Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
методическая разработка по химии по теме

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глухова Ирина Ивановна учитель химии

 МБОУСОШ № 8 г. Ессентуки

Обобщение педагогического опыта

Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ.

Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).

«...возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности».        

                                                          (Концепция 2020: развитие образования)

Введение.

  1. Теоретическое обоснование опыта применения метода.
  2. Описание применяемого новшества (предмета обобщения).
  3. Педагогические условия и особенности применения.
  4. Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.

Введение

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие:

  1. информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  2. предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  3. психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Мне бы хотелось остановиться на предметной готовности. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает различные направления деятельности. И одним из них является контроль и диагностика учебных достижений учащихся, дающих возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.

В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений
учащихся, как зачеты, экзамены, письменный, устный опрос, контрольные
работы, рефераты и т.д. Однако при всех их достоинствах традиционные
методы контроля зачастую субъективны, у каждого учителя есть свои
специфические требования, да и критерии оценки разные, что делает отметки
несопоставимыми между собой. Трудности, связанные и с учащимися:
использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на экзамене,
контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и
мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Теоретическое обоснование опыта применения метода.

Чтобы объективно оценить знания учащихся необходимо их измерить. Наилучшим и наиболее конкретным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является тестовый контроль.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить учителями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учеником целей обучения.

Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются   более   объективным   показателем    обученности,    чем   оценка.

Тестирование - это новый прогрессивный способ контроля знаний учащихся, применяющийся более 10 лет, получивший все большее распространение во всех регионах России и нашедший свое отражение в ГИА. В связи с этим, вопрос по подготовке учащихся к ЕГЭ в форме тестирования является актуальным.

Важнейшее отличие тестового задания от обычного - его технологичность. Это означает, что задание имеет четкий однозначный ответ и оценивается стандартно. В самой полной мере технологичность проявляет себя в случае реализации автоматизированной системы тестового контроля. Преимущества автоматизированных тестовых контрольных заданий:

  1. позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок. Это значительно повышает объективность и обоснованность отметки по сравнению, скажем, с устным опросом.
  2. Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию: учащиеся используют ее как своеобразный тренажер перед контрольной работой, экзаменом, выявляя при этом пробелы в свих знаниях, и восполняя их затем самостоятельно или при помощи учителя.
  3. использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля.

Описание применяемого новшества (предмета обобщения).

В свете подготовки к ЕГЭ при обобщении и углублении курса химии я провожу тестирование учащихся 11 класса по каждой пройденной теме с 2005 г. В качестве измерителей знаний мною используются контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриелян Издательство «Дрофа » г. Москва Авторы: О. С. Габриелян, Березкин П. Н.Ушакова А. А., проверочные работы (в двух частях) к учебнику Химия 11 О.С.Габриеляна Авторы: И.Ю.Горячева, Н.А.Бурмистрова. Издательство« Лицей » г. Саратов. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ. Многие задания компоную или разрабатываю сама.

При выполнении работы я ставлю следующие цели:

  1. Помочь     учащимся      организовать     работу      по      формированию основополагающих знаний школьного курса.
  2. Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей (закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков).
  3. Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения.
  4. Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.

Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.

Задания в тестах отличаются по своим дидактическим целям:

  1. Простое воспроизведение материала.
  2. Сравнение и анализ.
  3. Творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях.
  4. Решение задач различных типов сложности

Хороший тест позволяет проверить не только какие-то конкретные задания, но и сформировать у тестируемых систем предметных и общеинтеллектуальных умений, осознанность способов деятельности (это второй план заданий, возможно являющийся главным). Конечно, разрабатывать двуплановые задания труднее, и для учащихся они оказываются наиболее трудными, однако применение такого рода тестов позволяет включить понятие «обученности», факт общеинтеллектуального развития учащихся, измерить его. Второй план тестовых заданий просматривается в формулировках заданий: не только «вычислить», «решить», но и «сравнить», «выбрать», «продолжить закономерность», «сопоставить»... Все тесты мною составляются с учетом уровней усвоения.

■        Первый уровень - ученический включает два теста:  первый - тест
«дополнения»  -  он представляет собой  задания с  пропуском  слов

(числа, формулы) предложения. Второй вид - «напоминание». Тесты формулируются в виде прямого вопроса, на который ученик должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом, формулой.

