Конспект урока по теме "Тепловые явления"
план-конспект урока физики (8 класс) по теме

Обобщающий итоговый урок по теме "Тепловые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teplovye_yavleniya_8.doc49.5 КБ
Файл krossv.docx14.29 КБ
Файл k_zad.docx13.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тепловые явления

Открытый урок комплексного закрепления знаний и способов действий, 8-й класс

Цели: 

 ориентированные на развитие личности: помочь учащимся осознать практическую значимость темы «Тепловые явления»; осознать ценность совместной деятельности; создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать такие явления, как теплопроводность, конвекция, излучение, и такие понятия, как температура, теплота, удельная теплоёмкость тела, удельная теплота сгорания топлива; содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

предметные: обеспечить закрепление основных понятий и применение знаний и способов действий по теме; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

План урока

Этап

Время, мин

Приёмы и методы

1. Организационный

2

Приветствие всех учащихся, настрой учащихся на урок

2. Этап проверки домашнего задания

7

Проверка домашних экспериментов у доски, самооценка

3. Подготовка к работе на основном этапе

1

Сообщение темы и целей урока

4. Закрепление знаний и способов действий

3
5

3
5

10
5

Кроссворд «наоборот».
Решение задач по художественным произведениям.

«Найди ошибку» в тексте.
Фокус «Несгораемая бумага».

Решение задач эстафетой.
Дидактическая игра «Чёрный ящик»

5. ДЗ

2

Трёхуровневое ДЗ

6. Подведение итогов урока

1

Сообщение учителя

7. Рефлексия

1

«Закончите предложение»

Кабинет украшен цветами и большими листьями из ватмана, на которых написаны отрывки из художественных произведений, пословицы.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята! На улице осень, и я тоже оформила сегодня кабинет физики в осеннем стиле. Пусть сегодня будет очередной осенний праздник (урок проходил 14 октября. ) – праздник в форме открытого урока. А так как каждый приносит радость, пусть и этот урок принесёт вам радость от общения со мной, от общения друг с другом, а мне пусть доставят радость ваши хорошие ответы и ваши знания по физике.

Про теплоту начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипения,
Чтоб лени наблюдалось испарение!
Мозги мы не доводим до плавления,
Но тренируем до изнеможения!
Задачу мы любую одолеем,
И другу мы помочь всегда сумеем,
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД.
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся Теплота!

2. Выступление у доски по одному учащемуся от каждой группы по домашним экспериментам:

• Определение удельной теплоёмкости кастрюли.

• Расчёт количества теплоты, полученного чаем в результате смешивания его с кипятком. Оценка учащимися своих товарищей (зелёная карточка – всё понятно, красная – не всё, есть вопросы).

3. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Тепловые явления».

4. А. Решая кроссворд «наоборот», повторим основные понятия темы.

Б. А теперь поищем физические явления в художественных произведениях.

 

Ещё болит исклёванная печень,
Ещё хранит моё тепло скала,
Но хочется скорей расправить плечи
И ненасытного забыть орла.

А.С.Испольнов. Прометей освобождённый

? Скала нагрелась от тела Прометея. Каков вид теплопередачи в этом случае?

По небу знойный день катится,
От скал горячих пар струится;
Орёл, недвижим на крылах,
Едва чернеет в облаках...

М.Ю.Лермонтов. Ходжи Абрек

? Какой вид теплопередачи описан?

Чем огонь просить – лучше его высечь.

(Японская пословица.)

? О каком способе изменения внутренней энергии идёт речь в это пословице?

Много снега – много хлеба.

(Русская пословица.)

? Почему так?

Быстро нагревается – быстро остывает.

(Японская пословица.)

? О какой физической величине эта пословица?

В. Найди физическую ошибку в тексте:

Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.

Ответ. При кристаллизации тело отдаёт энергию, а не поглощает, поэтому становится теплее.

Г. Фокус «Несгораемая бумага». Гвоздь плотно оборачивают бумагой и нагревают в пламени спиртовки. Бумага не горит. Почему?

Ответ. Железо обладает большой теплопроводностью, поэтому практически всё тепло передаётся гвоздю, и бумага не сгорает.

Д. Решение задачи методом «Эстафета».

На доске график и задания:

1. Каковы начальная, конечная, минимальная и максимальная температуры тела?

2. Как изменилась внутренняя энергия на участках 1 и 2? Рассчитайте количество теплоты, полученное (или отданное?) телом на этих участках.

3. Как изменилась внутренняя энергия на участке 3? Рассчитайте количество теплоты, полученное (или отданное?) телом на этом участке.

4. Какое количество теплоты получено сталью от нагревателя?

5. Сколько топлива израсходовано, если на нагревание идёт лишь 40% энергии, выделяемой при сгорании?

Класс делится на 3 команды (по числу рядов). Команды решают, кто будет выполнять каждое следующее задание, и по команде учителя начинают эстафету.

Е. Дидактическая игра. В «чёрном ящике» – предмет из широко известного вещества. Выслушав рассказ учителя, надо сформулировать вопросы, приводящие к догадке, что за вещество в ящике.

Он не только проводник –
А и синий лазурит,
И всемирно знаменитый
Наш уральский малахит.
Много самых разных красок
Это вещество даёт –
Мы в быту их применяем,
Их промышленность берёт.
В человеке его мало –
На монетку, может быть,
Но без этой малой капли
Никому из нас не жить.
Входит в кровь, в состав ферментов,
Помогает окислять,
Без него ни капли крови
Организму не создать.
Человек в обычной жизни,
Всюду этим окружён:
Спутник, лайнер, телевизор,
Самовар и телефон.

Уникальные памятники, сделанные из этого вещества, хранятся в Московском Кремле – Царь-пушка и Царь-колокол. Самый крупный самородок этого вещества был найден в США. Он весил 420 т, его размер составлял 13 м. Из какого вещества состоит предмет, находящийся в чёрном ящике?

Вопросы учащихся и ответы учителя. Это металл? Да. Это хрупкий металл? Нет. Это цветной металл? Да. Это вещество используется в электрических приборах? Да. Это медь? Да.

5. Домашнее задание в трёх уровнях: Упр. После параграфа, придумать задачу по теме «График изменения температуры тела», необходимые данные взять из табл. 1 и табл. 2 учебника (III).

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

7. Рефлексия. Закончите предложения:

На занятии для меня самым важным было...

В нашем общении для меня самым главным было...

На месте преподавателя я бы...



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

конспект урока "Явление полного отражения"

Представлен конспект урока в 11 классе по теме "Полное внутренне отражение"....

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Конспект урока по теме «Явление электромагнитной индукции», 9 класс

Конспект открытого урока по теме "Явление электромагнитной индукции", 9 класс....

План-конспект урока химии "Химические явления", 8 класс

В материале содержатся цели и задачи урока, а также подробное описание хода урока с применением эксперимента....