Конспект уроков по физике к учебнику Перышкина (7кл.)
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

Смирнова Ольга Анатольевна

Развернутые  тематические конспекты уроков к учебнику Перышкина (7 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5/1.

Тема. Строение вещества. Молекулы.

Цель урока. Дать учащимся первоначальные сведения о молекулах. Дать учащимся понятие о дискретности вещества.

Содержание опроса. 1. Какие существуют методы изучения физических явлений?

2. В чем состоит цель наук о природе?

3. Как объясняет религия явления природы?

4. Что означает объяснить физическое явление?

5. Что означает измерить физическую величину?

6. Измерьте термометром температуру воды в стакане (практическое задание).

Содержание нового материала. Для чего нужно  знать внутреннее строение тел? Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из частиц. Представление о размерах молекул. Способы определения размеров молекул. Понятие об атомах.

Демонстрации. 1. Смешение спирта и воды.

2. Постепенное разбавление раствора марганцовки.

3. Расширение газов при нагревании.

4. Формы некоторых молекул.

5. Модели молекул воды, кислорода, графита.

6. Модель хаотического движения молекул.

Основной материал.

Из предыдущего материала вам известно, что физика изучает физические явления, которые взаимосвязаны между собой, объясняет причину их возникновения, открывает физические законы и, используя их, объясняет явления природы, применяет их для нужд человека.

Еще ученые древности пытались дать объяснение наблюдаемым явлениям. Но для правильного истолкования знаний у них было недостаточно.

Рассмотрим следующее явление. В две одинаковые мензурки наливаем по 40 мл воды и спирта. Затем сольем их содержимое в одну мензурку и определим объем смеси. Обратите внимание на то, что смеси оказалось меньше 80 мл. Почему? Как объяснить наблюдаемое явление?

Учащиеся предлагают свои версии.

Вывод. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать внутреннее строение вещества.

Перейдем к вопросу о дискретности вещества. Обоснуем это.

Первое представление о делимости вещества даем на опыте по растворению в воде двух-трех кристалликов марганцовокислого калия. Обращаем внимание на то, что растворение происходит до тех пор, пока не получится мельчайшая частица, сохраняющая основные свойства вещества. О делимости вещества свидетельствуют и другие факты, например, распространение запаха нафталина, духов, эфира.

Учащиеся. Приведите свои примеры делимости вещества на очень малые частицы.

Опыты и наблюдения учащихся позволяют сделать заключение, что  тела состоят из мельчайших частиц.

Далее возникает вопрос, как расположены в телах эти частицы: вплотную или между ними существуют промежутки. Ответ на этот вопрос дает опыт по смешению воды и спирта. Уменьшение объема смеси при смешении спирта и воды возможно только при наличии промежутков между частицами смешиваемых жидкостей. Приводим аналогию: если взять полстакана гороха и всыпать туда полстакана манной крупы, то смеси будет меньше стакана, ибо манная крупа займет промежутки между горохом. Нечто подобное происходит и при смешении жидкостей: частицы одной из них занимают свободные промежутки между частицами другой.

Наличие промежутков между частицами подтверждает и изменение объема тел при сжатии. Если сжимать газ, то промежутки между его частицами уменьшаются. Промежутки существуют между частицами у твердых тел и жидкостей, однако они в несколько раз меньше промежутков между частицами газа. При нагревании тел объем увеличивается, вследствие чего увеличиваются промежутки между частицами. Увеличиваются промежутки между частицами и при переходе вещества из одного состояния в другое, например, стакан воды(0,2л), обращенной в пар, занимает объем 320л. Значит, частицы воды находятся ближе к друг другу, чем частицы водяного пара.

Надо учесть, что понятие межмолекулярных промежутков и понятие поры, которые имеются в кирпиче, дереве и т. п. разные. Интересен опыт по продуванию воздуха через кирпич, это доказывает его пористость, но не существование межмолекулярных промежутков.

На основании опытов и примеров приходим к выводу, что в любом состоянии вещество состоит из мельчайших частиц, разделенных промежутками.

О размерах этих частиц говорит такой пример: в капле воды, которая держится на кончике иголки, содержится 40 000 000=4.10 частиц, из которых состоит вода.

Закрепление материала.

  1.  Какие явления показывают, что тела не сплошные?
  2. Возьмите стакан, наполненный водой до краев, и всыпьте чайную ложку соли. Почему вода не выливается через край? Как объяснить данный опыт?
  3.  Вещества состоят из частиц. Почему мы не видим этих частиц?

Домашний опыт.

Взять полный стакан чаю. Выяснить, сколько чайных ложек сахару можно всыпать в стакан, чтобы чай не проливался через край. Объясните это явление.

Дополнительное чтение. И. Я. Депман. « Меры и метрическая система».

Первоначальные сведения о молекулах.

  1. Зачем нужно знать внутреннее строение тел?
  2. Как доказать, что твердые тела, жидкости и газы являются не сплошными?
  3. Как изменяется расположение частиц, из которых состоит тело, при уменьшении или увеличении объема?

Подумаем вместе.

  1. Какие явления подтверждают, что тела состоят из молекул?
  2. Почему мы не видим молекул?
  3. Какие выводы можно сделать о размерах молекул?
  4. Как можно определить размеры молекул?
  5. Какие есть еще частицы?
  6. Каковы формы молекул? Кто хочет можно сделать модели молекул, рисунки молекул разных веществ.

Обратимся к истории учения о строении веществ.

О том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, догадывались ученые древности. Подтверждением этого является дошедшая до нас поэма « О природе вещей» Лукреция Кара. Но только в 19 век, с накоплением опытного материала, существование их было доказано наукой. Эти частицы получили название молекул.

Потом встал вопрос о делимости вещества.

 ПРИМЕР. Возьмем мел, разотрем его и возьмем одну пылинку. Она будет иметь все свойства, присущие данному веществу. Можно ли дальше дробить пылинку? Можно. До каких пор можно дробить вещество? Оказывается, существует предел дробления вещества. Дробление можно производить до тех пор, пока не получим молекулы.

ВЫВОД. Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая физические и химические свойства данного вещества.

 Молекулы имеют очень малые размеры. Диаметр наиболее крупной из них равен 0,00000001см. О величине молекул можно судить хотя бы по таким фактам: если взять стакан воды и при помощи краски пометить все находящиеся в нем молекулы, а затем вылить из стакана воду в Черное море, то в стакане воды, взятом в любом месте из этого моря, окажутся сотни меченых молекул. В 1 см воздуха содержится 27 10 = 27 000 000 000 000 000 000молекул. Это очень огромное число.

 Факт существования молекул сейчас доказан наукой, а некоторые более крупные из них удалось сфотографировать при помощи         электронного микроскопа, который дает увеличение в 10 000 000раз.

Рассмотрим рисунки учебника.

 ВЫВОД. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

 ВОПРОС. Можно ли раздробить, например, молекулу воды на более мелкие части. Из курса природоведения нам известно, что вода может быть разложена на водород и кислород. Выходит, что молекула воды может быть разделена на две части. Но эти части уже не будут обладать свойствами воды. Они имеют совершенно новые свойства. Такое дробление наблюдается при химических превращениях. Так ученые пришли к понятию атома.

Атом – наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических превращениях.