Второй уровень - альтернативный. Он состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого надо определить. Тест выполняется в виде графического диктанта. К этому же уровню относится выборочный тест, состоящий из правильных или неправильных ответов, а учащийся делает выбор.

Третий уровень - тест «Сличения» - подбор правильных ответов. Задания состоят из данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами, выполнение задания сводится к поиску этих данных. Тест «Ранжирования» представляет собой перечень объектов (формулы, величины), которые должны быть распределены по порядку (не более 10).

Четвертый уровень - творческий. Учащиеся моделируют экспериментальные установки из предложенного оборудования и реактивов для получения газов или осадков. Ответы на эти тесты не разрабатываются.

Важнейший вопрос методики преподавания любого предмета, в том числе и химии, - дифференцированный подход к контролю знаний. От того, насколько умело учитель использует его, зависит успех его деятельности. Соблюдение принципа дифференциации обеспечивает одновременное обучение учащихся с разным уровнем развития учебных способностей. Использование разноуровневых заданий важно и потому, что каждый учащийся, отвечая на вопросы и выполняя задания выбранного уровня, может оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он делать выводы, систематизировать и обобщать знания, применять их на практике.

Опыт использования дифференцированного подхода к контролю знаний учащихся покажу на примере разноуровневых контрольных работ в виде тестов. Задания сгруппированы в три программы: А, В, С. В программу А включаю задания, проверяющие усвоение необходимого минимума знаний по химии. Выполнение заданий этой программы требует от учащихся репродуктивной деятельности. Эту работу оцениваю на «четыре».

Задания, выполнение которых требует от учащихся способности применять знания в новых ситуациях, умения совершать логические операции, включены в программу В. Учащиеся, выбравшие эту программу, должны уметь раскрывать причинно-следственные связи, проводить сложные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выполненные задание программы В оцениваю высшим баллом.

Программа С содержит задания требующие целостного восприятия материала, способности свободно пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, самостоятельно проводить обобщения, сравнения. Правильно выполненные задания программы С оцениваю высшим баллом. На зачетных занятиях выдаю учащимся тесты всех программ (по вариантам). Каждый сам выбирает программу и заранее знает, какую отметку может получить за свой труд.

Может создаться впечатление, что использование дифференцированных
тестовых заданий - дело весьма трудоемкое, требующее от учителя
значительных затрат времени. Но, во-первых, опыт показывает, что составить
тест итоговой проверки знаний одного уровня так, чтобы, с одной стороны,
ее могли выполнить слабо подготовленные учащиеся, и, с другой стороны,
она не была скучна для сильных, - тоже непросто. Во - вторых, заметно
улучшается психологический климат уроков: даже учащиеся, уровень знаний
которых невысок, перестают бояться зачетных уроков, чувствуют себя
комфортно, уверенно. Кроме того, задания программы А вполне доступны
для них, поэтому вероятно, что их интерес к приобретению знаний возрастет.
В третьих, выполнение программы заданий С стимулирует познавательную
активность хорошо подготовленных учащихся. Они размышляют над
трудными вопросами, самостоятельно работают с дополнительной
литературой
 по предмету.

Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях.

Сегодня, используя системно один из эффективных методов контроля знаний и умений учащихся - тестирование, необходимо выделить его достоинства и недостатки. Конечно, достаточно часто проверка происходит на уровне узнавания, не исключается возможность случайного выбора правильного ответа, если вариантов мало - есть вероятность списывания. Однако они имеют целый ряд преимуществ, которые сделали этот инструмент столь популярным.

1.        Их можно с успехом применять для текущей проверки знаний.
Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет
своевременно откорректировать изложение материала следующего урока,
уделив
        больше        внимания        слабо        усвоенным        разделам.

2.        Система тестовых заданий позволяет избавиться от психологических
проблем, связанных с проецируемой на ученика истиной или мнимой
необъективностью преподавателя.

Таким образом, я могу выделить положительные моменты применения тестовых заданий на своих уроках:

  1. устранена возможность подсказок и списывания
  2. повысилась объективность оценки знаний
  3. резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии (по завершении контрольной работы правильность ответа проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой)
  4. улучшилась психологическая атмосфера в классах
  5. учитель   может   оперативно   получить   объективную   картину успеваемости.
  6. содержание работ носит контролирующий и обучающий характер.
  7. возможность ученика объективно определить свой рейтинг среди других учащихся.

