Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx48.82 КБ
Файл veshchestva_i_yavleniya_v_okruzhayushchem_mire1.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ВЕЩЕСТВА И ЯВЛЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Педагогическая
цель

Сформировать понятия о веществах, их свойствах; познакомить с физическими и химическими явлениями; показать многообразие явлений природы.

Задачи урока

1. Создать условия для формирования понятий о веществах и их свойствах

2. Сформировать познавательный интерес и исследовательские навыки, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире

3. Способствовать формированию положительного отношения к знаниям и применению их в повседневной жизни

Тип, вид урока

Комбинированный урок; урок-практикум

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки; приводить примеры простых и сложных веществ; будет знать признаки тел живой и неживой природы, элементарные определения молекулы, атома

Личностные
результаты

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные  научится: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию.

Коммуникативные  научится: принимать участие в работе группами; принимать другое мнение и позицию.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

Оборудование

Оборудование для выполнения практической работы, два тела изготовленные из разных материалов.

Образовательные ресурсы

Презентация для урока. – «Вещества и явления в окружающем мире» и план урока

 

Организационная структура урока

Этап урока,

цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тек
конт

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа и составление схемы

Активизирует знания учащихся необходимые для изучения нового материала

 Проводит фронтальную проверку основных понятий по теме «Клетка»:

- Ребята, давайте-ка вспомним, какие структурные единицы жизни были впервые открыты под микроскопом Гуком? (Клетки)

- Какие основные структуры характерны для клеток? (Ядро, цитоплазма, мембрана)

- А теперь составьте кластеры «Животная клетка» и «Растительная клетка» по вариантам

- Затем дети осуществляют взаимопроверку и ставят друг другу оценку, проверяя кластеры по слайду презентации.

- Какая особенная структура характерна для растительной клетки? (Хлоропласты)

- Как вы думаете, для чего растительной клетке эта структура? (Чтобы на свету у растений образовывались питательные вещества)

- Итак, все клетки состоят из веществ, а из каких именно, подскажите мне? (Из неорганических и органических веществ)

Отвечают на вопросы, выполняют кластер по теме «Клетка»

Осуществляют анализ ответов

Составление кластера и взаимопроверка

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Составление плана работы

Вводная
беседа, работа со слайдом презентации

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- Мы с вами находимся в классе. Что нас окружает? (Парты, стулья, комнатные цветы, живые организмы)

- А как мы можем всё это назвать одним словом? (Тела живой и неживой природы). Определяют на слайде презентации тела живой и неживой природы.

- Из чего же состоят тела и предметы окружающего мира?

- Например из чего состоит моя указка? Или ручки на ваших партах? Сама парта? (Из веществ)

- Озвучивает с помощью учеников тему и цель урока, уточняет с учащимися цели урока:

- Сегодня мы познакомимся со свойствами веществ, с особенностями физических и химических  явлений.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя
и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания

знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Работа по учебнику,
с ЭОР.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы бережного отношения к природе.

- Обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике на странице 39

- Посмотрите внимательно на рисунок. Что можно изготовить из стекла? (Очки, лампочка, посуда, использование в строительстве и промышленности)

- В настоящее время известно более семи миллионов разных веществ, причем основная масса из них синтезируется людьми. Но сейчас давайте вспомним с вами о самом ценном веществе, которое существует в природе? Как вы думаете, что это за вещество? (Вода)

В природе вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях, в том числе и вода: в твердом, жидком и газообразном. Работа со слайдом.

- Учитель составляет схему на доске, дети в тетрадях

                              Состояние веществ

Твердое                        Жидкое                    Газообразное

  Лёд                               Вода                            Пар

Ручеек, море, снежинка, сосулька – все эти тела состоят из какого вещества? (Из воды)

Снежинка и сосулька тают и превращаются в воду, следовательно вещества могут находиться в разных состояниях и взаимопревращаться.

Учитель, используя схему, акцентирует внимание учеников на том, что вещества могут переходить из одного состояния в другое.

Обращает внимание учащихся к рисункам учебника на страницах 40-41.

Гранит – это тело, мы видим, что оно состоит из смеси нескольких веществ. Каких именно веществ? (Полевого шпата, слюды и кварца).

Молоко тоже представляет собой однообразную на вид смесь, но на самом деле, под микроскопом мы можем увидеть капельки жира и белки, плавающие в воде. То есть, в природе вещества встречаются только в виде смесей и в зависимости от разнообразнообразия веществ в смеси, выделяют простые и сложные вещества.

Работа со слайдом презентации, рисунками учебника на стр.41. Учитель составляет и записывает вместе с учениками схему.

                                         Вещества

Простые                                                                Сложные

(состоят из атомов                    (состоят из атомов разных видов)                      

 одного вида)                                           Вода, углекислый газ

Железо, кислород

На основании данных примеров, мы можем составить ещё одну схему.

