открытый урок по теме: "Давление. Единицы давления".
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Лысова Ирина Анатольевна

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon давление64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Давление. Единицы давления.

Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления, а также наблюдать, анализировать и обобщать; развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные примеры деятельности, сообщая интересные сведения.

Структура урока:

  1. Повторение изученного материала.
  2. Изучение нового учебного материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.

  1. Повторение изученного материала.

  На уроках физики у нас с вами речь шла о предварительном знакомстве с миром физических явлений.

- С какими физическими явлениями мы познакомились?

  А недавно мы начали знакомство с физическими величинами, которые будут входить в формулы, законы, описывающие эти и другие явления. Посмотрите на доску и скажите:

- Что записано в левом столбике?

- Давайте вспомним, что называют физической величиной?

- А в правом столбике, что записано?

  Задание. Соедините стрелками обозначение физической величины с ее единицей. (К доске выходит 1 ученик, класс проверяет),

V                    кг

S                     м²

m                     H

F                      м³

Ρ                       с

   T                     кг/м³

  Изучение физики, исследование различных явлений и закономерностей, выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин.

- А что значит измерить физическую величину?

  У вас на руках находится измерительный прибор.

- Как он называется?

- Какую физическую величину можно определить или измерить динамометром?

  Задание. Определите вес цилиндров и грузиков, находящихся у вас на партах.

- Чему он равен?

  Итак, физические величины. В физике физических величин очень много. И с некоторыми из них мы уже познакомились.

- С какими?

  1. Изучение нового учебного материала.

  Сегодня на уроке мы введем еще одну физическую величину, это – давление. Запишем тему урока. Давление. Единицы давления.

- Рассматривая новую физическую величину, что мы должны выяснить?

1.определение  2. формула  3. единицы измерения  4. способы измерения давления

  В конце урока мы должны будем ответить на все поставленные нами вопросы.

Слово «давление» вам хорошо известно  из нашей повседневной жизни.

  Вы очень хорошо понимаете смысл следующих предложений:

        - «Наутилус» скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.

        - Это была женщина, - сказал комиссар Мэгре и добавил: - Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.

- А у вас какие ассоциации вызывает слово «давление»?

  Во всех этих предложениях слово «давление» использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.

  Но в физике ряду слов, используемых для описания физических явлений, придается совершенно определенное значение.

  Нам известно, что под действием силы тела деформируются, иногда даже разрушаются; острым ножом вы можете разрушить поверхность палки, которую обстругиваете.

  А теперь постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые написаны на листочках, лежащих на ваших столах, не объясняя ответы.

    1. Ученик стоял на снегу сначала на лыжах, а затем – без лыж. В каком случае снег под ним деформируется больше?

    2. Трехлетний ребенок и его папа встали по очереди на одни и те же лыжи. В каком случае деформация снега была больше?

    3. На лыжи встали папа масса которого 100кг и сын массой 30кг. У папы длина каждой лыжи 210см, ширина 10см, у сына соответственно 120см и 8см. Под кем из них снег деформируется сильнее?

  На первые два вопроса вы ответили без труда, в этом вам помог жизненный опыт. Для ответа на третий вопрос ваших знаний оказалось недостаточно. Но в дальнейшем и на этот вопрос вы сможете дать ответ. А для этого проделаем опыт.

  Возьмем небольшую доску, в которую вбиты четыре гвоздя и проделаем 2 опыта. С начало поместим ее остриями вверх на песок, а сверху на нее поставим гирю. А потом перевернем ее и снова вместе с гирей поставим на песок.

- В каком случае гвозди войдут в песок глубже. Вы можете ответить на этот вопрос?

  Правильно. Давайте проверим, проделав опыт.

- Почему результат оказался разным? Ведь в первом и во втором случаях на доску действовала одна и та же сила, равная весу гири.

- Итак, зависит ли результат действия силы от площади опоры? Как?

  Обратимся к задаче №1 на листочках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

  Но дело не только в площади.