 ВЫВОД. Атомы являются составными частями молекул. Молекула может состоять из однородных или различных атомов.                                               НАПРИМЕР. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода; молекула водорода - из двух одинаковых атомов водорода; молекула пенициллина – из 41 атома; гемоглобина – из 1400 атомов; молекула белков – из более тысячи атомов. Знания строения молекул очень важны, ибо они позволяют предвидеть свойства вещества.

 ВОПРОС. Как вы полагаете, много ли существует атомов, которые отличаются друг от друга своими химическими свойствами? В природе открыто 88 таких атомов и еще 16 недолговечных получено в лабораториях. В свою очередь атом состоит из ядра и электронов. Не все тела состоят из молекул. Есть тела, состоящие из атомов. Например, в алмазе нет отдельных молекул, он состоит из атомов.

 ПОВТОРЕНИЕ.

  1. Какие опыты и рассуждения показывают, что все молекулы воды одинаковы?
  2. Если на поверхность воды поместить каплю масла, то до каких пор она будет растекаться?
  3. Как, зная объем капли, определить диаметр молекулы масла?

 Дополнительный материал. «Физика – юным». «Из истории учения о строении вещества». Автор- М. Н. Ергомышева - Алексеева.

 ВОПРОСЫ.

  1. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
  2. Почему рекомендуют белое и цветное белье замачивать отдельно?
  3. Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?

УРОК 6/2.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел»

Задачи.

  1. Предложите способ измерения диаметра тонкой проволоки методом рядов.
  2. Каким способом можно измерить диаметр вязальной спицы?

Рекомендация.

Иголку в работе лучше использовать с вдетой в нее ниткой (для безопасности). Лабораторную работу можно задать на дом. Результаты подлежат обсуждению.

УРОК 7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Движение молекул.

Цель урока. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.

Основной материал.

  1. Явление диффузии.
  2. Причины и закономерности этого явления.
  3. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
  4. Диффузия в природе.
  5. Примеры практического применения диффузии.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Опыты в учебнике.
  2. Распространение запаха пахучих веществ.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Диффузия газов.
  5. Опыты с марганцовкой и зеленкой.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  1. У доски можно разбрызгать освежитель воздуха. Попросить детей встать, когда они почувствуют запах. После того как встанут учащиеся последних парт, поинтересуйтесь родом запаха.
  2. Можно предложить учащимся засолить дома огурец. Желающие могут составить рассказ о поведении молекул и принести огурец.

ОПРОС.

  1. Какие явления показывают, что тела состоят из молекул?
  2. Какие опыты подтверждают наличие межмолекулярных промежутков?
  3. Какие наблюдения показывают, что размеры молекул очень малы?
  4. Сколько всего видов молекул? атомов?
  5. Чем отличаются молекулы разных веществ?

 В начале урока проводим повторение материала. Индивидуальный и фронтальный опрос по вопросам к параграфу.

 После него делаем ВЫВОД: вещества состоят из молекул и атомов; между ними есть промежутки.

 Затем перейдем к рассмотрению опытных фактов, доказывающих движение молекул. Анализируем опыт по окрашиванию воды в стакане, в который при помощи пипетки вливаем каплю концентрированного раствора марганцовокислого калия.

 ВОПРОС. Почему вода без перемешивания окрашивается?

 ОТВЕТ. Молекулы марганцовки проникли между молекулами воды.

 ОПЫТ. Откроем пакет с нафталином или камфорой (можно взять другое пахучее вещество)

 ВОПРОС. Что вы чувствуете? Можно ли определить вещество? объясните это явление?

 ВЫВОД. Молекулы всех тел непрерывно движутся.

 Одним из опытных фактов, подтверждающих движение молекул, является диффузия.

 ОПЫТ по диффузии в газах. В цилиндрическую мензурку помещаем медные опилки. Пипеткой вливаем несколько капель азотной кислоты и накрываем мензурку пластинкой. Сзади мензурки ставим подсвечивающий экран. Через некоторое время на фоне экрана видно, как бурый газ поднимается вверх. Как объясняется этот опыт?

 Диффузию газов можно показать и на следующем опыте. К внутренним стенкам высокого стеклянного цилиндра приклеивают полоски белой бумаги, предварительно смоченные в спиртовом растворе пургена. Цилиндр закрывают сверху картоном, к которому прикреплен кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом. Аммиак, который легче воздуха, диффундируя вниз, будет постепенно окрашивать полоски бумаги в малиновый цвет.

 Приведем примеры величины средней скорости движения некоторых молекул, например, водорода при 18 С-1760м/с, кислорода-440м/с.

 Проведем опыт по диффузии раствора медного купороса и воды. В цилиндрическую мензурку наливаем воду, а затем через трубку осторожно доливаем раствор медного купороса. Раствор медного купороса тяжелее воды, поэтому он должен размещаться внизу. При этом отчетливо видна граница раздела двух сред. Как протекает явление на границе раздела? Какие изменения будет претерпевать окраска жидкости? Подчеркиваем, что процесс перемешивания молекул раствора и молекул воды будет продолжаться бесконечно долго, потому что молекулы, сталкиваясь друг с другом, беспорядочно и непрерывно движутся. Сосуд с раствором оставляем до следующего урока. Можно к нему подготовить еще два сосуда с растворами медного купороса, в которых диффузия находится на разных стадиях.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Диффузия-явление взаимного проникновения молекул двух веществ, граничащих друг с другом.

 Обратим внимание на то, что скорость протекания диффузии газов больше, чем жидкости. Это различие объясняется тем, что в газах промежутки между молекулами больше, чем в жидкостях, поэтому молекула газа от столкновения до столкновения проходит большие пути, чем в жидкостях. Кроме того, на скорость диффузии оказывает влияние и скорость движения самих молекул.

Теперь рассмотрим явление диффузии в твердых телах. Оно происходит во много раз медленнее, чем в жидкостях.

 ВОПРОСЫ. Приведите примеры использования диффузии в быту и технике. Расскажите о значении диффузии для растений, животных, человека.

 Одним из фактов, доказывающих движение молекул, является броуновское движение. БРОУНОВСКОЕ движение -непрерывное хаотическое движение малых частиц, взвешенных в жидкости. Оно продолжается неопределенно долго без какого-либо ослабления. Причиной броуновского движения является непрерывное, никогда непрекращающееся движение молекул жидкости. Пользуясь моделью броуновского движения, объясняем характер движения частиц, неравномерными ударами молекул о частицу с разных сторон.

 ВЫВОД. Броуновское движение является следствием движения молекул.

 Это явление можно наблюдать в микроскоп с увеличением в 400-600 раз. Разбавленное молоко наносят на предметное стекло микроскопа и закрывают его покровным стеклом. Затем настраивают микроскоп.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. «Физика-юным» ч. 1. «Диффузия сваривает», «Как делают сахар».

ЗАДАЧИ.

  1. Опустите в стакан с водой крупинку краски. Через некоторое время вокруг нее образуется цветное «облачко». Объясните явление.
  2. В одну банку с огурцами налили холодный рассол, в другую горячий. В какой из банок огурцы быстрее просолятся? Почему?
  3. Почему для сохранения одежды от моли в большом шкафу можно использовать небольшой кусок нафталина?
  4. В одинаковые стаканы с водой одновременно бросили одинаковые крупинки марганцовки. Как можно определить в каком стакане горячая вода?
  5. В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла скорее?
  6. Л. №57 –64.
  7. Домашнее задание

. 9, задание 2, Л.№66.

