Главные вкладки

    Исследовательская работа: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха»
    презентация по физике по теме

    Работа посвящена изучению влияния автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха в с,Кыра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.part1_.rar3 МБ
    Файл 1.part2_.rar1.02 МБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательская работа: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха».

    Руководители: Шафоростова Нина Алексеевна – учитель физики, Дементьева Ирина Григорьевна – учитель географии.

    Введение

           Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

          От загрязнения воздуха сегодня страдает очень много стран. Поэтому эта проблема относится к числу глобальных, и решить ее можно только всем миром. Различные международные экологические организации ведут активную работу с целью установления самого жесткого контроля загрязнения воздуха во всех странах.

           Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

         Естественные источники загрязнения составляют 10%. Это  загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров, пыльные бури и др.

       90% составляют антропогенные источники. Этот вид загрязнения связан с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека.

        Большинство естественных загрязнений (например, извержение вулкана, сжигание угля) рассеиваются по обширной территории, и их концентрация, зачастую, снижается до безопасной (за счет разложения, растворения и рассеивания). Антропогенные загрязнения воздуха возникают на урбанизированных территориях, где большие количества загрязнителей концентрируются в небольших объемах воздуха. Поэтому по своим масштабам антропогенное загрязнение значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

    В последнее десятилетие поступление загрязняющих веществ, имеющих антропогенное происхождение (отраслей производства и транспорта) распределилось в порядке, приведенном в таблице №1.

     

    1

    Таблица №1

    Оценка участия отраслей производства и транспорта в загрязнении атмосферы Земли.

    Отрасли производства

    Доля загрязнения в %

    Металлургия черная и цветная

    35

    Теплоэлектростанции

    27

    Нефтедобывающая и химическая промышленность

     промышленность

     промышленность

    17

    Автомобильный транспорт

    13

    Остальные отрасли

    8

       Однако по отдельным регионам это распределение отличается от приведенного в таблице №1 и зависит в первую очередь от состава и степени концентрации в них промышленности и транспорта. В нашем селе нет крупных промышленных предприятий, но  велика роль транспорта  :

    основные грузоперевозки и пассажироперевозки осуществляются автомобилем.    Так , в 2008 году  в районе  грузоперевозки автотранспортом составили-- 5 млн 276 тыс.410 т.км  ,перевезено грузов-20664 т, пассажироперевозки-6613,9 тыс./км . Пригород  ( села района. ) -2713,1 тыс.км (приведенные данные представлены Кыринской автоколонной )

       Чтобы  выяснить  значение транспорта   для жителей нашего села , мы провели социологический опрос среди взрослого населения и учащихся нашего села, которым был задан вопрос: «Автомобиль - благо или бич?»

        Результаты  опроса оказались следующими:  

    76 % считают это благом  (диаграмма №1)  

    Диаграмма№1              

     

    2

    Из тех кто ответил, что автомобиль – это благо, значение его распределилось следующим образом:

                                                                                         

                                                                                       Диаграмма №2

                 

     

        Да, действительно ,обладатель автомобиля меньше времени тратит на дорогу, и у него остается больше времени, чтобы заниматься спортом или после работы съездить за город подышать чистым воздухом. Обладатель автомобиля также защищает себя от стресса, которому подвергаются пассажиры общественного транспорта, если автобус не приходит вовремя или если он переполнен. Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста.

      Из тех кто считает, что автомобиль – это бич, 73 % опрошенных считают , что автомобиль-главный загрязнитель атмосферы, 27%-виновник ДТП 

    Диаграмма  №3

         На основании результатов социологического опроса, я заинтересовалась и решила выяснить каково влияние автомобильного транспорта на атмосферу на примере нашего села. Считаю, что изучение воздействия транспорта на окружающую среду,  использование знаний  в образовательно-воспитательных целях – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.

    3

          Тема  работы: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха с.Кыра»

            Объект  исследования – атмосферный воздух.

            Изучаемое свойство объекта – загрязнение атмосферного воздуха под влиянием автотранспорта.    

           Цель работы: рассмотрение степени влияния автомобильного транспорта на атмосферу  и способов минимизации этого воздействия

    на территории сельского поселения «Кыринское» в селе Кыра.

            В ходе изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи: 

    1. Выявить основные вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобиля и рассмотреть спектр  вредных воздействий данных веществ на атмосферу;

          2.На основе мониторинга и анализа данных  выяснить   влияние вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в с. Кыра   на состояние атмосферного воздуха.

    1. Привлечь внимание  к экологическим проблемам   родного края, и убедить в важности бережного отношения к окружающей нас природе.
    2. Анализ предложенных в литературе путей решения проблемы загрязнения воздуха автотранспортом, обоснование собственной точки зрения

           Гипотеза моей  работы заключается в том, что автомобильный  транспорт является одним из источников загрязнения атмосферы  в с. Кыра.

         

       Для решения поставленных задач использованы методы: поисково- исследовательский,  сравнительный.

    4

     1.Автомобильный транспорт – основной источник загрязнения атмосферного воздуха в нашем селе.

       Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса. Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности. Протяженность магистральных автомобильных дорог в настоящее время составляет более 12 млн. км.

         Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду  (загрязнением).   Под загрязнением понимается процесс внесения в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы, и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них – на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности Земли.

       Численность мирового парка автомобилей превышает 700 млн. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатели внутреннего  сгорания, работающие на бензине. При работе таких моторов ежегодно в атмосферу Земли поступает 142 млн. т окиси углерода, 110 млн. т сернистого ангидрида, 37 млн. т окислов азота, 18,5 млн. т углеводородов и 27 млн. т взвешенных частиц.

    5

               Выбросы автотранспорта, составляющие около половины всех выбросов антропогенного происхождения, образуются из выбросов двигателя автомобиля, продуктов износа механических частей, покрышек и дорожного покрытия. Одной только резины каждый автомобиль  рассеивает в атмосферу  около 10 кг. При работе    автомобильных двигателей потребляется много кислорода.

    Все автомобили планеты сжигают в 4 раза больше кислорода, чем требуется всему человечеству  для дыхания. В России на долю автотранспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые в крупных городах - главный источник загрязнения атмосферы.
     
    Автомобильный парк, является одним из  источников загрязнения окружающей среды, а также – один из главных факторов шумового загрязнения. Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.

      Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств

    обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ.

         Одна из  задач исследования заключается в выявлении  вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобиля.

