открытый урок "Развитие эмоциональности ученика на уроке специальности при работе над пьесой"
методическая разработка по музыке на тему

Сюняева Елена Борисовна

Разработка открытого урока, ход урока, методы и приемы, применяемые на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx29.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сюняева Е.Б.,

преподаватель

 МБОУ ДОД ДШИ п. Унъюган,

Октябрьский район, ХМАО-Югра

                           

Пояснительная записка.

          Тема урока:  «Развитие эмоциональности детей на уроках специального фортепиано при разучивании пьес в младших классах».

Цель урока: через эмоционально-образные переживания ученика добиться выразительного яркого исполнения пьесы.

Задачи урока:

Обучающие:

- формирование способности к восприятию содержания и формы художественного произведения;

Развивающие:

-формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

 - развитие фантазии, воображения при восприятии произведения;

- формирование музыкальных знаний, умений, навыков;

- формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.

Воспитательные:

- формирование осознанного отношения к музыке, воспитание общей музыкальной, речевой культуры.

      Методы обучения:

- Практический – игра на инструменте в течение всего урока;

- Наглядно – зрительный – использование «Словаря эстетических эмоций» в работе; использование метронома;

- Наглядно - слуховой – прослушивание произведения-пьесы в исполнении автора (используем интернет-ресурсы сайта YouTube);

- Словесный – постоянное общение в ходе работы, ученица рассказала собственно сочиненную сказку;

- Сравнение – сравниваем исполнения автора, педагога и ученицы-активный слуховой контроль в процессе исполнения;

Приемы обучения:

         - игра на инструменте;

- показ;

- объяснение;

- сопоставление;

- сравнение;

- ассоциативный поиск;

- активный диалог.

Краткая характеристика учащегося

Мишнева Карина 10 лет, 3 класс отделения фортепиано. Ученица с хорошими музыкальными данными. Очень быстро все схватывает, хорошая память, чувство ритма, очень музыкальная девочка, на занятия ходит систематически и с большим желанием. Выполняет все пожелания педагога, домашние задания подготавливает к каждому уроку. Участвует в концертной деятельности школы как солистка, в составе вокальной группы «Мелодика», на данный момент готовится к конкурсу фортепианных ансамблей.

Ход урока

-приветствие, организация внимания;

-ознакомление с произведением Ю. Весняк «Сказочка»;

-прослушивание произведения в исполнении автора;

-разбор произведения по частям, выявление характера произведения;

-рассказ ученицы своей сказки, придуманной в ходе работы над произведением(смотрите приложение);

-работа над произведением по частям, выявление мотивов, соотношение с эмоциональной образной стороной, выявление гармонии, средств выразительности, проработка трудных технических мест.

-раскрытие образности пьесы - каждый образ переходит в мотив, показ каждого образа обыгрывается на инструменте и в каждом случае обговаривается выбранный прием игры (почему выбрали здесь ту или иную динамику, артикуляцию, штрихи);

-игра на развитие эмоциональности - сыграть трудный мотив с разной эмоциональной окраской, работа со «словарем эстетических эмоций»: сыграй мотив, как будто шоколадка тает на окне, агрессивно, нежно, кисло, как марш, элегично и т. д.

- работа над моторикой  исполнения - прием стаккато: высоко поднимая пальцы, поджимая при этом крайние фаланги к основаниям пальцев, стремясь к громкому и четкому звучанию.

- проучивание произведения отдельными руками.

-исполнение пьесы по очереди учащимся и педагогом - фразу исполняет педагог, следующую ученик и так далее: партия левой руки по гармонии, партия правой руки по фразам (такая работа позволяет сконцентрировать внимание на смене гармонии, развивает память, нужно очень хорошо знать текст, или хорошо читать с листа, ученик «следует» за педагогом в динамике, выразительности и т. д.).

- проучивание пьесы двумя руками: исполнение «под увеличительным стеклом» (преувеличение динамики, энергии интонирования, артикуляции, агогики и т.д.) в медленном темпе с метрономом без педали.

- финальное  проигрывание произведения целиком

- выводы по игре, самоонализ, выявление ошибок и достижений, обозначение домашнего задания.

Методическая разработка.

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.

Музыкант должен иметь адекватное представление об исполняемой музыке, понимать ее внутренний психологический смысл, должен раскрывать и доносить до слушателей ее характер и собственное отношение к исполняемой музыке. К сожалению, высокие требования к совершенствованию технических навыков направляют внимание многих преподавателей-пианистов в первую очередь на технически безупречное исполнение, отчего обучение музыке в инструментальном классе часто приобретает технологический характер в ущерб художественному развитию ребенка.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью уроков музыки.

