ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Карташова Наталия Николаевна

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Вещества и явления в окружающем мире».

  ●  Карташова Н.Н., учитель биологии                                                                                                                 

      Разделы: Преподавание биологии

                                                                                 Предмет: Введение в биологию

                                                                                 Класс: 5

Тема и номер урока: тема «Вещества и явления в окружающем мире», урок № 7

Базовый учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию 5 класс. М., Дрофа, 2013

Цель  урока:

создать представление о многообразии окружающего мира через формирование понятий о строении и свойствах веществ

Задачи:

- предметные (обучающие)

-  сформировать  у учащихся понятий: тело, вещество, простое и сложное вещество, смесь, -  сформировать  представлений о строении вещества.

-метапредметные (развивающие)

- содействовать развитию речи, мышления,  познавательных  умений;

- содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.

-личностные (воспитательные)

-  продолжить формирование мотивации к учению, коммуникативных умений;

- способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение:

  • самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  •  обнаруживать и формулировать учебную проблему.

2. Сформировать умение:

  • выдвигать версии решения проблемы,
  • осознавать конечный результат,
  • выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер с выходом в интернет,  мультимедийный проектор, слайдовая презентация, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка; учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию  5 класс.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:

  - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка.

  - Сегодня мы продолжим путешествие по окружающему нас миру. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

II. Актуализация знаний:

  1. - На прошлом уроке мы изучали с вами новую тему. Какую? (Химический состав клетки) (слайд 1)
  2. На дом вам была задана лабораторная работа. Давайте посмотрим, что вы делали и с какими веществами вы познакомились.

А) Брали муку, смешали ее с водой и замесили тесто. Затем промыли тесто в воде. Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста? (Белок). Расскажите о белке.(слайд 2)

Б)  Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?  Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу? В каких продуктах мы обнаружили крахмал? (Раствор йода, Синий, Клубень картофеля, мутная взвесь после теста). Крахмал – это какое вещество? (Углевод). Расскажите об углеводах. (слайд 3)

В) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника? (Жир). А разве жир нужен нашему организму? Зачем? (слайд 4)

3. Что такое нуклеиновые кислоты? (слайд 5)

4. Как называются все вещества, про которые мы только что говорили? (Органические)

5. А какие еще вещества есть в клетке? (Неорганические)

6. Расскажите о воде и минеральных солях.

III. Новая тема:

- Посмотрите пожалуйста на доску. На ней написана новая тема «Вещества и явления в окружающем нас мире». (слайд 7)

Эту тему мы будем изучать два урока.  Тема сегодняшнего урока «Тело и вещество». (слайд 8)

- Давайте вспомним из курса начальной школы, что же такое тело и  вещество?

- А теперь посмотрим на доску. Что изображено на слайде? (Небесные тела). (Слайд 9)

- А на следующем слайде? (Тела природы) (Слайд 10)

- Объясните мне, что же такое тело?

- Посмотрите на доску, у вас даны 2 определения понятия «тело». Какое из них нам подходит? Запишите его в тетрадь. (Слайд 11,12)

-Тела можно разделить на 3 вида. Тела живой и неживой природы и изделия. (слайд 13). Чем отличаются друг от друга тела живой и неживой природы? А что такое изделия?

- Давайте выполним задание, которое находится у нас на слайде.(Слайд 14)

- Все тела состоят из каких-нибудь веществ. Что такое вещество? Приведите примеры из жизни. Посмотрите на тела, находящиеся вокруг вас. Назовите их и вещества, из которых они состоят.(слайд 15,16).

-Запишите определение вещества в тетрадь. (слайд 17).

-Давайте посмотрим, какими свойствами обладают вещества.

1.Вещества бывают чистыми (без примесей). Но получают их только в химической промышленности. (слайд 18).

2. Вещества встречаются в виде смесей.  Например, гранит. (рассказ учителя о составе гранита). (слайд 19,20).

3.  Рассказ учителя о примесях и их значении:

- сахар и вода

- соль и вода

- чернила добавляем  в воду, изменяется цвет

- добавляем хром в сталь и она становится нержавеющей

4. Вещества находятся на земле в 3-х агрегатных состояниях. (слайд 21)

5. Вещества бывают простыми и сложными. (слайд 22). Определите по внешнему виду, чем отличается простое вещество от сложного? Чтобы точно знать ответ на этот вопрос, надо знать строение вещества.

- В настоящее время известно, что все вещества состоят из крошечных  частиц: молекул.  Молекулы состоят из мельчайших частиц - атомов. Они так малы, что увидеть их можно только в электронный микроскоп. (слайд 23) .                                              

                                         

                                              ВЕЩЕСТВО

        ↓                                               ↓                          

              молекулы                        атомы  (ионы)  

-Давайте запишем определение в тетрадь. (слайд 23).

Рассказ учителя об атомах, элементах и ионах. (слайд 23-27).Показ опыта, в котором идет отделение с помощью магнита железа от серы. Рисунок учебника, стр. 40.

-Теперь мы выяснили, чем отличаются простое и сложное вещества. Запишите определения в тетрадь. (слайд 28,29).

-А  теперь поработаем самостоятельно. Выполните задания, на доске, а потом мы их обсудим. (слайд 30,31).

- Работа в группах с тетрадью на печатной основе.

IV.Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: стр. 39-42 учебника. Практическая работа.
Описание и сравнение признаков 2 веществ.

Вещество

Свойства

Агрегатное состояние

цвет

Блеск

Запах

Растворимость в воде

Сахар

Мука

VI.  Рефлексия. 
Учитель зачитывает утверждения: «Сегодня урок: легкий – трудный, интересный – скучный, полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил». Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вещества и явления в окружающем мире

Презентация для урока природоведения по теме "Вещества и явления"...

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners"

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners" составлен для урока с учащимися татарской группы в русск...

Презентация на тему: "Вещества и явления в окружающем мире"

К учебнику А.А. Плешакова, Н.И.  Сонина "Введение в биологию" 5 класс....

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс

Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина...

Вещества и явления в окружающем мире-5 класс

Тема в разделе"Живой организм: строение , изучение" -5 класс по программе Н. И. Сонина...

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»...