        В мире насчитывается несколько сот миллионов автомобилей, которые сжигают огромное количество нефтепродуктов, существенно загрязняя атмосферный воздух, прежде всего в крупных городах. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания (особенно карбюраторных) содержат огромное количество токсичных соединений :

    1. Углеводороды. Бензин или, точнее, бензины, - это смесь углеводородов с С5 по С10. Эти соединения попадают в атмосферу вследствие испарения и как продукты неполного сгорания топлива. Из-за недостатка воздуха часть углеводородов бензина не окисляется до конца, что приводит к образованию сажи и оксида углерода.
    2. Угарный газ (СО). Не имеет цвета и запаха, образующийся при неполном сгорании органических соединений углерода.  На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф                                                             дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.
    3. Оксиды азота (NO2). Несколько газообразных соединений азота и кислорода. Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.
    4. Оксиды серы, в основном диоксид, т.е. сернистый газ (SO2) -  остро

    6

    пахнущий, бесцветный газ.

    1. Полициклические углеводороды (бензопирен)
    2. Свинец Pb. Чтобы двигатель работал, «как часы», добиваются, используя этилированный бензин – горючее с добавлением тетраэтилсвинца. Он улучшает сгорание, меньше загрязняет части двигателя, следовательно, меньше хлопот с чисткой и регулировкой. Но выигрывая во времени, мы проигрываем в безопасности.
    3. Сажа — частицы углерода, образующиеся при сжигании органического топлива.

    В приведенной ниже таблице №2  представлена информация о возможном влиянии данных соединений на окружающую среду.

    Таблица№2

    Виды загрязнителей

    Возможное влияние на состояние атмосферы

    Угарный газ СО

    Изменение климата, нарушение теплового баланса верхней  атмосферы.

    Оксиды азота NO2.

    Изменение климата, состояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», создание смога, усиление коррозии и др.

    Оксид серы (IV)

    Сернистый газ SО2 

    Изменение климата, образование «кислотных осадков», обострение респираторных заболеваний у человека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструкций.

    Полициклические углеводороды (бензопирен)

    Изменение климата, состояния озонового слоя, негативное влияние на здоровье человека.

    Свинец Pb

    Накопление в организмах по пищевым цепям, негативное влияние на здоровье человека

    В таблице №3 приведены  величины для автомобильных выбросов

                                                                                                                 

    7

     Таблица№3

    Средние удельные выбросы (коэффициенты выбросов) автотранспорта

    Вид загрязняющего вещества

    Средний удельный выброс (при средней скорости транспорта 31,7 км/ч)

    В час

    На километр

    Оксид углерода

    752 г/ч

    23,7 г/км

    Несгоревшие углеводороды

    29,4 г/ч

    0,93 г/км

    Оксиды азота

    33,2 г/ч

    1,05 г/км

    Свинец

    1,11 г/ч

    0,035 г/км

    Суммарное количество вы хлопных газов (при 00 С)

    28,95 м3

    0,914 м3/км

    Средний расход топлива

    2,75 кг/ч

    0,087 кг/км

        Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами.

       

    8

     2.Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом в с. Кыра

      Другая задача  исследования: на основе мониторинга и анализа данных  выяснить   влияние вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в с. Кыра   на состояние атмосферного воздуха.

    Автотранспорт как источник загрязнения обладает рядом особенностей. С этих позиций и рассмотрим влияние автотранспорта на атмосферу нашего села

    Во-первых, мировой парк автомашин непрерывно увеличивается, вместе с ним увеличивается и валовой выброс вредных веществ в атмосферу.

      В приведенной ниже таблице №3 представлена информация Кыринского ГИБДД  о изменении количества машин  по годам.                                                                                                  

    Таблица№ 4

    Наличие подвижного состава

    2006

    2007

    2008

    Грузовой подвижный состав

    1163

    1213

    1382

    Пассажирский подвижной состав: автобусы

    63

    68

    77

    Легковые автомобили

    1960

    2164

    2798

    Иномарки

    340

    492

    751

    Мотоциклы

    1115

    1123

    1140

     Из  года в   год   число  машин растет. Сегодня в мире их уже более 600 тыс. В России   автомобиль имеет каждый десятый житель , а в больших городах- каждый пятый .).  Из данных таблицы можно сделать вывод, что   рост численности автомобильного парка  шел  более низкими темпами ( с 2006 г. по 2007 г количество автомобилей увеличилось на 259),а  в последующий год – с 2007 по 2008 – 812 единиц (почти в 3раза ). В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха , где на долю автотранспорта приходится до 90% вредных выбросов.

     Исходя из данных таблицы и зная численность населения в районе , я рассчитала, что на каждого  в среднем  приходится по одному автомобилю

    ( при этом следует учесть , что кто-то имеет 2-3 автомобиля , кто-то не имеет вовсе). Увеличение количества автотранспортных средств в селе  идет  в основном за счет автомобилей индивидуальных владельцев.

        Зная,  что с ростом количества машин  наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ, в  нашем селе в связи с ростом автомобилизации также обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха

    9

     

    Во-вторых, выхлопные газы представляют собой сложную систему газообразных, жидких и твердых компонентов. В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей. 

       Чтобы доказать это , был  проведен следующий вид мониторинга:

        2.1.Исследование  работы автотранспорта на определенном участке

        Цель работы: оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта

      Место проведения: автотрасса  у поликлиники

    Методика:

    1. Подсчитать количество проехавших по выбранному участку транспортных единиц в течение часа, определение скорости движения  автотранспорта
    2. Подсчитать выброс токсичных веществ  

        Возле больницы проходит напряженная автомобильная трасса и каждый день у поликлиники образуется стихийная автомобильная стоянка. Было  подсчитано количество автомобилей, проехавших мимо больницы  и остановившихся у  поликлиники за 1 час, и их оказалось 30 , из них 7 грузовых.

      Зная, что один  автомобиль в течение суток выбрасывает 1 кг. выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г. угарного газа, 60 г. оксида азота, соединения свинца, серы и других загрязняющих веществ. Исходя из данных, можно подсчитать , сколько загрязняющих веществ каждый день откладывается у поликлиники: если каждый автомобиль проезжая мимо примерно за 1 час выбрасывает  42 г ,  то получается за 8 часов (продолжительность рабочего дня ) выбрасывается загрязняющих веществ примерно  336г. Если  учесть, что у  нас в районе  5451 автомобиль, то за 8 часов  выхлопы составляют 1 млн. 831 тыс. 536 грамм или это 1 тыс. 831кг.  Очевидно- чем больше проезжающих автомобилей, тем больше они загрязняют атмосферу.