Сложившаяся в условиях отечественного массового музыкального образования практика музыкально-эстетическою развития детей исходит из того, что сущностную основу любой музыкальной деятельности составляет ее эмоционально-содержательная сторона. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Постижение эстетической сферы музыки чисто рассудочным способом, переводом её художественных образов в словесные описания - просто невозможно. Для восприятия сложного мира человеческих эмоций и чувств, отраженных в музыкальных произведениях различных эпох, необходимы не только развитый слух, практические навыки владения инструментом, но и эмоционально развитый воспринимающий субъект. Воспитание эмоционально восприимчивых людей - важнейшая задача музыкальной педагогики. Очень плодотворным для музыкально-слухового развития ученика оказывается включение механизма ассоциаций, с помощью которого активизируется работа воображения, Она выражается в попытках образного осознания средств музыкальной выразительности, что способствует «преодолению» их слуховой специфичности и, в свою очередь, стимулирует и развивает собственно слуховые способности.

Ассоциативные процессы напрямую связаны со сферой эмоций человека, служат, как правило, своего рода катализатором самых различных чувств и переживаний. Существует неисчислимое множество видов (подвидов, разновидностей) ассоциаций. Иногда они вполне конкретны, выступая как четкие, «предметные» образы, картины и представления. В других случаях, напротив, ассоциации туманны и расплывчаты, ощущаются скорее как зыбкие, неясные душевные движения, как смутные и далекие отзвуки чего-то ранее увиденного или услышанного.

Небезынтересно в связи со сказанным свидетельство Ю. Башмета: «Для меня, как музыканта, всегда играли большую роль мои внутренние представления — образные видения, картины, художественные импульсы, не знаю, как точнее тут выразиться. Они оказывали заметное воздействие на мое общее душевное состояние и тем самым на мое исполнение.

Помню, еще в школе, когда я играл сюиту Баха, мне рисовался в воображении огромный орган; его гигантские трубы уходили куда-то высоко-высоко в бесконечность. Будто я стоял у подножья величественного монумента, подавляющего меня своими колоссальными размерами и мощью. Это внутреннее видение было настолько ярким, сильным, что я даже пытался отделаться от него, отвлечься на другое. Боялся, что это помешает мне играть, что я забуду текст. Ведь когда исполняешь музыкальное произведение, надо быть все-таки всецело сосредоточенным на своих действиях, на процессе игры».

Работа, связанная с развитием музыкально-эмоциональной сферы имеет два взаимосвязанных направления. Первое ориентировано на расширение кругозора учащегося, приобретение им музыкального опыта посредством восприятия (слушания) музыки. Данным целям в полной мере отвечают такие общегрупповые занятия, как слушание музыки и музыкальная литература.

Второе направление предполагает развитие эмоциональной выразительности юного исполнителя в процессе исполнения (воссоздания, передачи) музыки на индивидуальных занятиях в классе фортепиано. Важно, чтобы педагог в классе фортепиано был личностью увлеченной, способной заразить и увлечь ребят своим искусством.

Эмоциональному и физическому раскрепощению ученика способствует спонтанная импровизация. Например, обыгрывание отдельной фразы или мотива различной эмоциональной окраской. В этом случае ученик сам выбирает средства выразительности: штрихи, динамику. Необходимая напряженность в этом виде деятельности ведет к осознанию, осмыслению происходящего, и, тем самым, способствует формированию слухового сознания. Таким образом, происходит накопление в слуховой памяти звукообразов (интонаций, небольших мелодических оборотов), найденных самостоятельно. Их слышание и будет создавать базу для слуховых представлений.

 Помощником в развитии эмоциональности может стать «Словарь эстетических эмоций».

 Один из действенных методов развития эмоциональной выразительности - использование метода словесной ассоциации. Как говорил Л. С. Выготский: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения» Ассоциации являются стимулом для активизации чувств, мыслей ребенка, развивают его воображение, ассоциативное и образное мышление. Чем богаче и разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее будут художественные образы, создаваемые на их основе. Таким образом, ассоциативный метод помогает будить творческую фантазию ученика, чтобы тот, в свою очередь, мог глубже понять содержание музыкального произведения.

Именно подробности, детали, оттенки воображаемой картины могут вызвать яркие эмоции, создать определённый художественный образ, соответствующий настроению и характеру музыки.

Использование гибкого темпа во время занятий дает возможность рассмотреть музыку более внимательно, детально, без спешки, углубляя суть музыкального образа. Под гибким темпом предполагается использование медленного темпа. Он позволяет исполнителю сохранять спокойное, неторопливое течение музыкальной мысли. Когда мышление торопится, то не остается времени, чтобы осознать, что действительно происходит в развитии музыки. При использовании же медленного темпа опыт восприятия и постижения художественного образа становится постепенно все более глубоким, содержательным, и, следовательно, эмоциональным. Причем эмоциональная выразительность при медленном темпе должна выявляться в преувеличенном виде. Таким образом, занятия в спокойном гибком темпе являются средством углубления эмоциональной выразительности, заложенной в произведении.

При первоначальном разборе произведения важно сразу уловить то настроение, которое господствует в пьесе. В дальнейшем у учащегося необходимо выработать привычку всякий раз перед началом исполнения и при игре любого фрагмента, в котором изменяется характер музыки, успеть вовремя произвести необходимую «эмоциональную настройку». Для этого ребенку нужно выработать в себе умение вызывать определенное настроение, успевать в короткое время концентрироваться на нем и передавать его в исполнении. В качестве упражнения можно проговаривать вслух все встречающиеся в тексте (или подразумеваемые в соответствие с установленной трактовкой) авторские (редакторские) исполнительские указания (прежде всего словесные обозначения темпа, их изменений; характера; динамические оттенки). Проговаривая словесные обозначения, ребенок включает в работу сознание, память и воображение.