- Как вы считаете, будет ли изменятся результат деформации песка, если при постоянной S на доску будем действовать разной силой?

  Проверим. Что мы наблюдаем?

  Значит важную роль играет и величина прикладываемой силы.

  Обратите внимание, что мы прикладываем силу перпендикулярно поверхности. Эту силу называют силой давления.

  Обратимся к задаче №2 на листках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

  Итак, проделанные нами опыты говорят о том, что результат действия силы зависит не только от площади опоры, но и от силы давления.

  Физическая величина, учитывающая обе эти зависимости называется – давление.

  Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

ρ = F/S

где ρ – давление;  F – модуль силы давления;  S – площадь.

  Обратите внимание F – сила давления, характеризует действие одного тела на другое без учета площади их соприкосновения; давление ρ – характеризует это действие в зависимости и от силы, и от площади.

  Давление – физическая величина, введем его единицу.

  За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м², перпендикулярно этой поверхности.

  В честь французского ученого Блеза Паскаля (1623 – 1662 гг) эта единица давления называется Паскале (сокр. Па).

[ρ] = [Н/м²] = [Па]

  1Па – очень маленькое давление. Чтобы вы произвели на снег около 1Па, вам понадобятся «лыжи» площадью около 600м².

  Учебник «Физика-7» создает давление 100 Па, а 1 лист 1 Па.

  В тех случаях, когда силой давления является вес находящегося на поверхности тела F = ρ = mg, давление оказываемое телом можно найти по формуле:

ρ = mg/S

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи №3? Что для этого надо сделать?

  На практике давление иногда надо уменьшить, а иногда увеличить. Как это сделать? Для ответа на этот вопрос воспользуемся формулой: ρ = F/S.

- Что надо сделать, чтобы увеличить давление?

  Каблучки туфель девушки создают давление на землю больше, чем ноги слона, хотя она действует с меньшей силой, чем слон.

- Как можно уменьшить давление?

  Правильно, так поступают когда надо уменьшить создаваемое давление. Если ученик оказался на тонком льду, то не следует убегать, если вдруг лед затрещит. Необходимо перемещаться по тонкому льду, не отрывая подошвы, или лечь не лед, тем самым увеличится площадь соприкосновения со льдом.

  Посмотрите на наш демонстрационный стол. Вы видите физические тела, в форме прямоугольного параллелепипеда.

- Одинаково ли давление создают эти тела на стол и почему?

 

- А теперь?

  1. Закрепление изученного материала.

  Мы выяснили, что величину давление можно уменьшить и увеличить. Это имеет большое значение не только в жизни человека в быту, в технике, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка (давление 12 кПа) по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве.

  Сейчас мы выполним следующее задание. На партах у себя вы видите листочки. Их надо будет заполнить. Как? На экране вы увидите картинки. Они все относятся к нашей сегодняшней теме.

  Например: клыки тигра.

- В какую колонку отнести клыки?

- Для чего создала природа клыки зверей такими острыми? Да , для увеличения давления. Поэтому записываем клыки в колонку №2 увеличение давления.

Продолжаем: 1.клыки животных; 2. вездеход; 3. шипы розы; 4.шасси самолета; 5. когти; 6. шайбы под гайки; 7. лыжи; 8. жало комара; 9. колючки; 10. клюв птицы; 11. нож; 12. шпалы под рельсы; 13. топор; 14. гусеницы танка; 15. гвозди; 16. трактор; 17. иглы ели.

Уменьшение давления

Увеличение давления

1. вездеход

1. клыки

2. шасси самолета

2. шипы

3. шайбы под гайки

3. когти

4. лыжи

4. жало

5. шпалы под рельсы

5. колючки

6. гусеницы танка

6. клюв

7. трактор

7. нож

8. топор

9. гвозди

 

  Проверяем задание.

  Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Что мы должны были выяснить?

- Дайте определение давления?

- Как можно рассчитать давление?

- В каких единицах измеряется давление?

- Как можно изменить давление?

  1. Домашнее задание

§ 25  задание №3, №5  (дополнить таблицу) по желанию.