УРОК 8/4

Взаимное притяжение и

отталкивание молекул.

.Скорость движения молекул и температура тела.

ЦЕЛЬ УРОКА. Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул. На примерах подвести учащихся к выводу о взаимодействии между частицами.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Что такое молекула?
  2. Что такое атом?
  3. Какие явления подтверждают, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении?
  4. Как объясняется диффузия с точки зрения молекулярного строения вещества?
  5. Почему скорость диффузии газов меньше скорости движения отдельных молекул?
  6. Как объяснить присутствие в верхних слоях атмосферы углекислого газа, хотя он тяжелее других газов?
  7. Объясните, почему сушеная слива разбухает в воде. Приведите примеры диффузии.

СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Связь температуры со скоростью движения молекул.
  2. Взаимное притяжение молекул. Проявление взаимного притяжения между молекулами.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

1) Демонстрация взаимодействия плиток Иогансона, свинцовых цилиндров, стеклянной пластины с водой, двух листов бумаги.

2) Демонстрация разламывания и соединения куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика, сваривание в пламени двух стеклянных палочек, соединение кусков пластилина.

Вспоминаем диффузию. При высоких температурах диффузия протекает быстрее, чем при низких. Приводим примеры и объясняем.

 ВЫВОД. Температура тела связана со скоростью движения молекул: чем больше скорость движения молекул, тем выше температура тела.

 После этого предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы: чем отличается холодная вода от горячей; кусок льда при температуре – 20С от такого же куска льда при температуре 0С? Лед и вода состоят из одинаковых молекул. В чем состоит отличие льда от воды?

Обратим внимание на то, что с изменением скорости движения молекул тела, т. е. с изменением его температуры, изменяются и другие свойства тела. Приведем примеры. Фетр при комнатной температуре мягкий. Если же его охладить до – 140С, то он становится хрупким, как чугун. Резина эластична при комнатной температуре, а при сильном охлаждении становится хрупкой. При одной и той же температуре разные молекулы газа движутся с различными скоростями. После этого переходим к рассмотрению следующего вопроса.

Из предыдущего нам известно, что вещества состоят из движущихся молекул, между которыми имеются промежутки. Возникает тогда вопрос, почему же тогда тела не рассыпаются на отдельные молекулы. Эта проблема требует разрешения. Пусть учащиеся выскажут свои предположения. Приходим к выводу, что между молекулами существует взаимное притяжение. Проверим это предположение на опытах. Установим существование взаимного притяжения между молекулами твердых тел.  Для этого используем плитки Иогансона. Учащиеся видят их слипание. Далее проведем опыт со свинцовыми цилиндрами. Прикладывая цилиндры друг к другу, мы видим, что цилиндры не слипаются. Если же сделать свежие срезы оснований цилиндров, а затем плотно прижать их друг к другу, то они слипаются. Если к крюку одного из цилиндров подвесить, например, гирю в 5кг, то они не разрываются. В этом случае между молекулами свинца заметным образом проявляется притяжение. Возникает вопрос, почему во втором случае это притяжение значительно, а в первом вовсе не наблюдается. Очевидно, притяжение зависит от расстояния между молекулами.

 ВЫВОД. Притяжение между молекулами становится заметным тогда, когда расстояние между ними не больше диаметра самих молекул.

 Существование между молекулами жидких и твердых тел продемонстрируем на следующих опытах. К крючку динамометра на четырех нитях подвешиваем стеклянную пластину, которую опускаем в воду. Потом медленно поднимаем вверх. По дополнительному растяжению пружины судим о существовании притяжения между водой и стеклом.

 Две стеклянные пластины смачиваем водой и прикладываем их друг к другу. Пробуем разорвать. Почему не получается?

Вспомним, что мы знаем из наблюдений. При сближении двух капель ртути они сливаются в одну, что объясняется притяжением между молекулами. Притяжением между молекулами объясняется и образование капелек росы из водяного пара.

Но наряду с притяжением молекул существует и отталкивание между ними, которое проявляется тогда, когда молекулы сильно сближаются.

Закрепление материала.

  1. Объясните, зачем при перевозке стекла листы смачивают водой?
  2. Почему два куска мела не соединяются при сдавливании?
  3. С уменьшением скорости движения молекул уменьшается и температура тела. Можно ли получить такое состояние, при котором молекулы остановятся?
  4. Известно, что между молекулами существует взаимное притяжение. Почему же тогда молекулы не соберутся в одном месте?
  5. Если разломить свечу и приставить две половинки друг к другу они не соединятся. Почему?
  6. Если подогреть концы свечек на огне и сблизить, то они соединятся. Почему?
  7. Если сложить два листа сухой бумаги и листы смоченные водой эффект будет разный. Почему?
  8. Объясните действие клея и припоя.
  9. Л. №75,76.
  10. Упр.2(2).
  11. Л. №70-73.

Домашнее задание. 10, упр.2(1), Л. №74, 80, 83.

УРОК 9/5.

Три состояния вещества.

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

ЦЕЛЬ УРОКА. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещества в газообразном, жидком и твердом состояниях.

ОПРОС.

  1. Как доказать, что между молекулами существуют промежутки?
  2. Как доказать, что между молекулами существует взаимное притяжение?
  3. При каких условиях это притяжение становится заметным?
  4. Как доказать, что температура тела связана со скоростью движения молекул?
  5. Объясните, какое явление используется при пайке, склеивании различных веществ.

Основной материал.

  1. Общие свойства твердых тел, газов и жидкостей.
  2. Характер расположения и движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах.
  3. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Картинки «Строение кристаллов».
  2. Объем и форма твердого тела, жидкости, газа.
  3. Свойства газов занимать весь предоставленный объем.
  4. Рисунки учебника.

Методические рекомендации (к демонстрациям).

Свойства различных состояний вещества:

  1. Твердое тело. Кусок пластилина на нити опустить в мензурку и измерить объем тела; изменять форму тела, объем остается постоянным.
  2. Модель кристалла.
  3. Жидкость. Подкрашенную жидкость переливают из одного сосуда в другой. Форма изменяется, объем сохраняется.
  4. Газ. Сжимаемость газов. Деформация воздушного шарика, резинового мяча (изменение формы и объема газа).

 Учащимся известно, что вещество может быть в трех состояниях. Повторим основные общие свойства, присущие веществу в данном состоянии. Эти свойства записываем на доске в виде таблицы:

№      Состояние                      Свойства

       вещества      Вещество         веществ

1     Твердое        лед            сохраняют форму

                    сталь          и объем, несжимаемы,

                    стекло         прочны

2     Жидкое         вода          легко изменяют форму,

                    ртуть          не изменяют объема,

                   керосин         почти несжимаемы

3  Газообразное   водяной пар      легко сжимаемы,

                  углекислый газ   заполняют весь

                  кислород         предоставленный им

                                   объем

 При рассмотрении свойств веществ подчеркиваем, что состояние, в котором находится вещество, зависит от окружающих условий. На примере углекислого газа описываем переход из одного состояния в другое при изменении его температуры и сжатии.