    В-третьих, на загрязнение влияет и режим движения автотранспорта

    Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида

    10

    углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

      В таблице №5 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.

    Таблица №5

    Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя

    Режим работы двигателя

    Оксид углерода, % по объёму

    Углеводороды, мг/л

    Оксиды азота, мг/л

    Холостой ход

    4-12

    2-6

    Принудительный холостой ход

    2-4

    8-12

    Средние нагрузки

    0-1

    0,8-1,5

    2,5-4,0

    Полные нагрузки

    2

    0,7-0,8

    4-8

       

      Как видно из таблицы , при холостом и принудительно холостом ходу увеличивается количество вредных выбросов.      

        Установлено также , что минимальное потребление горючего имеет место при малой плотности потока, обеспечивающей скорость его движения в интервале 40—60 км/час

               Конечно, на  дорогах нашего села , как это видно из подсчетов, большой загруженности нет. Но, все-таки, дорожная ситуация  на данном участке предопределяет  движение транспорта на 1-й и 2-й передачах( соответственно скорость-20-30 км/ час) с увеличением расхода топлива и выбросов в атмосферу в 3—4 раза.  

         В -четвертых на загрязнение влияет качество дорог,  транспортная насыщенность

      Для аргументирования данного утверждения , было проведено  некое  исследование.

    2.2. Исследование на загрязнение атмосферного  воздуха методом измерения осаждения загрязнителей из воздуха:

        Цель исследования: рассчитать количество осаждающихся из воздуха загрязнителей.

        Методика:

    Взять два сосуда с широким горлом, емкостью 1 литр

    1. Налить в сосуды смесь дистиллированной воды и спирта в отношении 50:50
    2. На высоте 120 см над землей поставить сосуды – один у шоссе, другой  в 60 м от него
    3. Оставить сосуды на 4 (2) недели.

         По мере испарения жидкости добавлять в них раствор

    11

    1. По окончании сбора материала выпарить раствор. Определить количество осадка.
    2. Исходя из площади отверстия сосуда, рассчитать количество осевшего материала на 1 м2  

         Результат

     Исследование проводилось на территории сельского поселения «Кыринское» в селе Кыра. Сосуды были установлены на ул. Лазо (ближе к дороге) и на ул. Пионерская (в отдалении от трассы).

          Исследование проходило в течение двух недель. По окончании работы выяснилось:

            ул. Лазо – 15 г осевшего материала на 1 м2  за две недели

            ул. Пионерская – 5 г осевшего материала

    По результатам видно, что на улице Лазо осевшего материала в 3 раза  больше, т,к. сосуд был установлен  у дороги,  которая  на данной улице не заасфальтирована и  по ней  проходит сравнительно больше транспорта.  А как известно, чем хуже дорога, тем больше от нее загрязнений и шума. На асфальтированных   же дорогах выше скорость, меньше причин для торможения (а именно этот момент движения самый загрязняющий). Зная, что чем бли же к дороге, тем больше оседает здесь свинца, продуктов сгорания и несгорания топлива, частиц металла и резины, можно предположить, что именно   эти загрязнители составляют основу осевшего

    материала.

        На основании проведенных исследований можно сделать вывод: «Качество  атмосферного воздуха  зависит от количества автотранспортных средств , режима движения транспорта ,состояния дорог».

         Для  подтверждения  данного вывода  было проведено  еще  одно  исследование моей одноклассницей Курбатовой Д. Тема ее работы :

    «Исследование на загрязнение атмосферного  воздуха методом

    биоиндикации» .

       

       

    Повреждение и усыхание хвоинок

                       Номера ключевых участков

    ул. Лазо

     

    Дендрарий

    Район АЗС

    Около школы

    Лес

    Общее число исследуемых хвоинок

       200

      200

       200

       200

       200

    Количество хвоинок с пятнами

       35

    не имеется

        63

        30

        8

    Процент хвоинок с пятнами (%)

      17,5

         -  

       31,5

        15

        4

    Количество хвоинок с усыханием

      34

    не имеется

        64

        50

        5

    Процент хвоинок с усыханием (%)

      17

         -

        32

        25

     

       2,5

    Дата отбора пробы

    17.04

    17.04

    18.04

    24.04

    21.04

      Результаты исследования  :

      а) по  количеству  хвоинок с пятнами лидирует  АЗС , 2 место- ул. Лазо;  

      б) по количеству хвоинок с усыханием  лидирует  АЗС, 2 место-школа.

       Согласно  данных результатов    2 место по количеству хвоинок с пятнами

    занимает ул. Лазо (а как было  установлено  предыдущим исследованием – состояние воздуха  на данной территории зависит  от количества проезжающих машин и качества дорог) , следовательно данный факт нашел свое подтверждение. 1 место  и по количеству хвоинок с пятнами, и по количеству хвоинок с усыханием  занимает район АЗС. А как известно это  место через которое проходит наибольшее количество автотранспортных средств., что опять-таки подтверждает результаты представленного ранее исследования.

     В-пятых, автомагистрали часто служат местом гибели животных. Звери гибнут под колесами автомобилей. И не только- гибнут и люди.

                                                                                         Таблица №7

    Показатели

    2006

    2007

    2008

    Число аварий

    9

    13

    14

    Число раненых

    10

    16

    17

    Число погибших

    2

    4

    5

     Действительно, данные Кыринского ГИБДД подтверждают мысль о том, что увеличивается число несчастных случаев , связанных с автомобилями.

       Вывод: Считаю, что выдвинутая гипотеза: «Автотранспорт –один из источников  загрязнения воздуха  в нашем селе » нашла свое подтверждение  в проведенных исследованиях. Также  надеюсь, что

    материалы   моей работы позволят  аргументированно убедить население нашего села  в важности бережного отношения к окружающей нас природе.

    1. Мероприятия по снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на атмосферу.

     Понимаю ,что  предлагаемые меры по снижению вредного воздействия автотранспорта  хорошо известны  большинству  населения , т.к на сегодня  существует      государственный  подход к  ее решению. Моя же задача  - обосновать свою точку зрения и выделить первостепенные  и возможные меры  в условиях нашего села.  ( на основе предложенных на конференции мер )

    Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в  с. Кыра

    и в целом в стране   необходим и предложен в моей работе комплекс мероприятий, направленных на поддержание оптимального состояния территории.

