«Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика на уроках физики»
статья по физике по теме

Это моя работа, направленная надостижение успешности учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attiestatsionnaia_rabota.doc454.07 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево,  Искитимского района Новосибирской области

«Здоровьесберегающий подход  в развитии успешности ученика на уроках физики»

Выполнила: учитель физики,

первой квалификационной категории,

Чечеткина Т.Г.

Содержание

  1. Введение. От здоровья учителя к здоровью ученика                                              2-4    

        

  1. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика

             на уроке физики.                                                                                                       5-12

  1. Заключение, приложения                                                                                           13                    

  1. Литература                                                                                                                   14

I.  Введение. От здоровья учителя к здоровью ученика

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о нескольких видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

  1. Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

  1. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

С каждым годом усилиями психологов, педагогов, медиков и других специалистов проводятся исследования о различных сторонах умственной деятельности ученика и достижении его успешности. Для этого требуется определенный уровень адаптационных возможностей его организма, психофизиологическая зрелость, сформированность мотивации к обучению. При несоблюдении этих условий появляется несоответствие между внешними требованиями школы и психофизиологических возможностей детей, вследствие чего происходит ослабление организма, возникает чувство тревоги, неуверенности в себе и появление негативного отношения к школе.

Одной из важных задач подготовки учащихся к жизни и труду в новых – социально экономических условиях является формирование у них здорового образа жизни. Ритм жизни предъявляет повышенные требования к организму человека. Чтобы повысить его защитные силы, рекомендуется развивать умения и навыки по восстановлению и сохранению здоровья не только у учащихся, но и учителей.

Во все времена, тем более в наши дни, каждый здравомыслящий человек хочет быть здоровым. Однако нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки стали преобладать в жизни современного человека. Это подрывает здоровье многих людей.

Здоровый образ жизни следует понимать как процесс выполнения определенных норм, правил, требований, обеспечивающих комфортное самочувствие и высокий уровень жизнедеятельности. Одним словом не только отсутствие болезни, но и оптимальное физическое, психоэмоциональное, функциональное  состояние организма.

Высокие требования, предъявляемые учебной  деятельностью к интеллектуальным возможностям учащихся, предполагают развитие мышления. Человек в этих условиях стоит перед  необходимостью развивать и активизировать свое мышление.

Прежде чем браться за развитие какой – либо стороны психики человека, нужно знать качественные характеристики этой функции (что такое мышление?). Важным признаком мышления является обобщенное познание действительности, а познание начинается с восприятия и ощущения. Мышление – это психический процесс отражение общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между ними.

Но не только  физические упражнения оказывают стимулирующее влияние на эффективность умственной деятельности. Мыслительная деятельность успешнее сочетается с легким физическим трудом, прогулками.

Для поддержания работоспособности мозга существует специальная гимнастика, позволяющая усилить приток крови к клеткам головного мозга, улучшить их питание (больше прогулок на свежем воздухе).

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому, сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в обучении. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому  всё, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителя, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

II .  Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика на уроке физики.

Для того чтобы ученику добиться определенных результатов, необходимо потрудиться не только ему, но и учителю.

Что значит успех и успешность?

Успех – это не только хорошая оценка результатов деятельности, а это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для образования, реализует личностно – ориентированный подход, использует технологии обучения, позволяющие сохранить здоровье.

А что такое здоровьесберегающая технология?

Обычно для объяснения значения слова используется перевод на русский язык: «Techne» – искусство, мастерство; « logos» – учение. Таким образом, здоровьесберегающий подход – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа:

  1. Воплощение принципа «не навреди!»– включает выявление факторов, оказывающих вредное воздействие на организм: физическое, психическое, духовно – нравственное здоровье и устранение этих факторов.

Таким образом, этот этап включает в обеспечении таких условий обучения: воспитания и развития, которые не оказывают негативное воздействие на здоровье.

  1. Формирование физического, психического и духовно – нравственного здоровья.

На этом этапе необходимо рассматривать совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье, но и способствующих воспитание у школьников культуры здоровья.