Важным условием реализации проекта является мониторинг, т.е
отслеживание результатов. Задача мониторинга - получение информации о
том, на какой стадии процесса движения к цели находится каждый ученик,
насколько успешно он преодолел предыдущий этап, какие трудности у него
возникли при изучении материала. Только на основе этой информации
учитель может действительно управлять учебным процессом. Поэтому очень
ценным считаю использование промежуточного мониторинга - отслеживание
результатов
        тестирования,        анализ        ошибок.

Интенсивный и всеохватывающий тестовый контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении химии. В результате реализации данного проекта учащиеся будут подготовлены к успешной сдаче ЕГЭ в форме тестирования. В этом году повысился процент выбора предмета химии на экзаменах, повысилось качество знаний от 62% до 68%, в отдельных классах - до 75%. Учащиеся успешно сдали ЕГЭ по химии и поступили в ВУЗы страны.

Заключение.

  1. Человеку, получающему среднее образование, нужны знания не только конкретных наук, но и более совершенных форм организации труда: умения самостоятельно добывать знания, рационально организовывать свой труд.
  2. Необходимые навыки понадобятся современному человеку любой профессии.
  3. Без систематического повторения, закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний учащихся.
  4. Для этого необходима продолжительная тренировка в применении знаний и умений.
  5. Превратить знания в убеждения, сделать их достоянием личности, инструментом познания окружающего мира - главная забота учителя.
  6. Собственные догадки, выводы, открытия доставляют учащимся удовольствие, которое приводит к развитию познавательного интереса к процессу познания.
  7. Такой интерес- самый мощный стимул к обучению, школьники работают с радостью, не устают.
  8. Учитель и ученик не оказываются в стрессовой ситуации, т.е. когда одному нужно усилиями воли заставлять учиться, а другому - подчиняться чужой воле.
  9. Задания способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, повышают прочность и глубину знаний.
  10. Контроль за качеством усвоения материала конкретным учеником осуществляется на каждом уроке.
  11. Это снижает нежелательный психологический эффект контроля (чувство страха, стрессовые явления).
  12. Дает возможность каждому ученику проявить себя, показать необходимость знаний.
  13. Продуктивное, творческое обучение формирует творцов новых знаний.

■ Учитель- ученик в процессе активного взаимодействия.

Список литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42. /8/
  2. Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения//Высшее образование в России. №2, 1993. С. 102-104. Ill
  3. Кирилкин А. Можно ли бороться со "шпаргализацией'7/Высшее образование в России. №2, 1995. С. 126-128. /5/
  4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). - М.: Высш.шк., 1990. - 112 с. /12/
  5. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России. №3, 1994. С. 20-26.161

  1. Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования//Высшее образование в России. №1, 1996. С. 122-125. /4/
  2. Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С, Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102. /3/

Приложение.

Мониторинг тестирования учащихся 11 класса (2011 - 2012 уч. год)

Тема теста

%качества

%обученности

ПЗ и ПСХЭ Строение атома

59

92

Строение вещества

55

95

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

45

90

Теория

электролитической диссоциации. Гидролиз

49

93

Химические реакции

52

100

Металлы

53

96

Неметаллы

50

100

Классификация веществ

58

100

Генетическая связь

52

100

Решение расчетных задач

48

95

Итоговая контрольная работа

45

99

Мониторинг успеваемости

11 класс

% качества

% обученности

1 полугодие

55,7

100

2 полугодие

59,5

100

Тестирование

51,5

96,4

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ «СЛИЧЕНИЯ»

 (Подбор правильных ответов по теме «Металлы»)

Из  данных второго столбца подобрать химические вещества, соответствующие утверждениям в первом столбце.

  1. Твердые однородные системы компонентов с характерными свойствами металлов.
  2. Самородные металлы.
  3. Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях
  4. Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе водных растворов щелочных и щелочно - земельных металлов.
  5. Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, укажите металлы, вытесняемые медью из растворов их солей.
  6. Метал, применяемый в электротехнике и металлургии для получения   коррозионно-стойких сплавов,   в самолето-   и автомобилестроении   как   конструктивный   материал,   для изготовления бытовой посуды.