 Далее возникает вопрос, как объяснить различие свойств вещества на основе молекулярных представлений.

Объяснение свойств начинаем с газов. Затем объясняем свойства жидкостей и твердых тел. В ходе беседы делаем такие выводы:

  1. Так как газы легко сжимаемы, то промежутки между молекулами газа велики; они в десятки раз больше размеров самих молекул. На таких расстояниях молекулы газов почти не притягиваются друг к другу. Вследствие этого, двигаясь хаотично, они стремятся занять возможно больший объем.
  2. В жидкостях, как и в газах, молекулы расположены беспорядочно, промежутки между ними малы, порядка размеров самих молекул. На таких расстояниях заметную роль играет отталкивание, поэтому жидкости несжимаемы. В расположении молекул нет строгого порядка. Смещение одной молекулы из-за притяжения вызывает смещение ее соседей. Этим объясняется то, что жидкости легко изменяют свою форму. Характер движения молекул очень сложный, они не могут двигаться свободно, как в газе.
  3. Твердые тела состоят из малых частиц правильной формы - кристаллов. Кристаллы могут быть построены из молекул или атомов. Они имеют строго постоянную форму, которая обусловлена тем, что частицы кристалла расположены в определенном порядке, симметрично и как можно плотнее друг к другу. Рассмотрим характер расположения атомов у некоторых кристаллических веществ, например, графита, алмаза, поваренной соли. Взаимное притяжение между атомами кристалла велико, поэтому они не могут двигаться хаотично, а совершают колебательное движение подобно маятнику часов около своих положений равновесия. Вследствие этого твердые тела прочны, сохраняют свою форму.

 ВЫВОД. При переходе вещества из одного состояния в другое меняется характер взаимного расположения и движения молекул.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. Можно ли утверждать, что ртуть всегда жидкость, а воздух – газ?
  2. Объясните общие свойства твердых тел на основе молекулярных представлений.
  3. Объясните общие свойства жидкостей с точки зрения молекулярных представлений.
  4. Объясните общие свойства газов на основе молекулярных представлений.
  5. Охарактеризуйте различия между двумя состояниями вещества: твердым и жидким.
  6. Охарактеризуйте различия между двумя состояниями вещества: жидким и газообразным.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

1) Может ли мед быть твердым, а воздух жидким? При каких условиях?

2) Какие из перечисленных ниже веществ обычно находятся в газообразном, твердом или жидком состоянии: олово, керосин, водород, серная кислота, парафин, полиэтилен, нефть, воздух, капрон?

3) Почему воздушный шарик, заполненный воздухом, сжать легче, чем заполненный водой?

4) Закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует?

Л. № 85-94.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  11,12,задание 3, Л. № 84.

УРОК 10/6.

Повторительно – обобщающий.

по теме

«Первоначальные сведения

о строении вещества»

Основные положения молекулярной

теории строения вещества.

ЦЕЛЬ УРОКА.

Обобщить знания учащихся об элементах молекулярно – кинетической теории строения вещества и научить применять их для объяснения некоторых простейших физических явлений.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Какие явления показывают, что тела состоят из молекул?
  2. Из каких частиц состоит молекула?
  3. Чем отличаются друг от друга молекулы разных веществ?
  4. Какие явления подтверждают, что молекулы находятся в движении?
  5. Если смешать спирт и воду, то объем смеси уменьшается. Почему?
  6. Какая связь существует между скоростью движения молекул и температурой?
  7. Какие факты подтверждают, что между молекулами существует взаимное притяжение?
  8. Как вы понимаете выражение:« Молекулы в газах движутся хаотично»?

Урок проходит в форме беседы, в ходе которой демонстрируются некоторые опыты, которые объясняются сами учащимися на основе приобретенных знаний о строении вещества. В ходе беседы повторяются основные положения молекулярной теории строения вещества. Затем эти положения формулируем в виде выводов, которые учащиеся записывают в тетради.

  1. Все тела состоят из мельчайших частиц, атомов и молекул, которые непрерывно и хаотично движутся.
  2. При одной и той же температуре молекулы движутся с разными скоростями.
  3. Между молекулами и атомами имеются промежутки, размеры которых не меньше размеров самих молекул и атомов.
  4. Между молекулами и атомами существует взаимодействие (притяжение и отталкивание).

 Эти выводы были сформулированы благодаря трудам многих ученых в конце 19 века. Предлагаем ребятам найти дополнительный материал о роли  Ломоносова в развитии теории строения вещества.

 При обобщении материала можно разбить класс на группы, каждая группа заполняет таблицу для одного состояния вещества, а затем ответы обсуждаются у доски и заполняется вся таблица.

Состояние  Молекулярное   Свойства    Объяснение

вещества    строение                   свойств

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Подавляющие число молекул газов, из которых состоит воздух, движется со скоростью 300-700м/с. Почему же распространение запаха нафталина не происходит за доли секунды?
  2. Чем объясняется возрастание скорости диффузии с повышением температуры?
  3. Почему броуновское движение заметнее у более мелких частиц, чем у крупных?
  4. Почему пыль может находиться долго в воздухе?
  5. Почему молекулы водорода быстрее диффундируют, чем молекулы кислорода?
  6. Почему трудно разорвать две стеклянные пластины, которые смочены водой?

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

1 вариант.

  1. Что такое физика?
  2. Что такое вещество?
  3. Что такое молекула?
  4. Назовите свойства газов.
  5. Каково расположение частиц твердого тела?

2 вариант.

  1. Что такое физическое явление?
  2. Что такое материя?
  3. Что такое диффузия?
  4. Назовите свойства жидкостей.
  5. Каково расположение молекул газа?

Домашнее задание. Л. №65,67,77-79,81,82.

Найти дополнительный материал по движению различных тел, сделать записи в тетради внеклассного чтения.

ТЕМА 3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (21 час).

УРОК 11/1

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное

движение.

ЦЕЛЬ УРОКА. Выяснить общие характерные признаки движения тел.

ОПРОС.

  1. Сформулируйте основные положения молекулярной теории строения вещества.
  2. Как объяснить свойства твердых тел, жидкостей и газов с точки зрения их молекулярного строения?
  3. Как движутся молекулы в газах, жидкостях, твердых телах?

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Понятие о телах отсчета. Понятие о механическом движении. Относительность движения. Понятие о траектории и пройденном пути. Классификация движений Виды движения.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Демонстрация относительности движения. Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке. Относительность траектории. Относительность скорости.
  2. Демонстрация равномерных и неравномерных движений.
  3. Прямолинейное и криволинейное движение.
  4. Траектория мела на доске. Траектория движения ручки в тетради.

Изложение материала начнем с демонстрации: по демонстрационному столу с одинаковой скоростью перемещаем брусок и заводной автомобиль. Вместе с учащимися приходим к заключению, что по отношению к столу эти тела перемещаются. Автомобиль же по отношению к бруску не перемещается. Закроем глаза, теперь откроем. Перемещалась ли книга? При обсуждении приходим к выводу, что для того чтобы определить, перемещается тело или нет, нужно рассматривать его положение относительно других тел. Из всех видов движений самым простым является механическое.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени называют механическим движением. Предлагаю учащимся найти определение в тексте параграфа.

Учащиеся приводят примеры механических движений. Обязательно обосновывая, почему они считают, что данное тело движется, указывают, относительно какого тела рассматривается движение. Так приходим к выводу, что движение относительно.

