Некоторые размышления о подготовке учащихся к экзамену по физике
статья по физике (11 класс) на тему

Прошина Галина Михайловна

Одна из трудностей, которая возникает у учащихся при решении  комбинированных задач по физике - это боязнь их решения. Как помочь учащемуся не запутаться в море формул, находить "тропинки от одной темы к другой - эта ставтья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshina_g.m.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

     


МОУ  Курловская  средняя общеобразовательная школа №2 Гусь-Хрустальный район. 


Некоторые советы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике

Выступление на методическом семинаре по физике, ноябрь 2011года.

Выполнил учитель

                                                 высшей  категории

                                                                        Прошина Галина Михайловна

                     2011 год


Конечная цель физики — описать вселенную одним-единственным уравнением, которое могло бы уместиться на майке.

Леон Ледерман

» 

Физика – очень интересный и в то же время очень непростой предмет. Причем основные затруднения возникают при решении задач. На сегодняшний день написано достаточно пособий и руководств на эту тему, определены основные подходы к решению, прописаны даже пошаговые планы, используя которые, можно научиться легко решать задачи по физике. Однако, подавляющая часть школьников так и не овладевает умением решать задачи. 
В чем же кроется секрет решения задач? На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, овладеть методикой на одном уроке, прочитав одну статью или книгу.
 

Большинство учащихся  умеет решать простые задачи, в которых необходимо в известную формулу подставить числовые значения физических величин. Решение же более сложных примеров, в которых формулу нужно вывести из других соотношений или использовать законы из других разделов курса физики, вызывает непреодолимые трудности. Поэтому решение задач по физике  на каждом уроке, при любой нехватке времени в правильно логическом ключе является очень актуальным вопросом. Здесь уместно помнить поговорку: «лучше меньше, …»
Для решения многих задач существуют определенные приемы и методы. Но есть и такие задачи, к которым стандартные методы неприменимы; при их решении необходимо или ввести дополнительные условия, или составить несколько математических уравнений и затем их решить.  Именно такие задачи и содержатся в части С экзамена ЕГЭ по физике. Именно это и является трудностью для учащихся, их боязнь перед этими заданиями.

Приступая к решению очередной задачи, пусть даже самой простой, нужно внимательно прочитать условие, попытаться распознать явление (или несколько явлений), представить его мысленно (уловить суть), обсудить его протекание   ( желательно с кем-то или самостоятельно, очень хорошо, когда это делается в слух), определить основные законы, которые «работают» (применяются) в задаче, а уж затем приступать к поиску ответа на поставленный вопрос. Но все же при всем при этом мало у кого получается решить, даже если учащийся знает все формулы и законы физики!

В чем кроется основная проблема? Обнаружилось: на самом деле нужно хорошо владеть   двумя умениями – понимать физический смысл, отражающий суть задания, и правильно выстраивать цепочку мини-вопросов, ведущих к ответу на главный вопрос задачи, а затем и отвечать на них. На самом деле, столкнувшись с задачей, правильно начинать с вопроса: «Почему так происходит? Что за физический закон или физическое явление здесь присутствует?». Эти вопросы, по сути, и открывают цепочку мини-вопросов, ведущих к правильному решению. Решающий, волей не волей задает себе такие вопросы, но не всегда правильно и в нужной последовательности. Безусловно, если  не знать физический смысл законов, то уже первый и самый главный вопрос останется без ответа. Поэтому, только сочетая сразу два умения можно добиться успеха и найти правильный ответ. 

Но данным умениям необходимо детей учить, и работа эта не одноразовая, а систематическая. В данной статье,  хочу поделиться некоторыми приемами, которые я применяю в своей работе.

  1. Поиграем в ассоциации. (Круги на воде).

Задачи части чаще всего требуют привлечения знания законов и формул из нескольких разделов физики: Механика + электродинамика; Механика + квантовая физика; и т.д. Следовательно, учащиеся должны уметь выстраивать логические цепочки, «мостики» приводящие их от одних понятий к другим.

Для обучения этому процессу, по окончании темы предлагаю ученикам слово, их задача записать ассоциации, которые у них возникают в связи с этим словом. Работают в парах, на листочках, которые после сдаются ( наиболее интересные варианты оцениваю). Пример (слайд1)

Пример: Фотон- энергия- частота – период – колебания -колебательный контур, и т.д.

Фотон- энергия – потенциальная – кинетическая - скорость и т.д.

Анализируя работы учащихся, видно разделение класса на «физиков» и «лириков». «Физики» более привязаны к исходному понятию, а «лирики» могут уйти далеко от первоначального слова. При разборе заданий стараюсь указать на это, поощряю полет фантазии.

