так как изменить скорость можно только при  взаимодествии.

2. Коль мы споткнулись – не беда,

Ведь знаем наперед,

Что будем падать мы всегда

Назад, а не вперед.

3. В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы не было жарко, они оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному  берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и сбавили шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но зато после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.

Заключение

Все сплошные «что» да «если»,

«Почему», «Откуда», «Как»!

А на них ответы есть ли?

Говорят примерно так:

Очень скоро подрастешь,

Тайны эти сам поймешь!

Вопросы для болельщиков

- Нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее.(возрастает испарение за счёт увеличения площади поверхности)

- На мешке с солью и веревка соленая. (за счёт диффузии)

- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

- Где роса, там дождя не жди; где плоды, там цветов уже не будет.

- Ветер снег съедает. (испарение)

- Всякое случается, иногда и камень потом обливается. (роса)

- Чего в избе не видно? (тепла)

- Белая морковка зимой растет.(сосулька)

- По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (волна)

- Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (запах)

- Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь, на верёвочке висит, зазеваюсь - улетит. ( воздушный шарик)

- Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (время)

- Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать? (часы)

- Хоть и задрал он к верху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (чайник)

- Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (гром и молния)

- дорога

Куда бежит—сама не знает
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога. Что это?

самолёт

Трещит, а не кузнечик,
летит, а не птица,
везет, а не лошадь.

Солнце.

По небу ходит Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Физика в кафе"

Мероприятие проводится с целью повторения и закрепления знаний по теме "Тепловые явления", 8 класс...

Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе"

Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе" проведено среди учащихся 10-11 классов. Данное мероприятие в нашей школе проводится давно. Меняются лишь задания.Для данной разработки некоторые материалы ...

Внеклассное мероприятие по физике "Физическое кафе"

Мероприятие для 7 - 8 классов. Развивает познавательный интерес к физике. Содержит занимательные опыты по физике, экспериментальные задания, `детские` вопросы....

внеклассное мероприятие "Кафе МИФ"

Разработка внеклассного мероприятия "Кафе МИФ"в рамках проведения предметной недели для учащихся 7-9 классов....

Внеклассное мероприятие "Кафе МИФ" (математика, информатика, физика)

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов. В нём участвуют две команды из разных классов. Отвечают на вопросы разделов Математика, Информатика, Физика. Рекомендовано проводить в рамках недели...