    1. Одно из основных мероприятий — совершенствование конструкции современного  автомобиля, т.к.известно, что они на каждые 100км. пути расходуют  по 10 и более литров горючего,  а современные иномарки  в 2 раза меньше. Уже разработаны конструкции автомобилей, расходующих 4 л горючего на 100 км пути.

    В таблице № 5 представлена сравнительная характеристика разных двигателей  по объему выбросов  вредных веществ.

    Таблица№8

    Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей

    Компонент

    Содержание, %

    Карбюраторные двигатели

    Дизельные двигатели

    Азот

    74—77

    76—78

    Кислород

    0,3—0,8

    2—18

    Пары воды

    3,0-5,5

    0,5—4,0

    Двуокись углерода С02

    5,0—12,0

    1,0—10,0

    Окись углерода СО

    0,5—12,0

    0,01—0,5

    Окислы азота NO

    0,0—0,8

    0,0002—0,5

    Углеводороды неканцерогенные

    0,2—3,0

    0,009—0,5

    Альдегиды

    0,0—0,2

    0,001—0,009

    Сажа, г/м3

    0,0—0,4

    0,01 — 1,1

    3,4-бензапирен, мкг/м

    до 10—20

    до 10

      Как видно из данных таблицы , выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.

    1. В настоящее время проблему экологизации автотранспорта в России принято решать за счет развития и модернизации отечественного моторостроения производства и использования бензинов, соответствующих мировым экологическим стандартам.

    Существенное снижение загрязнения окружающей среды и экономия бензина достигаются при замене традиционных видов нефтяного топлива так называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропанобутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2—4 раза, окислов азота - в 1,1 — 1,5 и суммарных углеводородов - в 1,4—2 раза.

    1. В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящим к загрязнениям окружаюшей среды ,специалисты всё чаще обращаются к идее создания чистого автомобиля-электромобиля. Перевод автотранспорта на электротягу. Замена ДВС на электродвигатели.
    2. экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот.
    3. Ну а пока ,вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. Поэтому разработаны ПДК токсичности основных компонентов отработанных газов автомобилей (ПДК) (представлены в таблице 6. )

    таблица 9.

    ПДК токсичных компонентов  отработавших газов автотранспорта

    Компоненты отработанных газов

    Предельно допустимые концентрации, мг/м

    Максимальная разовая

    Среднесуточная

    Рабочей зоны

    Оксид углерода СО

    5,0

    3,0

    20,0

    Оксид азота

    0,6

    0,06

    10,0

    Диоксид азота

    0,085

    0,04

    2,0

    Углеводороды (в пере счете на углерод)

    5,0

    1,5

    100,0

    Альдегиды: акролеин формальдегид

    0,03 - 0,035

    0,03 - 0,003

    0,2-  0,5

    Ангидрид сернистый

    0,5

    0,05

    10,0

    Свинец

    0,0003

    0,0003

    0,01

    Бензапирен

    0,000001

    0,000001

    0,000015

    Сажа

    0,15

    0,05

    4,0

    Необходимо неукоснительное соблюдение этих норм и строгие санкции к нарушителям.

    Выполнение этих мероприятий возможно на государственном уровне.

     А в нашем селе возможно:

      6) Создание автоматизированной системы регистрации уровня загрязнения с целью оповещения населения о качестве атмосферного воздуха  или в условиях нашего села  - в местной газете с некоторой периодичностью.

      7)  Создание уличного защитного озеленения.

      8)  Сделать более доступным ремонт автомобиля. (Положительные примеры уже есть- функционирование  шиномонтажных мастерских   актуальным для сегодняшнего дня  является строительство СТО на основе Банно-прачечного комбината)

      9) Развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта (необходимо возобновление движения автобуса по с.Кыра);

     10) Повышение  культуры водителей и пешеходов поможет уменьшить и травматизм на дорогах, и количество смертельных исходов от автомобильных аварий. ( такая  работа ведется ОВД в рамках месячника правовых знаний , но эффективность пока невысока, следовательно   формы ее требуют кардинального пересмотра. Предлагаю  проводимые беседы сопровождать как можно большим количеством наглядного материала, представлением его на стендах ,распространение их в печатном варианте )

    Заключение

         В ходе проведенной работы цель - изучение степени влияния автотранспорта на экологию и возможности снижения его отрицательного влияния достигнута.Были решены поставленные задачи: рассмотрены вредные воздействия автомобильного транспорта; исследовано  влияние автомобиля на окружающую среду  нашего села,

    доказано, что экологические проблемы есть и в нашем селе.          Своей исследовательской работой  я попыталась доказать , что проблема загрязнения нашего воздуха транспортом существует. Она касается каждого из нас приложение.

    Литература

    1. Белов С.В., Девисилов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2002. – с. 297.
    2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» М., 2000;  
    3. Журналы «География в школе»
    4. Коровкин И.А., Автомобиль и экология, журнал «Методы оценки соответствия», №12, 2006
    5. Луканин ВН. «Промышленно-транспортная экология», М., «Транспорт», 2001
    6. Макурин И. Куда держат путь автомобиль // Эхо планеты. – № 23. – 1988. – 44-47.
    7. Матвеев А. Названы самые экономичные автомобили // Комсомольская правда от 6 февраля, 2007.– с. 3.
    8. «Очерки экологии Подмосковья» М., 1998;
    9. Панцхава Е.С., Кошкин Н.Л., Пожарнов В.А. Биомасса-реальный источник коммерческих топлив и энергии, журнал «Теплоэнергетика», №2, 2001Фадеева Г.А. ,Попова В.А. Физика и экология .-В.: Издательство «Учитель», 2003.
    10. Родзевич Н.Н.  «Окружающая среда и здоровье москвичей.» Экология и жизнь – 1999 №1;  
    11. Циолковский А. Невозможного нет. // Здоровье и экология. – октябрь. – 2005. – с.5.
    12. Черепанов В. В кн. Транспорт  в планировке городов. – М., 1981. – с. 18.
    13. "Экология и жизнь http://www.vozdyx.ru/art/carandair.htm

     

    1. Энциклопедическое пособие «Экология Подмосковья» М., Современные тетради, 2001;



    Предварительный просмотр:

    Исследовательская работа: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха».

    Руководители: Шафоростова Нина Алексеевна – учитель физики, Дементьева Ирина Григорьевна – учитель географии.