  1. Щелочные и шелочно-земельные металлы.
  2. Водород.
  3. Алюминий.
  4. Ртуть, серебро, платина, золото.
  5. Сплавы.
  6. Цинк.
  7. Беррилий.
  8. Медь, серебро, платина, золото.
  9. Медь. Ответы:

1 - 5, 2 - 8, 3 - 1, 4 - 2, 5 - 4, 6 - 3.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ

(по теме «Металлы I, II групп»)

Ответы «да» и «нет» изображаются соответственно - и ~. Вариант 1 - металлы I группы, вариант 2 - металлы II группы.

  1. Атомы металлов на внешнем слое имеют один s-электрон.
  2. Атомы металлов на внешнем слое имеют два s-электрона.
  3. В природе встречаются только в виде соединений,
  4. Эти металлы называются щелочными.

  1. Эти и металлы называются щелочно - земельными.
  2. На воздухе легко окисляются, поэтому их хранят в закрытых сосудах под слоем керосина.
  3. Легко режутся ножом.
  4. Режутся ножом но с трудом.
  5. Легко окисляются водой, образуя гидроксиды и водород.

  1. По химическим свойствам гидроксиды этих металлов слабее.
  2. Пары одного из металлов окрашивают пламя в желтый цвет.
  3. Растворимые соли этих металлов обусловливают жесткость воды.
  4. Соли этих металлов входят в пищевые продукты.
  5. Катионы этого металла используются в катионитах для устранения жесткости воды.

Ответы:

   В а р и а н  т  №   I    : 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

   В а р и а н  т  №   I I   : 1  2  3 4  5  6  7  8  9  10  11 12  13  14

ВЫБОРОЧНЫЙ ТЕСТ

(по теме «Металлы»)

Следует выбрать правильные ответы.

  1. На внешнем электронном слое мало электронов (1-3).
  2. Располагаются в конце малых и больших периодов.
  3. Для завершения внешних электронных слоев присоединяют электроны и являются окислителями
  1. Обладают металлической связью, имеют металлический блеск.
  2. Характерна высокая пластичность, тепло- и электропроводность.
  3.  С кислородом образуют кислотные оксиды.

  1. Легко отдают валентные электроны и переходят в положительно заряженные ионы.
  2. Как   восстановители   вступают   в   реакции   с   различными окислителями. Ответы:

1, 4, 5, 7, 8.

ТЕСТ «НАПОМИНАНИЕ»

(по теме «Металлы»)

  1. Какая связь характерна для металлов?
  2. Чем   объясняется высокая тепло- и электропроводность металлов?
  3. Какие металлы обладают наибольшей электропроводностью?
  4. Как называется металл, применяемый в электролампах в качестве самого тугоплавкого?
  5. Какие металлы режутся ножом?
  6. Почему металлы обладают металлическим блеском? Ответы следует выбрать.

Ответы:

  1. Металлическая.
  2. Свободными электронами
  3. Ag, Cu, Au, AI.
  4. Вольфрам.
  5. Калий, натрий.
  6. Взаимодействие со светом.

ТЕСТ «ДОПОЛНЕНИЯ»

В пропуски следует вставить слова шифры, формулы.

  1. Чистые металлы в твердом состоянии - это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя ....
  2. В узлах кристаллической решетки находятся .... а между ними перемещаются ....
  3. Ряд    металлов    расположенных    по    ослаблению    их восстановительной способности, называется ... рядом.
  4. Металлы расположенные в электромеханическом ряду до ..., вытесняют его из кислот.
  5. Окислительно-востановительные реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока, называются ....
  6. Отрицательно зараженный электрод, на поверхности которого имеется избыток электронов, называется ....
  7. Положительно заряженный электрод, у которого недостаток электронов, называется ....