Для того чтобы создать ситуацию успеха у учащихся, необходимо выяснить причины неуспеваемости и устранить их. С этого я начала свой поиск. Психологи выделяют два типа неуспевающих учащихся;

  1. Низкий уровень развития мыслительных процессов, отсутствие познавательных интересов. Однако ученик понимает, что учиться необходимо.
  2. Высокий уровень развития мыслительной деятельности, отрицательное отношение к учению. Такие дети приходят в школу хорошо подготовленные, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет им удовольствие. Обычно у таких детей самооценка не устойчива  и работа выполняется небрежно, следовательно, и необходимые навыки и не формируются.

Из этого следуют определенные выводы:

Для того чтобы возник успех, и повысилась успеваемость у учащихся их необходимо заинтересовывать и активизировать их деятельность. Но для того, чтобы развить интерес к предмету, нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Интерес только к содержательной части материала, приводит только к ситуативной заинтересованности на уроке. По-моему мнению, необходимо не переходить грань между развлеканием и развитием и совершенствованием интереса

Судить об уровне интереса у учащихся можно и возможно, если вы сами ответите на некоторые вопросы, которые я предлагаю:

  1. Активно ли учащийся включается в учебную деятельность?
  2. Какова его реакция на звонок?
  3. Добровольно ли он выступал?
  4. Как принимает участие в анализе и дополнениях?
  5. Читает ли дополнительную литературу?
  6. Принимает участие во внеклассной работе?

Я выделила четыре стадии развития интереса:

  1. от любопытства к удивлению
  2. активная любознательность
  3. стремление узнать
  4. научный поиск

На стадии активной любознательности, учитель должен организовать преподавание так, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, дать испытать чувство радости от процесса познания.

Например:  Решив задачу самостоятельно без посторонней помощи, получить результат по практической работе, да и, наконец, сделать работу правильно и быстро.

 Каковы же причины неуспешности?

Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности, пропуски занятий, недостаточный учет психологических особенностей детей

Психологические: несформированность мотивов  учебной деятельности, пробелы в знаниях, умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.

Физические: хронические заболевания и пропуски по болезни

Нейрофизиологические: нарушение зрения, слуха, артикуляции.

Поэтому, просмотрев типы неуспевающих, причины неуспеваемости, я решила в своем 7 классе «В» учесть это.

Мои целевые ориентации:

  1. Развитие личности школьника с учетом его возможностей, потребностей, интересов

  1. Эффективное усвоение знаниями, умениями и навыками в пределах индивидуальных способностей с учетом темперамента

  1. Развитие коммуникативных качеств и доведение до минимума имеющихся пси – педагогических дефектов и отклонений от норм.

Процесс обучения в этом классе я начала с девизов обучения:

«Если это кто–то смог, то и я смогу!»

«Истина выше фантазий, но развитие воображения облегчает пути познания».

Концептуальные положения:

  1. Постоянный успех – главное развитие детей в процессе обучения
  2. Каждый вправе выбрать любой уровень обучения, но не ниже обязательного (принцип открытости обязательных требований, учащийся должен знать заранее о планируемых результатах)
  3. Предупреждение ошибок и работа над ними. Ошибка – повод для разбора, а не наказание.
  4. Через знающего ученика учить незнающего
  5. Взаимное обогащение учащихся при работе в группе

В качестве заинтересованности, активизации и достижении успеха без вреда здоровью, я выбрала групповую форму работы в 7 классе «В», над которой  работаю второй год.

Психолого-педагогическая характеристика класса:

Класс состоит из 17 учащихся, из которых 11 мальчиков и 6 девочек.

Основной темперамент класса – это холерики и сангвиники; память, внимание и мышление учащихся среднее.  Учащиеся этого класса учатся посредством зрительного восприятия информации, на собственном деятельностном опыте.

Поэтому при работе в этом классе как можно чаще необходимо использовать наглядные демонстрации, примеры из жизни и давать самим попробовать получить определённый результат.