    Введение

           Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

          От загрязнения воздуха сегодня страдает очень много стран. Поэтому эта проблема относится к числу глобальных, и решить ее можно только всем миром. Различные международные экологические организации ведут активную работу с целью установления самого жесткого контроля загрязнения воздуха во всех странах.

           Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

         Естественные источники загрязнения составляют 10%. Это  загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров, пыльные бури и др.

       90% составляют антропогенные источники. Этот вид загрязнения связан с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека.

        Большинство естественных загрязнений (например, извержение вулкана, сжигание угля) рассеиваются по обширной территории, и их концентрация, зачастую, снижается до безопасной (за счет разложения, растворения и рассеивания). Антропогенные загрязнения воздуха возникают на урбанизированных территориях, где большие количества загрязнителей концентрируются в небольших объемах воздуха. Поэтому по своим масштабам антропогенное загрязнение значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

    В последнее десятилетие поступление загрязняющих веществ, имеющих антропогенное происхождение (отраслей производства и транспорта) распределилось в порядке, приведенном в таблице №1.

     

    1

    Таблица №1

    Оценка участия отраслей производства и транспорта в загрязнении атмосферы Земли.

    Отрасли производства

    Доля загрязнения в %

    Металлургия черная и цветная

    35

    Теплоэлектростанции

    27

    Нефтедобывающая и химическая промышленность

     промышленность

     промышленность

    17

    Автомобильный транспорт

    13

    Остальные отрасли

    8

       Однако по отдельным регионам это распределение отличается от приведенного в таблице №1 и зависит в первую очередь от состава и степени концентрации в них промышленности и транспорта. В нашем селе нет крупных промышленных предприятий, но  велика роль транспорта  :

    основные грузоперевозки и пассажироперевозки осуществляются автомобилем.    Так , в 2008 году  в районе  грузоперевозки автотранспортом составили-- 5 млн 276 тыс.410 т.км  ,перевезено грузов-20664 т, пассажироперевозки-6613,9 тыс./км . Пригород  ( села района. ) -2713,1 тыс.км (приведенные данные представлены Кыринской автоколонной )

       Чтобы  выяснить  значение транспорта   для жителей нашего села , мы провели социологический опрос среди взрослого населения и учащихся нашего села, которым был задан вопрос: «Автомобиль - благо или бич?»

        Результаты  опроса оказались следующими:  

    76 % считают это благом  (диаграмма №1)  

    Диаграмма№1              

     

    2

    Из тех кто ответил, что автомобиль – это благо, значение его распределилось следующим образом:

                                                                                         

                                                                                       Диаграмма №2

                 

     

        Да, действительно ,обладатель автомобиля меньше времени тратит на дорогу, и у него остается больше времени, чтобы заниматься спортом или после работы съездить за город подышать чистым воздухом. Обладатель автомобиля также защищает себя от стресса, которому подвергаются пассажиры общественного транспорта, если автобус не приходит вовремя или если он переполнен. Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста.

      Из тех кто считает, что автомобиль – это бич, 73 % опрошенных считают , что автомобиль-главный загрязнитель атмосферы, 27%-виновник ДТП 

    Диаграмма  №3

         На основании результатов социологического опроса, я заинтересовалась и решила выяснить каково влияние автомобильного транспорта на атмосферу на примере нашего села. Считаю, что изучение воздействия транспорта на окружающую среду,  использование знаний  в образовательно-воспитательных целях – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.

    3

          Тема  работы: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха с.Кыра»

            Объект  исследования – атмосферный воздух.

            Изучаемое свойство объекта – загрязнение атмосферного воздуха под влиянием автотранспорта.    

           Цель работы: рассмотрение степени влияния автомобильного транспорта на атмосферу  и способов минимизации этого воздействия

    на территории сельского поселения «Кыринское» в селе Кыра.

            В ходе изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи: 

    1. Выявить основные вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобиля и рассмотреть спектр  вредных воздействий данных веществ на атмосферу;

          2.На основе мониторинга и анализа данных  выяснить   влияние вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в с. Кыра   на состояние атмосферного воздуха.

    1. Привлечь внимание  к экологическим проблемам   родного края, и убедить в важности бережного отношения к окружающей нас природе.
    2. Анализ предложенных в литературе путей решения проблемы загрязнения воздуха автотранспортом, обоснование собственной точки зрения

           Гипотеза моей  работы заключается в том, что автомобильный  транспорт является одним из источников загрязнения атмосферы  в с. Кыра.

         

       Для решения поставленных задач использованы методы: поисково- исследовательский,  сравнительный.

    4

     1.Автомобильный транспорт – основной источник загрязнения атмосферного воздуха в нашем селе.

       Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса. Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности. Протяженность магистральных автомобильных дорог в настоящее время составляет более 12 млн. км.

         Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду  (загрязнением).   Под загрязнением понимается процесс внесения в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы, и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них – на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности Земли.

       Численность мирового парка автомобилей превышает 700 млн. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатели внутреннего  сгорания, работающие на бензине. При работе таких моторов ежегодно в атмосферу Земли поступает 142 млн. т окиси углерода, 110 млн. т сернистого ангидрида, 37 млн. т окислов азота, 18,5 млн. т углеводородов и 27 млн. т взвешенных частиц.

    5

               Выбросы автотранспорта, составляющие около половины всех выбросов антропогенного происхождения, образуются из выбросов двигателя автомобиля, продуктов износа механических частей, покрышек и дорожного покрытия. Одной только резины каждый автомобиль  рассеивает в атмосферу  около 10 кг. При работе    автомобильных двигателей потребляется много кислорода.

    Все автомобили планеты сжигают в 4 раза больше кислорода, чем требуется всему человечеству  для дыхания. В России на долю автотранспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые в крупных городах - главный источник загрязнения атмосферы.
     
    Автомобильный парк, является одним из  источников загрязнения окружающей среды, а также – один из главных факторов шумового загрязнения. Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.

      Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств

    обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ.

         Одна из  задач исследования заключается в выявлении  вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобиля.

        В мире насчитывается несколько сот миллионов автомобилей, которые сжигают огромное количество нефтепродуктов, существенно загрязняя атмосферный воздух, прежде всего в крупных городах. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания (особенно карбюраторных) содержат огромное количество токсичных соединений :

    1. Углеводороды. Бензин или, точнее, бензины, - это смесь углеводородов с С5 по С10. Эти соединения попадают в атмосферу вследствие испарения и как продукты неполного сгорания топлива. Из-за недостатка воздуха часть углеводородов бензина не окисляется до конца, что приводит к образованию сажи и оксида углерода.
    2. Угарный газ (СО). Не имеет цвета и запаха, образующийся при неполном сгорании органических соединений углерода.  На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф                                                             дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.
    3. Оксиды азота (NO2). Несколько газообразных соединений азота и кислорода. Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.
    4. Оксиды серы, в основном диоксид, т.е. сернистый газ (SO2) -  остро

    6

    пахнущий, бесцветный газ.

