Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Афанасьева Светлана Александровна

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии
в 5 классе

«Вещества и явления в окружающем мире»

                                                                                                                                                         Подготовила: учитель биологии

Афанасьева Светлана Александровна

2020

Технологическая карта урока

 Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс

Дата проведения: 20.10.2020

Тема урока: «Вещества и явления в окружающем мире»

Цель: создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала.

Задачи:

Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, в группах умение выстраивать ответы в логической последовательности 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Используемые технологии: Исследовательская технология, проблемного обучения

Оснащённость урока:

Бланки с заданиями для работы в группах, в  парах

Демонстрационный материал (линейка, гвоздь, медная, стеклянная чашка, линейка).

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о веществах и телах, явлениях, их использовании для человека.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты,  формирование исследовательских навыков.

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению.

Формирование познавательных интересов и    мотивов, направленных на изучение живой природы. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение  навыков их использования. Формируется любовь и бережное отношение к родной природе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

Должны уметь:  самостоятельно определять цель и задачи урока, определить и назвать тему урока.

ставить учебную задачу;  составлять план выполнения учебной задачи;  прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание,  исправлять ошибки самостоятельно,  составлять в группе план решения проблемы; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познавательные УУД:

должны уметь:  проводить простейшие наблюдения, опыты;  выявлять причины и следствия простых явлений; овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; систематизировать , анализировать, сравнивать и обобщать разные виды информации; преобразовывать информацию  из одного вида в другой (создание таблиц в тексте, схем, тестов, кроссвордов и пр.); уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

должны уметь:  развивать способность слушать собеседника и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли; проявлять интерес к исследовательской деятельности.

договариваться друг с другом и т.д.

Этапы урока.

Используемые приемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

       Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить учащихся на насыщенный урок.
      Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте сое рабочее место.  Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

     Я уверена, человеческая доброта самое удивительное в мире качество. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у всех хорошее, деловое.

Сегодня нас ждет увлекательное общение и плодотворная работа.   Будьте внимательны, активны и  вы добьетесь успеха!

                                        Итак, за работу!

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2.

Актуализация темы.

Проведение аналогии.

 Постановка цели и задач урока.

Формулировка проблемных вопросов.

 А что вы видите на столе? (линейка, гвоздь, стеклянная палочка).

Это  тела. Из чего они состоят? Найдите соответствие между телами и веществами, из которых они состоят.

Тело

Вещество

Линейка

Дерево, пластмасс

Гвоздь

Железо

Стеклянная палочка

Стекло

 

 А полёт бабочки, распускание цветов, гроза, дождь.  (явления)

Давайте сформулируем тему нашего урока. 

Тема урока: «Вещества и явления в окружающем мире» 
На сегодняшнем уроке разговор пойдет о веществах и явлениях.

Что вы знаете о веществах? А  о разнообразии явлений в природе?

Помогите мне сформулировать задачи урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Мы сегодня узнаем: 

Из чего состоят тела и вещества?

На какие группы делятся?

Что такое явления?

 Какие явления бывают?

 Как человек использует химические явления  и вещества в своей жизни?

Это тела.

Из веществ.

Это явления природы.

Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её себе в тетради .

Обучающиеся высказывают свои  мысли.
Обучающиеся пытаются с помощью учителя определить цель урока и задачи.

3.

Первичное усвоение новых знаний.

Формулировка проблемных вопросов.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение.

Проведение

аналогии.

Тела различаются по форме, размеру, цвету.

Тела состоят из веществ. В настоящее время насчитывается более 24 млн. разных веществ. Многие тела состоят из нескольких веществ. 

В природе вещества находятся в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вещества отличаются по цвету, запаху и другим свойствам.

     Давайте убедимся в этом в ходе выполнения практической работы

Сегодня вы занимаетесь в группах и каждая группа - это минилаборатория. У каждой группы свой капитан.

Капитаны групп зачитывают задание всем членам группы.

Капитаны оценивают каждого участника своей группы. Капитанов оценивает учитель (капитан каждой команды выставляет отметки в оценочный лист)

На уроке будет работать оценочный лист.

                                             Оценочный лист

                                             Группа № 1

Капитан команды:  ________________________

Члены команды

Умение слушать выступающего

«+»     «-»

Личный вклад в обсуждение темы: 

«+»     «-»

Ответы на вопросы в течение всего урока

«+»     «-»

ОТМЕТКА

За урок в журнал

1.

2.

3.

4.

Работа в группах (15 минут)

Перед вами стоит лабораторное оборудование, как вы думаете ЗАЧЕМ? Для чего вы сегодня будете выполнять практическую работу?

Подписаны ли вещества на стаканах с которыми вы будете работать?

            Каждая группа будет работать с разными веществами. Названия веществ нет на стаканах. Вы их должны будете определить в конце опыта по определительным карточкам.

Приложение 1

Работа в группах

1

Опыт №1

Проделайте опыт: добавьте в раствор №1 (соды) + раствор №2(лимонная кислота).

Что наблюдаете? Образуется ли новое вещество? По определительной карточке определите с какими веществами вы работали?

Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы работали с простыми или  сложными?

2. Какое это явление?

Далее заполните путеводитель

Опыт №2

Проделайте опыт « Растяжение пружины»: закрепите груз на конец пружины.

Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К какому из этих видов явлений относится ваш опыт:

1. Тепловому

2. Механическому

3. Световому

4. Звуковому

5. Электрическому

6. Магнитному

2

Опыт №1

Проделайте опыт: добавьте в раствор №1(медный купорос) + раствор №2 (соды).

Что наблюдаете? Образуется ли новое вещество? По определительной карточке определите с какими веществами вы работали?

Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы работали с простыми или  сложными?

2. Какое это явление?