Развитие эмоциональности школьника тесно связно с правильным выбором произведений, включаемых в учебный репертуар. Важно включать в учебный репертуар юного пианиста различные по настроению произведения, не ограничиваясь узким кругом пьес, которые легче всего удаются ученику. Для углубления и расширения эмоциональной сферы юных пианистов важно включать в педагогический репертуар произведения:

доступные для восприятия и исполнения;

разнообразные по настроению;

способствующие воспитанию хорошего вкуса;

относящиеся к различным историческим периодам, стилям, направлениям;

разнообразные по фактуре, средствам художественной выразительности, приемам фортепианной игры, артикуляционным средствам, педализации.

При этом важно учитывать личные вкусы, интересы и предпочтения учащихся.

Музыкальные произведения, изучаемые ребенком, должны находиться, с технической точки зрения, в «зоне ближайшего развития» учащегося. Произведение не должно быть ни слишком простым, (иначе не будет технического прогресса ученика), ни слишком сложным.

Проблема развития эмоциональности принадлежит к числу важнейших в воспитании личности. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию в раннем детстве.

На начальном этапе обучения, когда закладываются основы образного музыкально-исполнительского мышления пианиста и формируются эмоциональные исполнительские рефлексы, надо стараться, чтобы в характеристиках элементов музыкального языка присутствовала наглядность и образно-эмоциональная насыщенность. Ребенку нужна своеобразная «персонификация» всех явлений и событий музыкальной ткани произведения через образы и сравнения, которые близки его жизненному опыту. Тогда интервалы, ступени, аккорды, которые он слышит, предстают перед ним во впечатляющей, зачастую сказочной «обертке».

Музыкальное искусство же представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.

Однако феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.

Таким образом, формирование музыкально-эмоциональной сферы является одним из важнейших факторов не только для успешного развития музыканта-мастера, но и для воспитания полноценной личности. Музыка не терпит равнодушия.

Библиография

1Глаголев А.В. Развитие музыкально-исполнительского мышления в классе специального фортепиано/Екатеринбург 2014.

2Ионова Т. В. Использование метода ассоциации в классе фортепиано - http://festival.1september.ru/authors/232-410-938 [28/04/2013]

3Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников // Искусство в школе.-1996.-№1.-С.35-38.

4Лучинина Ольга, Винокурова Елена: Практическая психология для музыкантов http://samlib.ru/l/luchinina_o/psychologyformusicians.shtml

5Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз – М.: Музыка, 1982.

6Носова Е.Ю. Интонирование на уроках фортепиано // Методическое пособие для преподавателей ДХО и музыкальных школ - Тверь, 2011.

7Славская, А. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. Дис. кандидата педагогических наук. Краснодар, 2005.

8Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Тимакин Е. М. – М.: Советский композитор, 1989.

Приложение

«Сказка про гномов»

В одном сказочном лесу жили гномы, их было много, все они занимались каждый своим делом. Однажды два друга решили, что им скучно и захотели приключений. Они отправились в соседний лес в хорошем настроении.  Один был повыше, другой юркий и маленький.  Друзья шалили, играли, громко пели песни и шумели.  В этом лесу жил старый гном, он хотел тишины и покоя, а тут, вдруг, шум, гам и возня.  Вышел старый гном из своего дома и принялся ругать мальчишек.  Они очень испугались, быстро побежали, спрятались в корнях деревьев и затаились. Долго искал старый гном наших друзей, прыгал с кочки на кочку, с ветки на ветку, но не нашел мальчишек.

Обрадовались друзья, и давай веселиться и играть.  Вдруг пошел дождь, загремел гром, и гномики решили спрятаться от дождя. Они искали убежище и вдруг увидели симпатичный домик.  Забежали мальчишки внутрь, а это оказался дом старого гнома. Извинились маленькие проказники перед гномом, он их пожурил, но простил. Вот и сказки конец!

Сочинила Мишнева Карина 10 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Система работы над постановкой пьесы на примере работы над пьесой «Все мальчишки - дураки! Или вот однажды» К. Драгунской

В материале раскрыта моя система наботы над постановкой пьесы в детском театральном коллективе на примере работы над пьесой "Все мальчишки - дураги! Или вот однажды..."...

Открытый урок на тему: «Работа над звуком в пьесе П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла "Времена года" с учащейся 5 класса Смагиной Марией. 20.12.2012 г.

Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.Задачи: гибкость агогики, развитие внутреннего слуха, разнообразная педализация....

Открытый урок на тему: "Работа над пьесой и разбор произведения в классе лимбы"

Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению обще эстетического кругозора учащихся, выявления связи природных и жизненных явлений, развитию образного мышления и фантази...