    1. Полициклические углеводороды (бензопирен)
    2. Свинец Pb. Чтобы двигатель работал, «как часы», добиваются, используя этилированный бензин – горючее с добавлением тетраэтилсвинца. Он улучшает сгорание, меньше загрязняет части двигателя, следовательно, меньше хлопот с чисткой и регулировкой. Но выигрывая во времени, мы проигрываем в безопасности.
    3. Сажа — частицы углерода, образующиеся при сжигании органического топлива.

    В приведенной ниже таблице №2  представлена информация о возможном влиянии данных соединений на окружающую среду.

    Таблица№2

    Виды загрязнителей

    Возможное влияние на состояние атмосферы

    Угарный газ СО

    Изменение климата, нарушение теплового баланса верхней  атмосферы.

    Оксиды азота NO2.

    Изменение климата, состояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», создание смога, усиление коррозии и др.

    Оксид серы (IV)

    Сернистый газ SО2 

    Изменение климата, образование «кислотных осадков», обострение респираторных заболеваний у человека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструкций.

    Полициклические углеводороды (бензопирен)

    Изменение климата, состояния озонового слоя, негативное влияние на здоровье человека.

    Свинец Pb

    Накопление в организмах по пищевым цепям, негативное влияние на здоровье человека

    В таблице №3 приведены  величины для автомобильных выбросов

                                                                                                                 

    7

     Таблица№3

    Средние удельные выбросы (коэффициенты выбросов) автотранспорта

    Вид загрязняющего вещества

    Средний удельный выброс (при средней скорости транспорта 31,7 км/ч)

    В час

    На километр

    Оксид углерода

    752 г/ч

    23,7 г/км

    Несгоревшие углеводороды

    29,4 г/ч

    0,93 г/км

    Оксиды азота

    33,2 г/ч

    1,05 г/км

    Свинец

    1,11 г/ч

    0,035 г/км

    Суммарное количество вы хлопных газов (при 00 С)

    28,95 м3

    0,914 м3/км

    Средний расход топлива

    2,75 кг/ч

    0,087 кг/км

        Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами.

       

    8

     2.Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом в с. Кыра

      Другая задача  исследования: на основе мониторинга и анализа данных  выяснить   влияние вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в с. Кыра   на состояние атмосферного воздуха.

    Автотранспорт как источник загрязнения обладает рядом особенностей. С этих позиций и рассмотрим влияние автотранспорта на атмосферу нашего села

    Во-первых, мировой парк автомашин непрерывно увеличивается, вместе с ним увеличивается и валовой выброс вредных веществ в атмосферу.

      В приведенной ниже таблице №3 представлена информация Кыринского ГИБДД  о изменении количества машин  по годам.                                                                                                  

    Таблица№ 4

    Наличие подвижного состава

    2006

    2007

    2008

    Грузовой подвижный состав

    1163

    1213

    1382

    Пассажирский подвижной состав: автобусы

    63

    68

    77

    Легковые автомобили

    1960

    2164

    2798

    Иномарки

    340

    492

    751

    Мотоциклы

    1115

    1123

    1140

     Из  года в   год   число  машин растет. Сегодня в мире их уже более 600 тыс. В России   автомобиль имеет каждый десятый житель , а в больших городах- каждый пятый .).  Из данных таблицы можно сделать вывод, что   рост численности автомобильного парка  шел  более низкими темпами ( с 2006 г. по 2007 г количество автомобилей увеличилось на 259),а  в последующий год – с 2007 по 2008 – 812 единиц (почти в 3раза ). В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха , где на долю автотранспорта приходится до 90% вредных выбросов.

     Исходя из данных таблицы и зная численность населения в районе , я рассчитала, что на каждого  в среднем  приходится по одному автомобилю

    ( при этом следует учесть , что кто-то имеет 2-3 автомобиля , кто-то не имеет вовсе). Увеличение количества автотранспортных средств в селе  идет  в основном за счет автомобилей индивидуальных владельцев.

        Зная,  что с ростом количества машин  наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ, в  нашем селе в связи с ростом автомобилизации также обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха

    9

     

    Во-вторых, выхлопные газы представляют собой сложную систему газообразных, жидких и твердых компонентов. В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей. 

       Чтобы доказать это , был  проведен следующий вид мониторинга:

        2.1.Исследование  работы автотранспорта на определенном участке

        Цель работы: оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта

      Место проведения: автотрасса  у поликлиники

    Методика:

    1. Подсчитать количество проехавших по выбранному участку транспортных единиц в течение часа, определение скорости движения  автотранспорта
    2. Подсчитать выброс токсичных веществ  

        Возле больницы проходит напряженная автомобильная трасса и каждый день у поликлиники образуется стихийная автомобильная стоянка. Было  подсчитано количество автомобилей, проехавших мимо больницы  и остановившихся у  поликлиники за 1 час, и их оказалось 30 , из них 7 грузовых.

      Зная, что один  автомобиль в течение суток выбрасывает 1 кг. выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г. угарного газа, 60 г. оксида азота, соединения свинца, серы и других загрязняющих веществ. Исходя из данных, можно подсчитать , сколько загрязняющих веществ каждый день откладывается у поликлиники: если каждый автомобиль проезжая мимо примерно за 1 час выбрасывает  42 г ,  то получается за 8 часов (продолжительность рабочего дня ) выбрасывается загрязняющих веществ примерно  336г. Если  учесть, что у  нас в районе  5451 автомобиль, то за 8 часов  выхлопы составляют 1 млн. 831 тыс. 536 грамм или это 1 тыс. 831кг.  Очевидно- чем больше проезжающих автомобилей, тем больше они загрязняют атмосферу.

    В-третьих, на загрязнение влияет и режим движения автотранспорта

    Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида

    10

    углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

      В таблице №5 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.