Опыт №2

Проделайте опыт « Электрическая цепь »: замкните электрическую цепь.

Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К какому из этих видов явлений относится ваш опыт:

1. Тепловому

2. Механическому

3. Световому

4. Звуковому

5. Электрическому

6. Магнитному

3

Опыт №1

Проделайте опыт: добавьте в раствор №1 (крахмал) + йод

Что наблюдаете? Образуется ли новое вещество? По определительной карточке определите с какими веществами вы работали?

Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы работали с простыми или  сложными?

2. Какое это явление?

Опыт №2

Проделайте опыт « Работа колес »: соберите конструктор лего.

Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К какому из этих видов явлений относится ваш опыт:

1. Тепловому

2. Механическому

3. Световому

4. Звуковому

5. Электрическому

6. Магнитному

4

Опыт №1

Проделайте опыт: добавьте в раствор №1 (сода) + раствор №2 (фенолфталеин).

Что наблюдаете? Образуется ли новое вещество? По определительной карточке определите с какими веществами вы работали?

Сделайте вывод: 1. С какими веществами вы работали с простыми или  сложными?

2. Какое это явление?

Опыт №2

Проделайте опыт « Отражение »: в зеркало посветите фонариком.

Сделайте вывод: 1. Какое это явление? 2. К какому из этих видов явлений относится ваш опыт:

1. Тепловому

2. Механическому

3. Световому

4. Звуковому

5. Электрическому

6. Магнитному

Приложение №2 (путеводитель)

Путеводитель.

Тема урока:_______________________________________________

  1. Задание №1 откройте учебник на стр. 40 последний абзац. Заполните схему.

1. Вещества бывают:

  1. Задание №2 откройте учебник на стр. 41-42 прочитайте с последнего абзаца. Заполните схему.

2. Если вещества состоят из:

                                         

                                                                                                                                  то такие вещества называют простыми      

                                                                                                                                  то такие вещества называют сложными      

  1. Задание №3 откройте учебник на стр. 43-45.         Заполните схему.

3. Явления бывают:    

 

Тест.  Выполните задание «Лови ошибку».

 Ваша задача, поставить напротив каждого утверждения,

 если согласны +, если не согласны  .

1. Вещества состоят из молекул.

2. Сложное вещество состоит из атомов одного вида.

3. Простое вещество состоит из атомов одного вида.

4. Молекулы состоят из атомов.

5. Образование нового вещества – химическое явление.

1

2

3

4

5

Какие вещества называются простыми, а какие сложными?

Заполните схему:                    Вещества

/\

Простые   Сложные

(примеры веществ)

И так сделаем вывод: простые вещества это…, сложные вещества это…

Какое из этих явлений мы можем назвать химическим, а какое физическим?

Сравните, что у них общее, а чем они отличаются?
Предположите, где мы можем использовать физические и химические явления?

А теперь обратимся к учебнику и расширим наши знания. 

Соотнести группы явлений с физическими и химическими.

Выполнить задание «Лови ошибку»

  1. Вещества состоят из молекул.
    2. Сложное вещество состоит из атомов одного вида.
    3. Простое вещество состоит из атомов одного вида.
    4. Молекулы состоят из атомов.
    5. Образование нового вещества – химическое явление.

Проверь себя.

1

2

3

4

5

+

-

+

+

+

Оцениваем себя:  все верно -5

                               1 ошибка – 4

                               2 ошибки -3

Самостоятельная работа в группах.

Обучающиеся высказывают свои  мысли.

Самостоятельная работа с учебником.

 Обучающиеся рассказывают, что такое молекулы, атомы.

Самостоятельная работа с рисунком.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывается схема в путеводителе.

Самостоятельная работа с учебником.

 Обучающиеся рассказывают, что такое молекулы, атомы.

Самостоятельная работа с рисунком.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывается схема в путеводителе.

Самостоятельная работа с учебником.

 Обучающиеся рассказывают, что такое молекулы, атомы.

Самостоятельная работа с рисунком.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывается схема в путеводителе.

Самостоятельная работа с учебником.

 Обучающиеся рассказывают, что такое молекулы, атомы.

Самостоятельная работа с рисунком.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывается схема в путеводителе.

Учащиеся высказывают своё мнение

5.

Закрепление

Что вы узнали сегодня на уроке?
Из чего состоят тела и вещества?

На какие группы делятся?

Что такое явления?

 Какие явления бывают?

6.

Подведение итогов

Капитан в каждой группе  озвучивает результаты своей работы. Учитель выставляет и комментирует оценки.

Капитан в каждой группе  озвучивает результаты своей работы.

7.

Домашнее задание

Стр. учебника 39- -46        

На выбор

В интернете найти сообщения  о многообразии явлений в природе

Подготовить кроссворд (отработка терминов)

Подобрать загадки

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание в дневниках

8.

Рефлексия

Выбрать свое достижение на уроке, которая соответствует вашей работе и настроению на уроке.

Ученики выбирают достижение  соответствующее их работе  на уроке.

Список используемой литературы

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2019. - (УМК «Сфера жизни»),
  • Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вещества и явления в окружающем мире

Презентация для урока природоведения по теме "Вещества и явления"...

Презентация на тему: "Вещества и явления в окружающем мире"

К учебнику А.А. Плешакова, Н.И.  Сонина "Введение в биологию" 5 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс

Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина...

Вещества и явления в окружающем мире-5 класс

Тема в разделе"Живой организм: строение , изучение" -5 класс по программе Н. И. Сонина...

«Вещества и явления в окружающей среде»

На  уроке разговор пойдет о веществах и явлениях.Тела различаются по форме, размеру, цвету.Тела состоят из веществ. В настоящее время насчитывается более 24 млн. разных веществ. Многие тела состо...