Введем понятие траектории как линии, по которой движется тело. Проводим на доске цветным мелом две линии: одну по линейки, другую в форме дуги. Сравнив траектории этих движений, подводим учащихся к выводу, что по форме траектории движения могут быть разделены, на прямолинейные и криволинейные движения. Предлагаем привести примеры прямолинейных и криволинейных движений. ВЫВОД. Линия, которую тело описывает при движении, называется ТРАЕКТОРИЕЙ. По форме траектории все движения делят на прямолинейные и криволинейные движения.

После этого вводим понятие пути, как длины траектории, по которой двигалось тело в течение некоторого промежутка времени. Обращаем внимание учащихся на то, что путь и расстояние - различные понятия. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путем. Рассматриваем, каким образом можно сравнить промежутки времени. После этого отмечаем, что движения могут быть равномерными или неравномерными. ВОПРОС. Как вы можете охарактеризовать эти движения? Чем они отличаются друг от друга? После этого даем определения: РАВНОМЕРНЫМ называют движение, при котором тела за любые равные промежутки времени проходит равные пути. НЕРАВНОМЕРНЫМ называют движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит разные пути.

ОПЫТ. Движение воздушного пузырька в стеклянной трубке, наполненной водой. Отсчет равных промежутков времени производим при помощи метронома. Обращаем внимание учащихся на слова в определении: «…в любые равные промежутки времени». Для этого проводим опыт с маятником и предлагаем учащимся определить, какое это движение. После анализа ответов заключаем, что движение шарика, подвешенного на нити, является примером неравномерного движения.

В конце урока учащиеся приводят примеры равномерных и неравномерных движений. Эти примеры дополняем опытами: движение шарика по наклонному и горизонтальному желобу, движение заводной машины.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. По каким признакам можно судить о механическом движении тел?
  2. Укажите, к какому виду движений относятся: а) движение мяча, выпущенного из руки; б) движение шарика, скатившегося со стола; в) движение стрелы, выпущенной из лука.
  3. Как узнать, равномерно или неравномерно соскальзывает брусок с наклонной доски (провести опыт). Это фронтальный эксперимент.
  4. Какие из перечисленных тел движутся прямолинейно: Луна, лифт, автомобиль, на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, человек на эскалаторе?
  5. Перечислите, относительно каких тел водитель движущегося трамвая находится в состоянии покоя.
  6. Упражнение №3.
  7. Лукашик. №102,96,97.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 13,14, задание 4, Лукашик. №99,101,103.

УРОК 12/2.

СКОРОСТЬ.

ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ.

ЦЕЛЬ УРОКА. Дать понятие об основной кинематической характеристике прямолинейного движения-скорости. Познакомить учащихся с понятием средней скорости и на примере показать, как она вычисляется.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. По каким признакам мы судим, что тело находится в движении?
  2. Какие вы знаете виды движений?
  3. Приведите примеры.
  4. Каковы признаки равномерного движения?
  5. Приведите примеры равномерных движений.
  6. Каковы признаки неравномерного движения?
  7. Приведите примеры.

Основной материал.

Понятие скорости. Единицы скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Графическое изображение скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Как определяется средняя скорость? Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука (таблица учебника).

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Сравнение двух равномерных движений.
  2. Движение шарика по наклонному желобу - пример неравномерного движения.
  3. Движение заводного автомобиля. Определить путь, пройденный им за 5 секунд, найти среднюю скорость движения.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

После повторения материала демонстрируем опыт по сравнению двух равномерных движений, например по движению пузырьков воздуха в стеклянных трубках одинакового сечения, одна из которых заполнена водой, а вторая маслом, или по движению тележки с капельницей. На основании опытов подводим учащихся к выводу, что равномерные движения отличаются друг от друга особым качеством. Сообщаем, что в физике для характеристики этого качества введена особая физическая величина, называемая скоростью. Подчеркиваем, что скорость – физическая величина, характеризующая движение тела. Скорость – быстрота движения.

На конкретном примере показываем, что о скорости  тела нельзя судить ни по пройденному пути, ни по времени движения. Для того чтобы судить о скорости тела, надо одновременно знать пройденный путь и время движения.

Определения.

Скорость при равномерном движении тела показывает, какой путь прошло тело в единицу времени.

Чтобы определить скорость при равномерном движении, надо путь, пройденный телом за какой-то промежуток времени разделить на этот промежуток времени.

Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

Единицы измерения: км/ч; м/с. В Международной системе (СИ) скорость измеряют в метрах на секунду. Это значит, что за единицу скорости принимается скорость такого равномерного движения, при котором за 1 секунду тело проходит путь, равный 1 метру.

На примерах надо показать, что одну и ту же величину скорости можно выразить в различных единицах.

36км/ч = 10м/с

На примере показываем, что для определения движения тела недостаточно знать величину пути, пройденного телом, и величину его скорости. Необходимо знать еще и направление скорости, которое на чертежах изображается отрезком прямой в определенном масштабе со стрелкой на конце. Здесь же изобразим графически скорость автомобиля. Решим задачу №114 по Лукашику. Так вводим понятие о том, что скорость является векторной величиной.

Затем решим несколько задач на определение скорости равномерного движения.

Задача.№1.

Дано:           Решение:

  =900м         1)Вычислим скорость плота.

t=20мин=1200с   U=   /t  U=

U-?

ОПЫТ. По наклонному желобу вниз движется шарик. Предлагаем учащимся определить, какое это движение. Отсчет времени ведем по метроному. Измерив пути, пройденные шариком за одинаковые промежутки времени, устанавливаем, что это движение является неравномерным. Предлагаем учащимся привести примеры неравномерных движений. Примеры дополняем опытами по движению шарика вверх по наклонному желобу, движению заводной игрушки. Затем рассматриваем примеры из учебника. Рассмотрим движение двух автомобилей. На стойке на одной оси укреплены деревянный диск и эллипс с окружностями одинаковой длины. К ним прикреплены концы нитей одинаковой длины. К другим концам привязаны два автомобиля, которые находятся на одинаковом расстоянии от оси вращения. При вращении оси автомобили движутся – первый неравномерно, а второй равномерно. За время одного оборота проходят равные пути. Следовательно, средняя скорость неравномерного движения первого автомобиля равна скорости второго автомобиля, который движется равномерно.

В практике мы редко имеем дело с равномерным движением, поэтому почти всегда пользуемся понятием средней скорости. Она обычно приводится и в таблицах скоростей.

ЗАДАЧА №2.

Велосипедист проехал 200м за 20с, последующие 450м за 30с и последние 70м за 10с. Определите среднюю скорость велосипедиста.

ЗАДАЧА №3.

Первую половину пути, равную 1500м, конькобежец бежал со скоростью 6м/с, а вторую – 12м/с. С какой средней скоростью бежал конькобежец?

Обращаем внимание учащихся на то, что средняя скорость движения на всем пути не является средней арифметической скоростей на отдельных участках.

ЗАДАЧА №4.

Определить скорость автомобиля, если за 2 часа он прошел путь 144км.

ЗАДАЧА №5.

Какая скорость больше: 108км/ч или 30м/с?

УПРАЖНЕНИЕ 4(3,2).