    Таблица №5

    Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя

    Режим работы двигателя

    Оксид углерода, % по объёму

    Углеводороды, мг/л

    Оксиды азота, мг/л

    Холостой ход

    4-12

    2-6

    Принудительный холостой ход

    2-4

    8-12

    Средние нагрузки

    0-1

    0,8-1,5

    2,5-4,0

    Полные нагрузки

    2

    0,7-0,8

    4-8

       

      Как видно из таблицы , при холостом и принудительно холостом ходу увеличивается количество вредных выбросов.      

        Установлено также , что минимальное потребление горючего имеет место при малой плотности потока, обеспечивающей скорость его движения в интервале 40—60 км/час

               Конечно, на  дорогах нашего села , как это видно из подсчетов, большой загруженности нет. Но, все-таки, дорожная ситуация  на данном участке предопределяет  движение транспорта на 1-й и 2-й передачах( соответственно скорость-20-30 км/ час) с увеличением расхода топлива и выбросов в атмосферу в 3—4 раза.  

         В -четвертых на загрязнение влияет качество дорог,  транспортная насыщенность

      Для аргументирования данного утверждения , было проведено  некое  исследование.

    2.2. Исследование на загрязнение атмосферного  воздуха методом измерения осаждения загрязнителей из воздуха:

        Цель исследования: рассчитать количество осаждающихся из воздуха загрязнителей.

        Методика:

    Взять два сосуда с широким горлом, емкостью 1 литр

    1. Налить в сосуды смесь дистиллированной воды и спирта в отношении 50:50
    2. На высоте 120 см над землей поставить сосуды – один у шоссе, другой  в 60 м от него
    3. Оставить сосуды на 4 (2) недели.

         По мере испарения жидкости добавлять в них раствор

    11

    1. По окончании сбора материала выпарить раствор. Определить количество осадка.
    2. Исходя из площади отверстия сосуда, рассчитать количество осевшего материала на 1 м2  

         Результат

     Исследование проводилось на территории сельского поселения «Кыринское» в селе Кыра. Сосуды были установлены на ул. Лазо (ближе к дороге) и на ул. Пионерская (в отдалении от трассы).

          Исследование проходило в течение двух недель. По окончании работы выяснилось:

            ул. Лазо – 15 г осевшего материала на 1 м2  за две недели

            ул. Пионерская – 5 г осевшего материала

    По результатам видно, что на улице Лазо осевшего материала в 3 раза  больше, т,к. сосуд был установлен  у дороги,  которая  на данной улице не заасфальтирована и  по ней  проходит сравнительно больше транспорта.  А как известно, чем хуже дорога, тем больше от нее загрязнений и шума. На асфальтированных   же дорогах выше скорость, меньше причин для торможения (а именно этот момент движения самый загрязняющий). Зная, что чем бли же к дороге, тем больше оседает здесь свинца, продуктов сгорания и несгорания топлива, частиц металла и резины, можно предположить, что именно   эти загрязнители составляют основу осевшего

    материала.

        На основании проведенных исследований можно сделать вывод: «Качество  атмосферного воздуха  зависит от количества автотранспортных средств , режима движения транспорта ,состояния дорог».

         Для  подтверждения  данного вывода  было проведено  еще  одно  исследование моей одноклассницей Курбатовой Д. Тема ее работы :

    «Исследование на загрязнение атмосферного  воздуха методом

    биоиндикации» .

       

       

    Повреждение и усыхание хвоинок

                       Номера ключевых участков

    ул. Лазо

     

    Дендрарий

    Район АЗС

    Около школы

    Лес

    Общее число исследуемых хвоинок

       200

      200

       200

       200

       200

    Количество хвоинок с пятнами

       35

    не имеется

        63

        30

        8

    Процент хвоинок с пятнами (%)

      17,5

         -  

       31,5

        15

        4

    Количество хвоинок с усыханием

      34

    не имеется

        64

        50

        5

    Процент хвоинок с усыханием (%)

      17

         -

        32

        25

     

       2,5

    Дата отбора пробы

    17.04

    17.04

    18.04

    24.04

    21.04

      Результаты исследования  :

      а) по  количеству  хвоинок с пятнами лидирует  АЗС , 2 место- ул. Лазо;  

      б) по количеству хвоинок с усыханием  лидирует  АЗС, 2 место-школа.

       Согласно  данных результатов    2 место по количеству хвоинок с пятнами

    занимает ул. Лазо (а как было  установлено  предыдущим исследованием – состояние воздуха  на данной территории зависит  от количества проезжающих машин и качества дорог) , следовательно данный факт нашел свое подтверждение. 1 место  и по количеству хвоинок с пятнами, и по количеству хвоинок с усыханием  занимает район АЗС. А как известно это  место через которое проходит наибольшее количество автотранспортных средств., что опять-таки подтверждает результаты представленного ранее исследования.

     В-пятых, автомагистрали часто служат местом гибели животных. Звери гибнут под колесами автомобилей. И не только- гибнут и люди.

                                                                                         Таблица №7

    Показатели

    2006

    2007

    2008

    Число аварий

    9

    13

    14

    Число раненых

    10

    16

    17

    Число погибших

    2

    4

    5

     Действительно, данные Кыринского ГИБДД подтверждают мысль о том, что увеличивается число несчастных случаев , связанных с автомобилями.

       Вывод: Считаю, что выдвинутая гипотеза: «Автотранспорт –один из источников  загрязнения воздуха  в нашем селе » нашла свое подтверждение  в проведенных исследованиях. Также  надеюсь, что

    материалы   моей работы позволят  аргументированно убедить население нашего села  в важности бережного отношения к окружающей нас природе.

    1. Мероприятия по снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на атмосферу.

     Понимаю ,что  предлагаемые меры по снижению вредного воздействия автотранспорта  хорошо известны  большинству  населения , т.к на сегодня  существует      государственный  подход к  ее решению. Моя же задача  - обосновать свою точку зрения и выделить первостепенные  и возможные меры  в условиях нашего села.  ( на основе предложенных на конференции мер )

    Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в  с. Кыра

    и в целом в стране   необходим и предложен в моей работе комплекс мероприятий, направленных на поддержание оптимального состояния территории.

    1. Одно из основных мероприятий — совершенствование конструкции современного  автомобиля, т.к.известно, что они на каждые 100км. пути расходуют  по 10 и более литров горючего,  а современные иномарки  в 2 раза меньше. Уже разработаны конструкции автомобилей, расходующих 4 л горючего на 100 км пути.

    В таблице № 5 представлена сравнительная характеристика разных двигателей  по объему выбросов  вредных веществ.