Пример: Фотон – частичка – горошинка – зеленая - вкусная-«Оливье»- Новый год. ( из реальной ребячьей работы).

  1. Работа с формулами.

« Физика также как и человек, имеет свой собственный язык. Пытливому искателю знаний она с готовностью приоткрывает свои великие тайны, разговаривая с ним языком формул. Ведь большинство физических законов, на которых зиждется вся наша Вселенная, могут быть описаны нами с помощью формул и уравнений. Физические законы являются теми кирпичиками, из которых человек строит свое восприятие окружающей его действительности, а роль скрепляющего раствора здесь играют уравнения и формулы…».

 Без знания формул немыслимо решение задач по физике.  Но единожды встреченная формула, практически через 20 минут забывается.

Все физиологические процессы в организме подвержены влиянию такого параметра, как время. Если не обращаться многократно к ячейкам памяти и не использовать находящуюся в них информацию, то она будет постепенно стираться. И чем чаще мы к ней обращаемся, тем дольше она хранится. Но требование к ученикам просто вызубрить формулы не принесет положительного результата. Чрезмерная нагрузка не тренирует память, а ослабляет. Перенапряжение памяти особенно опасно для детей. Многие психологи и педагоги не одобряют механического заучивания длинных стихотворений, дат, имен, математических формул. Однако то, что память нуждается в тренировке, - бесспорно.

  1. Самый простой, и на этапе знакомства необходимый прием: физический диктант. ( Прием всем знакомый, описывать не буду).
  2. После знакомства с формулами, всегда обращаю внимание детей на звучание формул, говорю что данный порядок букв складывался годами и давайте послушаем музыку формул:  например:«ро-же-аш» , предлагаю детям поменять порядок букв в формуле и посмотреть что получилось (смех в классе).
  3. При работе с формулами при подготовке к экзаменам  обязательно обращаю внимание на схожесть написания формул из разных разделов физики, что говорит о единстве природы физических явлений:

E=mv22     W=CU22    W=LI22; (можно привести и другие примеры).

  1. Продолжаем «играть в ассоциации», но теперь с формулами: (слайд 2)

Записываем , например  2 закон Ньютона и предлагаю от каждой буквы построить цепочки из  соответствующих формул:

Сила- упругости, Архимеда, тяжести, трения и т.д.

Масса- из плотности, из силы тяжести, веса, и т.д.

Ускорение- формулы кинематики.

  1. Иногда учащиеся, зная формулы не могут выразить из них необходимую величину, -  играем в «Футбол». К доске вызываю ученика - вратарь, даю формулу,( или ее предлагают учащиеся), и просим выразить какую- либо величину из этой формулы. Задание можно дифференцировать  слабым учащимся – по-проще, сильным – по сложнее. Каждый правильный ответ- балл ученику, неверный – «гол». Любят играть и большие и маленькие. При этом отрабатывается, дополнительно умение видеть « а что можно еще взять из этой формулы», т.е. мы возвращаемся к формированию умения выстраивать  мини-цепочку.

В основу предложенных методов ложатся принципы работы зрительной, слуховой, ассоциативной, двигательной и моторной памяти. Каналы получения информации у каждого ребенка работают по-своему:  с  разной надежностью и разной скоростью обработки поступающей через них информации, разной чувствительностью к внешним раздражителям.

  1. « Анти-забывалки»

Повторение -  мать-учения- истина стара, но как нельзя кстати, подходящая в нашей ситуации. Повторяя  в 11 классе, физику по темам, замечаешь, что вскоре повторенное уходит. Для преодоления этого я использую материал, найденный как-то в Интернете : серия контрольных работ, состоящих из простеньких задач по всем темам.  ( слайд 3).

 

  1. Дифференцированные контрольные работы.

В практику моей работы давно вошли трехуровневые контрольные работы.

(Слайд 4)

 

  1. Интернет-рессурсы

Сайт учителя физики Жуковского А.И и др. ( слайд5)

Вебинары  (Слайд 6,7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная система подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА по математике

Для подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА в короткие сроки эффективно использовать зачетную систему....

Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам

Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам...

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам(ЕГЭ)

Постоянное обращение к данному материалу учащихся 11 класса поможет им...

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам (ЕГЭ)

Презентация, отражающая наиболее значимые психологические качества, требуемые при подготовке к ЕГЭ, стратегии подготовки к ЕГЭ, стратегии деятельности на экзамене. Также в презентации дается сравнител...

Некоторые особенности психологической подготовки учащихся к выступлению

В работе рассматриваются причины, последствия сценического волнения и способы решения этих проблем. А так же, какой должен быть предконцертный режим, особенности характера личности учеников....

Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.

В своей многолетней педагогической практике    постоянно  сталкиваюсь  с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Обобщая  накопл...