ЛУКАШИК. №115.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  15, УПР.4(1,4), Л. №137.

ЗАДАНИЕ. Определить среднюю скорость, с которой вы идете в школу. Расстояние измерьте шагами, а затем при помощи метра определите длину шага.

УРОК 13/3

РАСЧЕТ ПУТИ И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

ЦЕЛЬ УРОКА. Научить учащихся применять формулы равномерного и неравномерного движения, различать о каком движении идет речь в задаче, закрепить знания о единицах измерения физических величин.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.

Решение задач.

  1. Упр. 5(1,3,5).
  2. За какое время самолет Ил-18, движущийся со скоростью 180м/с, пролетит 36км/ч?
  3. Какой путь пробежит страус за 2мин, двигаясь со скоростью 22м/с?
  4. Упр. 4(5).
  5. Л. №131,134.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к решению задач.

При решении графических задач требуется пояснить учащимся, что по различным осям можно выбирать разный масштаб.

Следует обратить внимание учащихся на необходимость вывода искомых физических величин при решении расчетных задач и возможность перевода ответа в удобные единицы.

Урок 14/4.

Явление инерции.

Решение задач.

ЦЕЛЬ УРОКА. Дать понятие об инерции тел. Показать на опытах и жизненных примерах проявление инерции.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Какое движение называют равномерным? неравномерным?
  2. Может ли тело без причины изменить свою скорость?
  3. На столе стоит тележка, на нее наезжает вторая такая же тележка. Что произойдет?

Демонстрации.

  1. Движение шарика при подталкивании.
  2. Движение шарика по окружности.
  3. Опыты, иллюстрирующие инерцию тел.
  4. Рисунки учебника.
  5. Колебания маятника.
  6. Явление инерции (предметы на тележки).

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ.

Причины изменения скорости. Понятие явления инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения.

Урок начинаем с повторения пройденного материала. Проводим фронтальный опрос. Рассматриваем опыт.

Две одинаковые тележки приводим во взаимодействие.     Вывод. Для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно воздействовать другое тело.

Далее возникает новая познавательная задача, как бы двигалось тело, если бы на него не действовали другие тела.

Из предыдущего учащимся известно, что причиной изменения скорости является действие других тел. Логично заключить, что если бы на тело не действовали другие тела, то оно двигалось бы с постоянной скоростью. Для того чтобы подвести учащихся ко второй части вывода, анализируем примеры: по столу под действием руки двигаем шарик криволинейно. Траектория движения шарика, а также его скорость все время меняются, пока длится воздействие руки на шарик. После прекращения воздействия руки шарик движется прямолинейно с постоянной скоростью. Демонстрируем опыт: пробковый шарик, привязанный к нити, вращаем в вертикальной плоскости. Пока мы держим нить, шарик движется криволинейно. Если же нить отпустить, то шарик станет двигаться прямолинейно с постоянной скоростью.

Так подводим учащихся к выводу, что если бы на тело не действовали другие тела, то оно двигалось бы равномерно и прямолинейно с постоянной скоростью, какую тело имело в момент прекращения воздействия на него других тел.

Затем даем определение инерции.                        ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.

Инерция - от латинского инерциа - неподвижность, бездеятельность. ВЫВОД. Если тело сохраняет свою скорость неизменной и движется прямолинейно, то такое движение называют движением по инерции. Явление инерции присуще всем телам, большим и маленьким.

Теперь найдите примеры движения по инерции в параграфе.

ВЫВОД. После прекращения воздействия на тело со стороны других тел первое тело сохраняет приобретенную скорость. Ускорение равно нулю. Изменение скорость возможно только за некоторое время.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. В чем заключается явление инерции?
  2. Как после удара будет двигаться шар по гладкой горизонтальной поверхности? Какова будет траектория его движения? Что можно сказать о скорости его движения?
  3. Что произойдет со стоящим пассажиром, если автобус резко затормозит? повернет вправо?
  4. Почему все движущиеся части механизмов моментально не приходят в движение и моментально не останавливаются?
  5. Если несколько шашек установить друг на друга, а затем резким движением линейки выбить нижнюю, то остальные остаются на месте первой. Как объяснить это явление?
  6. Иногда на кузове машины написано: «В кузове не стоять!», «На бортах не сидеть!». О чем говорят эти надписи?
  7. Почему при резком встряхивании капли дождя слетают с зонта?
  8. Какие изменения произошли в движении трамвая, если пассажиры вдруг отклонились влево? вправо?
  9. Почему споткнувшийся человек падает вперед?
  10. С летящего самолета сбросили груз. Укажите место его падения. Поясните ответ.
  11. Л. №124,.132,133.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  17. Составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения. Подобрать дополнительный материал о Галилео Галилеее.

УРОК 15/5.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ.

ЦЕЛЬ УРОКА. Выяснить причину изменения скорости движения тел при взаимодействии.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Что называется механическим движением?
  2. Какое движение называется равномерным? неравномерным?
  3. Что такое скорость?
  4. Как вычисляется скорость равномерного движения?
  5. Как рассчитывается средняя скорость?

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Взаимодействие тел. Примеры взаимодействия. Результат взаимодействия. Явление отдачи.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Демонстрация движения шарика по желобу.
  2. Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком).
  3. Опыты учебника.
  4. Взаимодействие тележек.
  5. Изменение движения пружины.

На предыдущих уроках были рассмотрены два вида движения – равномерное и неравномерное. Первый вид характеризуется постоянной скоростью, второй – скоростью, изменяющейся во времени. Движения, наблюдаемые в природе, в большинстве случаев являются неравномерными. Возникает вопрос: почему изменяется скорость движущихся тел? Ответ на поставленный вопрос получаем из анализа ряда демонстраций и жизненных наблюдений. Проводим опыт по движению шарика по желобу, установленному горизонтально (с наклоном). Вопрос: почему скорость шарика со временем уменьшается? Проводим следующий опыт. Насыпаем ровным слоем в желоб песок и вновь заставляем шарик двигаться. В этом случае изменение скорости произошло быстрее. Затем этот же шарик двигаем по листу стекла. Скорость его движения изменяется не значительно. К массивной тележке, находящейся в покое относительно стола, прикрепляем П-образную пружину, которая связана нитью. Предлагаем вопрос, придет ли тележка в движение, если пережечь нить. Ответы учащихся проверяем на опыте. Затем видоизменяем опыт: по другую сторону от пружины ставим другую такую же тележку и пережигаем нить. Тележки приходят в движение, т. е. изменяют свою скорость. Так подводим учащихся к выводу, что скорость тел изменяется в результате взаимодействия их с другими телами. Предлагаем назвать тела, с которыми взаимодействовало тело, изменяющее свою скорость в проделанных опытах.

 После этого задаем учащимся вопрос: что необходимо, чтобы тело изменило свою скорость? Для того чтобы легче было ответить на этот вопрос, проводим опыт. На раме подвешиваем на нити ударник из прибора для демонстрации законов Ньютона. Для опыта можно взять и любую другую пружину. Спрашиваем учащихся, придет ли в движение точка подвеса ударника (пружины) после отлипания диска. Ответы учащихся проверяем на опыте. Потом подвешиваем ударник так, чтобы он одним концом упирался в шар. После отлипания диска от присоски и ударник, и шар изменяют свою скорость. Следовательно, всегда, когда одно тело действует на другое, второе тело тоже действует на первое, поэтому говорят, что тела взаимодействуют. Кузей, стр.36.