    Таблица№8

    Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей

    Компонент

    Содержание, %

    Карбюраторные двигатели

    Дизельные двигатели

    Азот

    74—77

    76—78

    Кислород

    0,3—0,8

    2—18

    Пары воды

    3,0-5,5

    0,5—4,0

    Двуокись углерода С02

    5,0—12,0

    1,0—10,0

    Окись углерода СО

    0,5—12,0

    0,01—0,5

    Окислы азота NO

    0,0—0,8

    0,0002—0,5

    Углеводороды неканцерогенные

    0,2—3,0

    0,009—0,5

    Альдегиды

    0,0—0,2

    0,001—0,009

    Сажа, г/м3

    0,0—0,4

    0,01 — 1,1

    3,4-бензапирен, мкг/м

    до 10—20

    до 10

      Как видно из данных таблицы , выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.

    1. В настоящее время проблему экологизации автотранспорта в России принято решать за счет развития и модернизации отечественного моторостроения производства и использования бензинов, соответствующих мировым экологическим стандартам.

    Существенное снижение загрязнения окружающей среды и экономия бензина достигаются при замене традиционных видов нефтяного топлива так называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропанобутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2—4 раза, окислов азота - в 1,1 — 1,5 и суммарных углеводородов - в 1,4—2 раза.

    1. В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящим к загрязнениям окружаюшей среды ,специалисты всё чаще обращаются к идее создания чистого автомобиля-электромобиля. Перевод автотранспорта на электротягу. Замена ДВС на электродвигатели.
    2. экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот.
    3. Ну а пока ,вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. Поэтому разработаны ПДК токсичности основных компонентов отработанных газов автомобилей (ПДК) (представлены в таблице 6. )

    таблица 9.

    ПДК токсичных компонентов  отработавших газов автотранспорта

    Компоненты отработанных газов

    Предельно допустимые концентрации, мг/м

    Максимальная разовая

    Среднесуточная

    Рабочей зоны

    Оксид углерода СО

    5,0

    3,0

    20,0

    Оксид азота

    0,6

    0,06

    10,0

    Диоксид азота

    0,085

    0,04

    2,0

    Углеводороды (в пере счете на углерод)

    5,0

    1,5

    100,0

    Альдегиды: акролеин формальдегид

    0,03 - 0,035

    0,03 - 0,003

    0,2-  0,5

    Ангидрид сернистый

    0,5

    0,05

    10,0

    Свинец

    0,0003

    0,0003

    0,01

    Бензапирен

    0,000001

    0,000001

    0,000015

    Сажа

    0,15

    0,05

    4,0

    Необходимо неукоснительное соблюдение этих норм и строгие санкции к нарушителям.

    Выполнение этих мероприятий возможно на государственном уровне.

     А в нашем селе возможно:

      6) Создание автоматизированной системы регистрации уровня загрязнения с целью оповещения населения о качестве атмосферного воздуха  или в условиях нашего села  - в местной газете с некоторой периодичностью.

      7)  Создание уличного защитного озеленения.

      8)  Сделать более доступным ремонт автомобиля. (Положительные примеры уже есть- функционирование  шиномонтажных мастерских   актуальным для сегодняшнего дня  является строительство СТО на основе Банно-прачечного комбината)

      9) Развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта (необходимо возобновление движения автобуса по с.Кыра);

     10) Повышение  культуры водителей и пешеходов поможет уменьшить и травматизм на дорогах, и количество смертельных исходов от автомобильных аварий. ( такая  работа ведется ОВД в рамках месячника правовых знаний , но эффективность пока невысока, следовательно   формы ее требуют кардинального пересмотра. Предлагаю  проводимые беседы сопровождать как можно большим количеством наглядного материала, представлением его на стендах ,распространение их в печатном варианте )

    Заключение

         В ходе проведенной работы цель - изучение степени влияния автотранспорта на экологию и возможности снижения его отрицательного влияния достигнута.Были решены поставленные задачи: рассмотрены вредные воздействия автомобильного транспорта; исследовано  влияние автомобиля на окружающую среду  нашего села,

    доказано, что экологические проблемы есть и в нашем селе.          Своей исследовательской работой  я попыталась доказать , что проблема загрязнения нашего воздуха транспортом существует. Она касается каждого из нас приложение.

    Литература

    1. Белов С.В., Девисилов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2002. – с. 297.
    2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» М., 2000;  
    3. Журналы «География в школе»
    4. Коровкин И.А., Автомобиль и экология, журнал «Методы оценки соответствия», №12, 2006
    5. Луканин ВН. «Промышленно-транспортная экология», М., «Транспорт», 2001
    6. Макурин И. Куда держат путь автомобиль // Эхо планеты. – № 23. – 1988. – 44-47.
    7. Матвеев А. Названы самые экономичные автомобили // Комсомольская правда от 6 февраля, 2007.– с. 3.
    8. «Очерки экологии Подмосковья» М., 1998;
    9. Панцхава Е.С., Кошкин Н.Л., Пожарнов В.А. Биомасса-реальный источник коммерческих топлив и энергии, журнал «Теплоэнергетика», №2, 2001Фадеева Г.А. ,Попова В.А. Физика и экология .-В.: Издательство «Учитель», 2003.
    10. Родзевич Н.Н.  «Окружающая среда и здоровье москвичей.» Экология и жизнь – 1999 №1;  
    11. Циолковский А. Невозможного нет. // Здоровье и экология. – октябрь. – 2005. – с.5.
    12. Черепанов В. В кн. Транспорт  в планировке городов. – М., 1981. – с. 18.
    13. "Экология и жизнь http://www.vozdyx.ru/art/carandair.htm

     

    1. Энциклопедическое пособие «Экология Подмосковья» М., Современные тетради, 2001;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Загрязнение атмосферного воздуха

    Цель. Ознакомить учащихся с источниками загрязнения атмосферы; видами загрязнений и последствиями.Задачи. Учащиеся смогут распознавать естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы; дат...

    Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"

    Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"...

    Учебно-исследовательская работа "Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды"

    Учебно-исследовательская работа "Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды"...

    Открытый интегрированный урок по теме: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха. 6 класс (география - математика)

    Тема урока: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха.6 класс (география - математика)Тип урока: интегрированный (география + математика)Учебно-воспитательные цели:Образовательные:Повыше...

    Оценка площадного загрязнения атмосферного воздуха в мегаполисе

    Одна из актуальнейших проблем экосистемы. Рассмотрение развития катастроф завязаных на антропогенном воздействии в городах, агломерации которых более 1млн человек....