Ответы:

  1. Кристаллические решетки.
  2. Положительные ионы, электроны.
  3. Электрохимическим.
  4. Водорода.
  5. Электролизом.
  6. Катодом.
  7. Анодом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование)» Представление опыта работы учителя химии МОУ СОШ №8 г. Ессентуки Глуховой Ирины Ивановны

Слайд 2

Актуальность Применение технологии тестирования способствует решению задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования «...возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности». (Из Концепции модернизации российского образования)

Слайд 3

Ведущая идея педагогического опыта Контроль и диагностика учебных достижений учащихся являются важными мероприятиями по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Слайд 4

Цели использования технологии современных методов и контроля: Помочь учащимся организовать работу по формированию основополагающих знаний школьного курса. Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей(закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков). Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения. Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.

Слайд 5

Введение Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ выделяют следующие составляющие: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности - "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Слайд 6

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых(стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы(тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Теоретическое обоснование опыта применения технологии тестирования.

Слайд 7

Преимущества тестовых заданий : Позволяют за короткий промежуток времени опросить всех учащихся по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом для всех без исключения одну и ту же шкалу отметок; Наряду, с контролирующей, программа имеет и обучающую функцию; Использование обучающего потенциала тестов является эффективным направлением в практической реализации единства обучения и контроля;

Слайд 8

Проверка на уровне узнаваемости Не исключается возможность случайного выбора правильного ответа Если вариантов мало – есть вероятность списывания Отрицательные стороны

Слайд 9

Описание применяемого новшества (предмета обобщения). В свете подготовки к ЕГЭ при обобщении и углублении курса химии я провожу тестирование учащихся 10 -11 класса по каждой пройденной теме с 2006 г. В качестве измерителей знаний мною используются : Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриелян Издательство «Дрофа » г. Москва Авторы: О. С. Габриелян, Березкин П. Н.Ушакова А. А. 10 , 11 класс Проверочные работы (в двух частях) к учебнику Химия 11 О.С.Габриеляна Авторы: И.Ю.Горячева, Н.А.Бурмистрова . Издательство «Лицей» г. Саратов. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ.

Слайд 10

ЕГЭ. Химия. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С Издательство Авторы: Лидин Р. А. Химия ЕГЭ – 2009 тематические тесты Издательство «Легион» Ростов-на-Дону Авторы: В. Н. Доронькин , А. Г. Бережная, Т.В Сажнева , В. А. Февралева Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии Тесты учебно-информационного сайта КонТрен –Химия для всех Многие задания компоную или разрабатываю сама, используя Конструктор сайтов.

Слайд 11

Проверочные работы (в двух частях) к учебнику Химия 11 О.С.Габриеляна Авторы: И.Ю.Горячева, Н.А.Бурмистрова . Издательство «Лицей» г. Саратов. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ. Задания построены в тестовой форме. Каждое из них содержит один правильный вариант ответа или более. Есть задания, требующие записи пропущенного в тексте слова или словосочетания. Система обучающих заданий: творческий уровень. Задание выполнено, если приведены формулы, уравнения химических реакций, указаны условия их проведения.

Слайд 12

Темы тестов (1часть) Строение атома(2) Периодический закон(1) Химическая связь(2) Классификация химических реакций(1) ОВР(1) Скорость химических реакций(1) Обратимость химических реакций. Химическое равновесие (1) Электролитическая диссоциация (1) Гидролиз(2) Классификация неорганических веществ (1) Дисперсные системы и растворы (1)

Слайд 13

Темы тестов (2часть ) Классификация органических веществ (3) Металлы(3) Электролиз (1) Неметаллы(3) Неорганические и органические кислоты (2) Неорганические и органические основания(2) Амфотерные неорганические и органические соединения (2) Генетическая связь неорганических веществ(1) Генетическая связь органических соединений(1 )

Слайд 14

Тренировочный тест Тема : Строение атома А 1. Из каких частиц состоит атомное ядро? 1)из протонов и электронов 2)из нейтронов и протонов 3) из протонов 4) из нейтронов А 2. Число электронов в атоме равно: 1) числу нейтронов 2) числу протонов 3) номеру периода 4) номеру группы А 3. К р-элементам относятся :1) К 2) Na 3) Mg 4) Al А 4. Элементу, образующему оксид ЭО, соответствует схема распределения электронов : 1) 2,8,1 2)2,8,6 3)2,8,2 4)2,5

Слайд 15

Примеры тестовых заданий : Строение атома . Ядро имеет ____ заряд, численно равный количеству ____ в ядре. Доказательством волновых свойств электрона являются :__________________ Принцип неопределенности Гейзенберга показывает, что невозможно одновременно точно определить ________ и ______________ электрона. На одной орбитали находятся электроны, которые отличаются ____________________________

Слайд 16

При выполнении работы я ставлю следующие цели : Помочь учащимся организовать работу по формированию основополагающих знаний школьного курса. Применять умения на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей (закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков). Использовать содержание работ не только для контроля, но и для обучения. Отрабатывать решение различных типов задач по химии, что является критерием творческого усвоения предмета.