 В желобе находится шар: в каком случае он изменит свою скорость? Ударяем по нему другим катящимся шаром. Оба изменяют свою скорость. После ответа на эти вопросы подводим учащихся к выводу, что скорость тела изменяется только при взаимодействии его с другими телами. Изменение скорости тела продолжается все время, пока продолжается действие другого тела.

 Значит, чтобы тело изменило свою скорость, необходимо, чтобы оно взаимодействовало с другим телом.

 Подчеркиваем, что взаимодействие в природе носит всеобщий характер. Предлагаем учащимся привести примеры, показывающие, что скорость тела изменяется только при взаимодействии.

 После разбора примеров делаем заключение, что причиной изменения скорости тела является действие на него других тел.

 

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии меняется скорость обоих взаимодействующих тел.
  2. Что является причиной изменения скорости тела?
  3. Приведите примеры.
  4. Как вы понимаете выражения: «Тело сохраняет свою скорость»? «Тело изменяет свою скорость»?
  5. Л.№196 (156),204 (164),205 (165)
  6. Почему при выстреле пуля и ружье приобретают разные скорости?
  7. Скорость магнитной ленты равна 0,1м/с. Сколько времени можно воспроизводить запись ленты длиной 120м?
  8. Л. №197-203 (157-163).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  18,Л.№207(167), 209(169), 212(172).

УРОК 16/6.

МАССА ТЕЛА. ЕДИНИЦЫ МАССЫ.

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ВЕСАХ.

ЦЕЛЬ УРОКА. На опытах и примерах ввести понятие массы. Разъяснить, каким образом можно сравнивать массы тел.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Почему движущиеся тела останавливаются? Какова причина их остановки?
  2. Приведите примеры, показывающие, что при взаимодействии изменяются скорости обоих тел.
  3. Как вы понимаете, выражение «скорость тела изменилась»?
  4. При каких условиях тела изменяют свою скорость?

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ. Выяснить от каких факторов зависят скорости, приобретаемые взаимодействующими телами. Понятие инертности. Понятие массы тела. Связь между массами взаимодействующих тел и приобретенными скоростями. Единицы массы. Эталон массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Опыты по рисункам учебника.
  2. Наблюдение за изменением скоростей взаимодействующих тележек.
  3. Наблюдение за изменением скоростей взаимодействующих шаров.
  4. Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.

 Урок начинаем с индивидуального опроса учащихся.      ВОПРОС: «Какие скорости приобретают тела после взаимодействия: одинаковые или разные?» Ответы учащихся проверяем опытами. Сжимаем нитью пружины тележек. Когда пережжем нить, тележки приобретут скорости. Делаем вывод: в первом опыте тележки после взаимодействия приобрели одинаковые скорости. Видоизменяем опыт. На тележки ставим коробки одинаковых размеров (в них расположены латунные цилиндры), сжимаем нитью пружины так, как и в первом случае, а затем пережигаем нить. Делаем вывод, что и во втором случае тележки после взаимодействия приобрели одинаковые скорости, но несколько меньшие, чем в первом опыте. Затем одну из коробок заменяем пустой (об этом учащимся не говорим) и вновь повторяем опыт. В этом случае тележки приобрели разные скорости. На основании опытов делаем заключение, что скорости взаимодействующих тел могут изменяться одинаково или неодинаково.

 Вопрос: от чего зависит величина скорости, приобретаемая каждым взаимодействующим телом? Повторяем опыты с тележками, на которые ставим одинаковые и разные гири. Учащиеся наблюдают, какая тележка приобретает большую скорость. ВЫВОД: сравнение скоростей, приобретенных тележками после взаимодействия, позволяет сделать заключение о том, что величина скорости, приобретенная каждым взаимодействующим телом, зависит не только от интенсивности их воздействия друг на друга, но и от свойств самого тела. Это свойство получило в физике название инертности.

 ИНЕРТНОСТЬ – свойство тело по-разному изменять свою скорость в результате взаимодействия.

 ОПЫТ. На наклонном желобе поместим цилиндр. На него подействуем сначала маленьким шаром, а затем большим. Сравним изменение положения цилиндра.

 ОПЫТ. На наклонном желобе поместим сначала один цилиндр, а потом два. Пускать по желобу будем один и тот же шарик. Сравним положения цилиндров.

 ВОПРОС. Какая тележка более инертна: нагруженная или ненагруженная? Почему?

 В физике для количественной характеристики свойства инертности вводится величина, называемая массой.

 МАССА - физическая величина, количественно характеризующая свойства тел приобретать разные скорости при взаимодействии, т. е. характеризующая инертные свойства тела.

 Массой обладают все тела. В природе не существует объектов, не обладающих массой. Она является одним из общих свойств тел.

 Уточним это понятие. Предлагаем по внешнему виду определить, масса какого шара больше. Предположение проверяем опытами по взаимодействию двух шаров одинакового объема, но разной массы, а затем разного объема, но равной массы. На основании этих опытов делаем вывод, что о массе тел можно судить по изменению их скорости при взаимодействиях. Чем больше масса тела, тем труднее изменить его скорость. Следовательно, масса того шара будет больше, у которого изменение скорости при взаимодействии было меньше. Приобретенные шарами скорости после прекращения взаимодействия можно измерить. Во сколько раз приобретенная скорость одного тела больше приобретенной скорости другого, во столько же раз масса первого тела меньше массы другого, т. е.

 Это соотношение позволяет сравнивать массы, если известна единица массы. Эталон массы представляет собой цилиндр, изготовленный из сплава платины и иридия. Диаметр цилиндра и его высота одинаковы, они равны 39мм. Масса эталона и принята за единицу массы - килограмм. Чтобы учащиеся имели более четкое представление о единице массы, сообщаем, что 1л чистой воды при 4С обладает массой 1кг.

 После этого останавливаемся на способе измерения массы.

 Чтобы измерить массу тела, надо привести его во взаимодействие с другим телом, масса которого известна, и сравнить приобретенные скорости. Можно рассмотреть числовой пример.

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. У какого тела после взаимодействия скорость будет больше?
  2. Что понимают под массой тела?
  3. Как можно определить массу тела?
  4. Определите, масса какого шара больше? Проводим опыт по взаимодействию шаров. Для этого в желоб помещаем два шара между которыми находится ударник со сжатой пружиной).
  5. Упр. №6(2).
  6. Два одинаковых ящика наполнены яблоками: в одном крупные, в другом – мелкие. Масса какого ящика больше?
  7. Л. №210(170), 211(171), 215(174).
  8. Ознакомимся с содержанием лабораторной работы.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  19,20. Упр.6(1,3). Л. №213(173).

УРОК 17/7.

ВЕСЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ВЗВЕШИВАНИЕМ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

ЦЕЛЬ УРОКА. Научить учащихся, пользуясь весами, определять массу тела. Устройство весов.

СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Что понимают под массой тела?
  2. Какими способами можно определить массу тела?

СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Устройство технических весов. Различные виды весов. Разновесы. Правила взвешивания. Определение массы взвешиванием.

ДЕМОНСТРАЦИИ. Демонстрация различных видов весов.