 Тела         вещества       молекулы         атомы

- Что же происходит вокруг нас каждый день и в определенное время года? Сейчас идёт дождь, затем выглянет солнышко – всё это явления природы.

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

Физкультминутка

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию

И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)

Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)

От дождя убежим,

Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)

Выполняют упражнения

Осуществляют профилактику утомляемости

Наблюдение

Работа
по учебнику.

Выполнение заданий в рабочей тетради

А сейчас вам следует разгадать загадку, прежде чем мы поговорим о следующем понятии нашего урока.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, —

Ищем, ищем, не найдем!(Роса)

Роса – это явление природы?(Да)

Давайте запишем определение, что такое явления природы (Явления природы  - изменения в окружающей среде.)

Пришло время поработать вам с вашим незаменимым другом – учебником.

Формулирует задание по учебнику. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу учащихся с учебными материалами:

– Используя текст учебника, разберемся, какие явления бывают и чем они различаются. На с. 43–45 описаны физические и химические явления. Давайте попробуем составить схему. В середине страницы записываем слово «явления». От этого слова две стрелочки. Под первой стрелкой слово «физические», под второй – «химические». Теперь вам необходимо записать определения этих понятий и примеры явлений. Ученики работают в парах, сравнивают эти явления и выявляют отличительные особенности физических и химических явлений. (При физических явлениях вещества сохраняются, а в результате химических явлений (реакций) – вещества превращаются в новые)

Работают в тетрадях, заполняют схему «Физические и химические явления».

Отбирают необходимую информацию.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информа-
ции в соответствии
с учебной задачей.

IV. Проведение практической работы. Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности. 

Работа с ЭОР, по таблице практической работы.

- Ребята, у меня есть волшебный чемоданчик, и сейчас, как настоящий фокусник, я вам покажу опыты. Учитель достаёт из чемоданчика пробирку, держатель для пробирки, спиртовку, соль, сахар, чернила. Проводит опыт: нагревает в пробирке воду.

- Меняется ли цвет воды? Другие её свойства? (нет)

Добавляет в пробирку соль или сахар.

- Дети, а теперь как поменяются свойства воды? (Вода станет солёной или сладкой, но цвет и остальные свойства не изменятся)

Добавляет в воду чернила.

- Что произошло с водой в пробирке? (Изменился цвет воды)

- Изменятся ли свойства воды при её охлаждении, как вам кажется? (Нет)

Используя слайд презентации учащиеся заполняют таблицу «Физические и химические явления»

Химические явления

Физические явления

Реакция воды с солью или сахаром

Нагревание воды

Реакция воды с чернилами

Охлаждение воды

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Устанавливают при-чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Устные ответы

V. Анализ результатов практической работы. Формулирование выводов.

Индивидуальная работа

Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании вывода. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Осуществляют самоанализ деятельности, формулируют выводы к практической работе

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Закрепляющая беседа

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее
задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,
с. 39–46; сравнить два вещества по таблице.

Вещества

Свойства

Агрегатное состояние(жидкое, твёрдое, газообразное)

Цвет

Вкус

Запах

Растворимость в воде

Записывают задание

Читают задание.

Задают уточняющие вопросы

Наблю-
дение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вещества и явления в окружающем мире

Слайд 3

Растительная клетка Животная клетка Наружная мембрана Ядро Цитоплазма Митохондрии ЭПС АГ Хлоропласты Наружная мембрана Ядро Цитоплазма Митохондрии ЭПС АГ Лизосомы Составление кластера

Слайд 4

Тела живой и неживой природы

Слайд 10

Выполнение практической работы «Физические и химические явления» Физические явления (не образуются новые вещества) Химические явления (образуются новые вещества) Нагревание воды (не меняется ни цвет, ни вкус) 1. Реакция воды с солью и с сахаром (меняется вкус) 2. Охлаждение воды (не меняется ни цвет, ни вкус) 2. Реакция воды с чернилами (меняется цвет)

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 7, стр. 39-46, описать и сравнить признаки двух веществ по таблице. Вещество Свойства Агрегатное состояние Цвет Вкус Запах Растворимость в воде

Слайд 12

Список использованной информации: http:// сезоны- года.рф /явления%20природы. html http://www.kakprosto.ru/kak-107603-chto-takoe-yavlenie-prirody http://infodoz.ru/15-samyh-krasivyh-yavlenij-prirody/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вещества и явления в окружающем мире

Презентация для урока природоведения по теме "Вещества и явления"...

Презентация на тему: "Вещества и явления в окружающем мире"

К учебнику А.А. Плешакова, Н.И.  Сонина "Введение в биологию" 5 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Методическая разработка открытого урока английского языка в 9 «Б» классе «Проблемы окружающей среды» «Environmental Problems»

Цели урока:Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;Осуществить метапредметные связи (биология, география);Создать код экологических правил;Развивать коммуникативные навыки;Продолжи...

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Вещества и явления в окружающем мире-5 класс

Тема в разделе"Живой организм: строение , изучение" -5 класс по программе Н. И. Сонина...

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»...