Слайд 17

Хороший тест позволяет проверить не только какие-то конкретные задания, но и сформировать у тестируемых систему предметных и общеинтеллектуальных умений, осознанность способов деятельности (это второй план заданий, возможно являющийся главным). Второй план тестовых заданий просматривается в формулировках заданий: не только «вычислить», «решить», но и «сравнить», «выбрать», «продолжить закономерность», «сопоставить»... Все тесты мною составляются с учетом уровней усвоения. Задания в тестах отличаются по своим дидактическим целям : Простое воспроизведение материала. Сравнение и анализ. Творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях. Решение задач различных типов сложности

Слайд 18

Первый уровень - ученический включает два теста: первый - тест «дополнения» - он представляет собой задания с пропуском слов (числа, формулы) предложения. Второй вид - «напоминание». Тесты формулируются в виде прямого вопроса, на который ученик должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом, формулой. Второй уровень - альтернативный. Он состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого надо определить. Тест выполняется в виде графического диктанта. К этому же уровню относится выборочный тест, состоящий из правильных или неправильных ответов, а учащийся делает выбор. Третий уровень - тест «Сличения» - подбор правильных ответов. Задания состоят из данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами, выполнение задания сводится к поиску этих данных. Тест «Ранжирования» представляет собой перечень объектов (формулы, величины), которые должны быть распределены по порядку (не более 10). Четвертый уровень - творческий. Учащиеся моделируют экспериментальные установки из предложенного оборудования и реактивов для получения газов или осадков. Ответы на эти тесты не разрабатываются.

Слайд 19

ТЕСТ «ДОПОЛНЕНИЯ» В пропуски следует вставить слова шифры, формулы. Чистые металлы в твердом состоянии - это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя .... В узлах кристаллической решетки находятся .... а между ними перемещаются .... Ряд металлов расположенных по ослаблению их восстановительной способности, называется ... рядом. Металлы расположенные в электромеханическом ряду до ..., вытесняют его из кислот. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока, называются .... Отрицательно зараженный электрод, на поверхности которого имеется избыток электронов, называется .... Положительно заряженный электрод, у которого недостаток электронов, называется ....

Слайд 20

ТЕСТ «НАПОМИНАНИЕ» (по теме «Металлы») Какая связь характерна для металлов? Чем объясняется высокая тепло- и электропроводность металлов? Какие металлы обладают наибольшей электропроводностью? Как называется металл, применяемый в электролампах в качестве самого тугоплавкого? Какие металлы режутся ножом? Почему металлы обладают металлическим блеском?

Слайд 21

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ( по теме «Металлы I , II групп») Ответы «да» и «нет» изображаются соответственно - и ~. Вариант 1 - металлы I группы, вариант 2 - металлы II группы. Атомы металлов на внешнем слое имеют один s -электрон. Атомы металлов на внешнем слое имеют два s -электрона. В природе встречаются только в виде соединений, Эти металлы называются щелочными. Эти и металлы называются щелочно - земельными. На воздухе легко окисляются, поэтому их хранят в закрытых сосудах под слоем керосина. Легко режутся ножом. Режутся ножом но с трудом. Легко окисляются водой, образуя гидроксиды и водород. По химическим свойствам гидроксиды этих металлов слабее. Пары одного из металлов окрашивают пламя в желтый цвет. Растворимые соли этих металлов обусловливают жесткость воды. Соли этих металлов входят в пищевые продукты. Катионы этого металла используются в катионитах для устранения жесткости воды.