ОБОРУДОВАНИЕ (для лабораторной работы).

Комплект учебных весов с разновесами. Тела для взвешивания.

Учащиеся продолжают приобретать навыки в работе и оформлении лабораторных работ. Пользоваться приборами можно только с разрешения учителя и лишь для выполнения задания.

Повторим ранее изученное. Нам известно, что массу тела можно определить по изменению его скорости при взаимодействии с другим телом, масса которого известна. Однако этот способ не всегда применим. На лабораторной работе знакомимся еще с одним способом определения массы тела. Этот способ основан на сравнении масс путем взвешивания.

Затем по учебнику рассматриваем устройство технических весов. В зависимости от назначения весы могут иметь различную конструкцию. Осуждаем правила взвешивания и приобретаем навыки в определении массы тела.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Л. №218(177), 224(183), 223(182),217(176).

1) Искусственный спутник Земли движется со скоростью 8км/с. Найти путь, пройденный им за 2мин.

  1. Сколько времени идет свет от Солнца до Земли, если расстояние между ними 150 000 000км, а скорость света 300 000км/с?

УРОК 18/8.

Лабораторная работа №4.

«Измерение объема тела»

Работа выполняется по описанию учебника.

Решение задач.

  1. Л.№216(175),225(184).
  2. Определите массу груза, находящегося на левой тележке. Массы тележек не учитывать.

  1. Луна движется вокруг Земли со скоростью 1000м/с. Какой путь проходит она за 5мин?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Л.№127(120),219(178).

Методические рекомендации к лабораторной работе.

Измерять надо объемы тех тел, которые использовались в лабораторной работе №3. Объемы тел можно выразить не только в см, но и в м. Результаты записывать с учетом погрешности.

УРОК 19/9.

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА.

 ЦЕЛЬ УРОКА. Ввести понятие плотности вещества. Научить учащихся вычислять плотность вещества по массе тела и его объему.

 СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.

  1. Что такое масса?
  2. Что принято за единицу массы?
  3. Опишите опыт, при помощи которого можно определить массу тела.

 СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Понятие о плотности. Единицы плотности. Таблица плотностей. Расчет массы и объема тела по его плотности.

 ДЕМОНСТРАЦИИ.

  1. Демонстрация набора тел одинаковой массы, но разного объема.
  2. Демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы.
  3. Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах.
  4. Демонстрация тел неправильной формы.

 Изложение нового материала начинаем с вопроса к классу: «Как определить массу гранитной глыбы объемом 2,5м3?» Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос. Делаем заключение, что не всякий раз удобно измерять массу тела по изменению скорости. Подобные задачи практикой выдвигаются  часто и мы должны научиться их решать. Например, геологи обнаруживают залежи нефти. Как определить ее массу? Очевидно, массу нефти мы сможем подсчитать, если будем знать массу единицы объема и объем. Следовательно, знание массы единицы объема вещества имеет большое значение в практической деятельности человека. В физике она получила особое название – плотности.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3(или 1см3).

 Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.

 Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

 Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр. (1кг/м3).

 Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.

 Вводим буквенное обозначение плотности. Записываем формулу. Напоминаем, что с наименованиями единиц измерения можно производить те же действия, что и с числовыми значениями величин. Следовательно, выбор единицы плотности зависит от выбора единиц массы и объема. Путем расчета показываем, что число, выражающее плотность в кг/м3, в 1000 раз больше числа, выражающего плотность в г/см3. Рассматриваем вместе с учащимися таблицы плотностей различных веществ, обращаем внимание на единицы измерения.

Затем обращаем внимание учащихся на то, что тела, имеющие одинаковую массу, но сделанные из разных веществ, занимают разные объемы. Демонстрируем набор тел одинаковой массы. При отсутствии такого набора можно воспользоваться телами равной массы от прибора для сравнения теплоемкостей металлов. Подчеркиваем, что плотность вещества характеризует свойства данного вещества. Она не зависит ни от объема, ни от массы тела и для данного вещества является величиной постоянной.

 После этого переходим к вычислению массы тела по его объему и плотности вещества. Записываем формулы.

1)

2)

3)

Решение задач.

№1

Дано:          Формулы         Решение

   =2,5м3                 =2600кг/м3 2,5м3=6500кг=6,5т

   =2600кг/м3

   -?

Ответ: масса плиты 6,5 тонны.

№2 Ледяная глыба объемом 30м3 имеет массу 27т. Определите плотность льда.

Дано:              Формулы     Решение

   =30м3                      =27000кг/30м3=900кг/м3

   =27т  =27000кг

   -?

Ответ: плотность льда 900 кг/м3.

№3 Что легче 1кг гвоздей или 1кг пуха?

Одинаково.

№4 Массы трех шаров равны. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены?

№5 Картофелина массой 60г имеет объем 50см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в кг/м3.

Дано:      Формулы       Решение

   =60г                =60г/50см3=1,2г/см3=1200кг/м3.

   50см3.

   -?

Ответ: плотность картофеля 1200кг/м3.

№6 Упр.7(3).

№7 Л.№228-230(188-190),257-259(217-219).

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. Что такое плотность?
  2. Укажите значение плотности платины, воды.
  3. Плотность нефти 800кг/м3. Что это значит?
  4. Плотность некоторого вещества равна 7г/см3. Что это за вещество?
  5. Какое из трех тел имеет большую массу? (Демонстрируем цилиндры одинакового объема из латуни, железа и алюминия).
  6. Шарик объемом в 1см3 имеет массу 0,24г. Из какого вещества он сделан?

Таблица плотностей веществ в учебнике. Вещество - пробка. Плотность 0,24г/см3.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 Повторить основные положения молекулярной теории строения вещества.

  21,упр.7(1,2),Л.№265(225).

 Подготовиться к экспериментальной работе по исследованию связи массы вещества с его объемом.

 Методические рекомендации к домашнему заданию.

 Сформулируем вопросы на которые надо ответить дома:

  1. Какие величины необходимо измерять?
  2. Какие вещества наиболее удобно применять в работе?
  3. Какие приборы необходимы для измерения?
  4. Ход работы.

 Увеличивая объем пропорционально в 2,3 и т. д. раза, можно показать, что и масса будет возрастать соответственно прямо пропорционально.

 Можно использовать сыпучие вещества, например: крупу.

По данным работы можно предложить учащимся построить график зависимости массы вещества от его объема    и по графику определить плотность исследуемого вещества. Считая крупинки одинаковыми по объему, выдвинуть гипотезу о том, как сравнить число частиц в объемах, отличающихся друг

от друга в известное число раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Физике к учебнику Перышкина 7-9 кл

Рабочая программа по Физике к учебнику Перышкина 7 класса разработанная по требованию 2013-2014 года...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике 7 класс №14 по учебнику Пёрышкина

Урок в 7 классе разработан по учебнику Пёрышкина...

Программа и КТП физика 9 лкасс для надомное обучение 1 (0,5 часа) урок в неделю к учебнику Перышкина

На изучение физики в 9 классе с учетом и спецификой надомного обучения отводиться 1 занятие продолжительностью 0,5 часа. Всего в год на изучение данного предмета отводиться 34 занятия - 17 часов. Расп...

планы уроков по физике к учебнику А.В.Перышкина 7 класс

календарно тематическое планирование учебного материала по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 7 класс."...