Фамилия Имя

Доминирующее полушарие

Темперамент

Память

Внимание

Мышление

1

Белых Антон

правое

холерик

средняя

среднее

среднее

2

Горбушина Таня

оба

холерик

высокая

высокое

высокое

3

Заровчанский Вова

правое

холерик

высокая

среднее

среднее

4

Исаева Катя

правое

холерик

средняя

среднее

низкое

5

Котов Сергей

правое

сангвиник

средняя

среднее

низкое

6

Маслов Лёша

правое

холерик

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

7

Полонец Коля

правое

холерик

Ниже среднего

среднее

среднее

8

Ровбель Илья

правое

холерик

Ниже среднего

среднее

Ниже среднего

9

Сарпов Рома

правое

холерик

Ниже среднего

среднее

среднее

10

Ситникова Таня

левое

сангвиник

высокая

среднее

среднее

11

Согрин Саша

правое

сангвиник

средняя

среднее

среднее

12

Терещенко Ира

оба

сангвиник

средняя

среднее

среднее

13

Трояновская Женя

левое

сангвиник

средняя

среднее

среднее

14

Тыткина Инна

оба

холерик

средняя

высокая

высокое

15

Чапленко Виталий

оба

меланхолик

высокая

среднее

среднее

16

Чурбанов Сергей

оба

флегматик

средняя

среднее

среднее

17

Эргарт Евгений

оба

холерик

средняя

среднее

среднее

Групповой вид работы имеет и психологическое и дидактическое обоснование.

С психологической точки зрения, этот вид деятельности дает благоприятные возможности для психического развития каждого школьника. Кроме того, работа учащихся в группах учит школьников деловому общению, а общение начинается с восприятия других  людей, оценки и анализа того, что воспринято, а это приводит к пониманию целей, мотивов действий, и сравнение их со своими собственными. Раскованность ученика, так как имеет возможность работать в индивидуальном темпе. Так же в групповой работе происходит формирование адекватной самооценки личности, ее возможностей и способностей, достоинств и ограничений, происходит прочное усвоение материала, так как обсуждение одной информации происходит с несколькими сменами партнера, увеличивается число ассоциативных связей.

Дидактические  же возможности заключаются, прежде всего, в активизации их познавательной деятельности.

Если же групповую работу сравнить с фронтальной, где на уроке каждый ученик попадает под внимание учителя на две – три минуты возникают и проблемы: редко тренируются в связном рассказе, что создает дискомфорт для ученика и возникновение некоторых комплексов, следовательно, на уроке учащийся начинает отставать и заниматься посторонними делами, пропадает всякий интерес.

В группе же создается творческая обстановка, повышается умственная активность, возникает чувство уверенности и душевного благополучия. Сильные учащиеся учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые в свою очередь дают осмысленные ответы на вопросы. Усиливается интеллектуальное наполнение урока.

Успех в групповой деятельности зависит от правильной сформированности групп. Я свои группы построила по четыре человека и в каждой группе, находятся учащиеся, которые относятся к:

  1. Некомпетентным, то есть не достигшим минимального уровня, не умеющие решать шаблонные задачи (Н)
  2. Достигшие общего уровня (О)
  3. Вышедшие в продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем (П)
  4. Достигшие минимального уровня (М)

Расположение учащихся при работе:

  П                   Н

   О                  М

В таких группах формируются навыки самостоятельного  изучения материала, усиливается кооперация и сотрудничество, учащиеся привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределение труда между членами группы, осуществляется взаимообучение  и взаимоконтроль. И такой вид деятельности, по-моему, намного эффективней, чем конкуренция.

Учебный процесс должен быть построен так, чтобы он имел непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

С целью сохранения здоровья учащихся, учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но и какой он по счету в учебном процессе класса.

Если урок в расписании стоит за пределами продуктивных часов (2 – 4 уроки), то и планирование урока  необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств, чего я и придерживаюсь

В своей практике я использую следующие виды деятельности с использованием психофизиологических характеристик своих учеников:

  1. Диктанты на два варианта с параллельным взаимным контролем в парах по образцу и самостоятельно.

После выполнения блока заданий, учащиеся меняются работами и проверяют их. При оценки суммируются пропущенные при проверке ошибки со своими собственными.

  1. Цепная реакция проверки и анализа выполнения самостоятельных работ.

Первый выполнивший учащийся сдаёт её на проверку, учитель исправляет ошибки, консультирует, а далее проверка осуществляется вместе с ним. Происходит быстрое увеличение числа проверяющих, быстрое нахождение ошибок и их аргументирование. Этот вид деятельности подходит для любого темперамента детей.

  1. Рецензия на ответ.

Критические замечания учащихся по содержанию, полноте, глубине, форме ответа, по анализу эксперимента. Данный прием применяется с целью научить учащихся слушать и анализировать ответ, кратко излагать и обосновывать своё мнение. Здесь требуется от учащихся предельного внимания к ответу. Прием способствует развитию следующих качеств: логического мышления, усидчивости, терпимости, развивает интерес к проверке, то есть возникает благоприятная  психологическая обстановка.