Слайд 22

ВЫБОРОЧНЫЙ ТЕСТ (по теме «Металлы») Следует выбрать правильные ответы. На внешнем электронном слое мало электронов (1-3). Располагаются в конце малых и больших периодов. Для завершения внешних электронных слоев присоединяют электроны и являются окислителями Обладают металлической связью, имеют металлический блеск. Характерна высокая пластичность, тепло- и электропроводность. С кислородом образуют кислотные оксиды. Легко отдают валентные электроны и переходят в положительно заряженные ионы. Как восстановители вступают в реакции с различными окислителями.

Слайд 23

ТЕСТ «СЛИЧЕНИЯ» (Подбор правильных ответов по теме «Металлы») Из данных второго столбца подобрать химические вещества, соответствующие утверждениям в первом столбце. Твердые однородные системы компонентов с характерными свойствами металлов. Самородные металлы. Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе водных растворов щелочных и щелочноземельных металлов. Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, укажите металлы, вытесняемые медью из растворов их солей. Метал, применяемый в электротехнике и металлургии для получения коррозионно-стойких сплавов, в самолето - и автомобилестроении как конструктивный материал, для изготовления бытовой посуды. Щелочные и щелочноземельные металлы. Водород. Алюминий. Ртуть, серебро, платина, золото. Сплавы. Цинк. Бериллий. Медь, серебро, платина, золото. Медь.

Слайд 24

Перфокарта для проверки тестов 1 2 3 4 5 6 7 8 1 4 2 3 3 2 4 1

Слайд 25

Анализ результатов изученного опыта и возможности его использования в иных условиях. Таким образом, я могу выделить положительные моменты применения тестовых заданий на своих уроках: устранена возможность подсказок и списывания повысилась объективность оценки знаний резко возросла познавательная активность учащихся при изучении химии (по завершении контрольной работы правильность ответа проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой) улучшилась психологическая атмосфера в классах учитель может оперативно получить объективную картину успеваемости. содержание работ носит контролирующий и обучающий характер. возможность ученика объективно определить свой рейтинг среди других учащихся.

Слайд 26

Задача мониторинга - получение информации о том, на какой стадии процесса движения к цели находится каждый ученик, насколько успешно он преодолел предыдущий этап, какие трудности у него возникли при изучении материала. Только на основе этой информации учитель может действительно управлять учебным процессом. Поэтому, очень ценным считаю использование промежуточного мониторинга - отслеживание результатов тестирования, анализ ошибок Важным условием реализации технологии является мониторинг

Слайд 27

Мониторинг тестирования учащихся 11 классов Тема теста %качества % обученности ПЗ и ПСХЭ Строение атома 59 92 Строение вещества 52 95 Скорость химических реакций. Химическое равновесие 82 90 Теория электролитической диссоциации. Гидролиз 49 93 Химические реакции 52 100

Слайд 28

Мониторинг тестирования учащихся 11 класса Тема теста % качества % обученности Классификация веществ 58 100 Металлы 53 96 Неметаллы 50 100 Генетическая связь 52 100 Решение расчетных задач 48 95 Итоговая контрольная работа 45 96

Слайд 29

Мониторинг успеваемости учащихся 11 класса 11 класс % качества % обученности Первое полугодие 55,7 100 Второе полугодие 59,5 100 Тестирование 2 часть 51,5 96,4

Слайд 30

Результаты ЕГЭ по химии 2011 год Баллы 0-32 33-55 56-75 76-100 Средний балл 14 человек 0 5 5 4 62,6 % 0 35,7 35,7 28,6

Слайд 32

Тестовые задания способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, повышают прочность и глубину знаний. Контроль за качеством усвоения материала конкретным учеником осуществляется на каждом уроке. Это снижает нежелательный психологический эффект контроля (чувство страха, стрессовые явления). Дает возможность каждому ученику проявить себя, показать необходимость знаний. Продуктивное, творческое обучение формирует творцов новых знаний. Учитель- ученик в процессе активного взаимодействия. Заключение

Слайд 33

Используемые материалы Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42. /8/ Аллахвердиева Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения//Высшее образование в России. №2, 1993. С. 102-104. Кирилкин А. Можно ли бороться со "шпаргализацией'7/Высшее образование в России. №2, 1995. С. 126-128. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). - М.: Высш.шк ., 1990. - 112 с. /12/ Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России. №3, 1994. С. 20-26. 161 Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования//Высшее образование в России. №1, 1996. С. 122-125. /4/ Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С, Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102. /3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование методов обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся пример...