  1. Работа по выбранному пути.

Этот вид деятельности используется при отработке навыков решения задач по изученной теме. Доска делится на четыре части, на каждой из которой разноуровневые задания. Учащийся имеет право выбора любого «пути». Преодолевая свои страхи, достигая определенной уверенности, учащийся в праве сам выбрать время и день перехода на другой уровень образования, его никто не торопит и не подгоняет. Одновременно существует и четыре проверяющих, следящих за работой у доски. Их задачей является обнаружение допущенных ошибок, указание причин их возникновения, предложение более рационального способа решения задачи, если таковые существуют. Далее роли меняются. Остальным же предлагается выбрать любую дорожку, либо все сразу, за что тоже получают поощрение. В этом виде работы, учащиеся сохраняют интерес к уроку и активность.

  1. Решение задач группой с взаимным контролем.

Оценка ставится по итогам работы любого ученика.

  1. Написание сочинения на наблюдаемое явление.

Этот вид деятельности влияет на развитие фантазии, воображения, заставляет увидеть предмет с другой стороны.

В своей работе я применяю множество видов деятельности с учетом темперамента детей, ведь в классе присутствуют и разноуровневые дети по знаниям, памяти, сенсорному типу, но и мотивации к учению.

Поэтому, учитывая это, приводит к определенным результатам, представленным в приложениях (некоторых учащихся и всего класса, а также уровни сформированности учебно-познавательного интереса).

Вышеизложенное показывает, что дальнейшее овладение новыми приемами и навыками предусматривает возможность пошагового контроля в ходе любой задачи.

Важно, чтобы все «сбои» в работе каждого ученика не только выявлялись, но и ликвидировались сразу же. Всякий внешний контроль переходит в самоконтроль, ибо только он позволяет обеспечить полноценную самостоятельную работу учащихся с новым материалом, помогает быстро и точно выявить свои слабые места и ликвидировать обнаруженные пробелы.

Для создания успеха, при здоровьесберегающем подходе, я при разработке урока учитываю следующие аспекты:

  1. Требования к освещенности и комфортной обстановке в классе.
  2. Дыхательная гимнастика при волнениях и переживаниях, поза учащихся во время занятия, глазная гимнастика.
  3. Учет индивидуальных способностей, темперамента.
  4. Эмоциональность урока, доверительность к учащимся, эмоциональная разрядка, ситуация успеха.
  5. Чередование видов деятельности, плотность и темп урока.

Предложенные в работе виды деятельности учащихся направлены на воспитание самостоятельности, ответственности за принятие решения, самореализация.

Ш.  Заключение, приложения

По итогам проделанной работы и результатов я могу сделать следующие выводы:

  1. Необходимые методы, формы и приемы, при которых учащиеся максимально применяют участие в изучении темы, с учетом их возрастных и индивидуальных способностей,  ученики развивают успешность в обучении физике.
  2. Каждый ученик прослеживает не только ошибки работающих в группе, учителя, но и свои, что приводит к росту индивидуального саморазвития.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я считаю, что правильно выбрала групповую форму работы, в достижении и развитии успешности ученика при здоровьесберегающем подходе, так как с помощью такой формы происходит уменьшение некомпетентных детей, что приводит к росту успеваемости, повышается темп работы, увеличивается интерес к предмету без вреда здоровью в полном смысле этого слова.

В качестве рекомендации учителям, я могу посоветовать следующее:

  1. Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым и помочь в пределах школы может только учитель.
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и интерес к уроку

Литература

  1. Журнал «Здоровье детей» №19 Москва 2004г.
  2. Журнал «Школа здоровья» №1 Москва 1998 г.
  3. Журнал «Школа здоровья» №3 Москва 1997 г.
  4. Журнал «Школа здоровья» №4 Москва 1997 г.
  5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. Москва 2001 г.
  6. Ланина И.Я. Не урокам единым. Москва 1991г.
  7. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Москва 1985г.
  8. Образовательные программы: Опыт формирования и реализации Москва 1996 г.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. Москва 2003 г.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва 2002 г.
  11. Ямбург Е.Л. Школа на пути к свободе: Культурно – историческая педагогика. Москва 2000г.

Приложения