Туризм как форма внеурочной деятельности по физике.
статья по физике по теме

Труфанова Ольга Николаевна

Статья - обобщение опыта внеурочной деятельности на границе физики и туризма и презентация с тезисами статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_kak_forma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_fizike.rar541.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Труфанова,

учитель физики МБОУ СОШ № 14

города Архангельска

ТУРИЗМ КАК ФОРМА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

В недалеком прошлом естественно научные предметы школьной программы обладали для детей высокой привлекательностью. Физика, как и химия, были источниками «чуда». Большинство людей в возрасте от 30 лет, могут вспомнить, какие яркие впечатления вызывали опыты по физике и химии, показанные учителем или проведенные самостоятельно на уроке. Причем природная детская любознательность способствовала развитию желания повторить это чудо. Стремление повторить, видоизменить, приспособить к имеющимся дома условиям и материалам увиденный в школе опыт лежал в основе детского научного и технического творчества.

Советская промышленность, вероятно, по заказу соответствующих министерств, для развития такого творчества выпускала соответствующие наборы. Наверняка вы еще помните электроконструкторы, фотоконструкторы, наборы «Юный химик» и «Юный электрик», электрические двигатели на 3,5В, портативные ДВС и реактивные твердотопливные двигатели.

В значительной мере развитию способствовала относительная примитивность детских игрушек и отсутствие копьютера в современном его понимании.

Однако даже в 80 годы отмечалась недостаточная практическая направленность естественнонаучного образования. В предверии реформ образования много говорилось об усилении практической направленности программы по физике. Однако реальная жизнь распорядилась иначе.

Расширение номенклатуры детских автоматических и полуавтоматических игрушек ликвидировало саму потребность в детском творчестве. Тому же способствовало широкое распространение персональных компьютеров и многочисленных игр для них. Чудо, даже самое невероятное, противоречащее законам природы, можно совершать в вертуальном мире, из которого некоторые дети выходят лишь на время сна и вынужденного похода в школу.

Опасение родителей за жизнь городских детей резко сократило их пребывание на улице и еще полнее привязало к вертуальной реальности.

Позиция, согласно которой «задача школы готовить не творцов, а компетентных потребителей», сочетающаяся с ужесточением правил техники безопасности, окончательно ставит крест на идее самостоятельного детского научного и технического творчества. Теперь не только смешно, но уже и преступно требовать, чтобы выпускник мог закрутить лампочку или, не дай бог, отремонтировал какой-либо электроприбор. Только при наличии группы допуска.

Разумеется, все вышеупомянутые изменения в комплексе с сокращением учебного времени, гуманитаризацией образования привели к снижению интереса и к физике, и к остальным естественнонаучным предметам.

Как следствие резко снизилась способность школьников решать задачи практической направленности. Уменьшилось число тех, кто интересуется предметом «физика», прекратилось обсуждение опытов и явлений при повседневном общении учащихся. Физика становиться приоритетной дисциплиной лишь тогда, когда остро встает вопрос о поступлении в учреждения профессионального образования. Между тем основной курс физики к этому моменту остается позади.

Может показаться, что ситуация, где учитель в одиночку против современной жизни, безвыходна. Однако, я такой выход в своей работе нашла много лет назад. Это внеурочная туристическая деятельность. Вообще туризм - благодатная почва для любого предметника, а для физика особенно.

Осознание того, что организация внеурочной деятельности детей должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе в настоящее время подкрепляется введением ФГОС ОО.

Туристический поход, а я имею в виду не выезд на пикник, а именно поход, позволяет решить огромный перечень педагогических задач. Начнем с того, что мы вырываем ребенка из вертуальной среды и переносим в естественнонаучную среду. Причем делаем это не насильственно, а на добровольной основе. Разумеется, новая, совершенно незнакомая обстановка порождает массу вопросов, в том числе и физического содержания. Ответить на эти вопросы на основании вертуального опыта они не могут. Таким образом, рождается интерес к предмету, и возникают условия для самостоятельного добывания знаний.

Туризм обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Занятия туризмом обеспечивают в полной мере условия

для существенного повышения мотивации и интереса к учению

для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий,

для физического развития и сохранения здоровья

Сам поход является многоэтапнымным процессом. В нем выделяют подгодовительный этап, собственно поход и аналитический этап. На каждом этапе возникает благодатная возможность для активного, в том числе самостоятельного получения физических знаний.

Любой элемент туристического похода наполнен глубоким физическим содержанием. Достаточно привести некоторые примеры:

Походный рюкзак

Явление смачивания. Давление твёрдых тел. Способы уменьшения (увеличения) давления. Условие равновесия.

Походная палатка

Явление теплопроводности. Явление смачивания. Конденсация и испарение. Влажность воздуха. Силы упругости. Силы трения. Условие равновесия.

Костёр

Виды теплопередачи. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплота сгорания. Удельная теплота парообразования. Сохранение и превращение энергии.

Природное

явление:  роса

Испарение и конденсация. Влажность воздуха. «Точка росы». Поверхностное натяжение. Явление смачивания. Отражение света. Преломление света. Дисперсия света.

Полученные знания в походе имеют для ребенка жизненно важное значение и, разумеется, они уже не требуют принудительного заучивания. Завершение одного похода рождает желание организовать новый. Таким образом, возникает возможность сделать процесс познания непрерывным и разнообразным по формам осуществления.

Остановимся на формах организации внеурочного образовательного процесса на каждом этапе похода.

Подготовительный и аналитический этапы похода

работа над проектами «Туристская одежда и обувь» «Мой удобный походный рюкзак», «Туристское снаряжение глазами физика», «Моя походная кружка», «Походное меню», «Различные походные источники света и пути их модернизации»

учебно-практические  конференции

практические занятия по решению физических задач с туристическим уклоном

дискуссии различного характера;

викторины

уроки с обсуждением походных вопросов и заданий при изучении соответствующей темы

Поход

ролевая проба «Я штурман, я руководитель группы, я повар, я костровой, я медсестра, …»

проектная (исследовательская) деятельность: «Измерение расстояния до недоступных объектов», «Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться в лесу», «Нахождение сторон света без компаса», «Явление испарения в природе и в походной жизни», «Походный костер глазами энергетика», «Теплопередача в нашей походной жизни», «Проявление давления и силы давления в природе», «Встреча с разными природными силами», «Сила трения в окружающем меня мире», «Освещение в походе» и т.п.

практические, экспериментальные задания:

«Определите длину своего шага, не имея никаких измерительных приборов кроме часов с секундной стрелкой».

«Определите среднюю скорость туристов своей группы».

«Посмотрите, какую форму имеет роса на листьях разных растений и трав. Сравните и попытайтесь объяснить результат наблюдения».

«Пронаблюдайте за каплями дождя, падающими на асфальт, лист бумаги, придорожную пыль. В чем отличие и почему?»

«Определите примерную скорость, с которой вы бросаете горизонтально мяч».

«В бутылку тонкой струйкой вливайте воду. Обратите внимание на звук: меняется ли он по мере заполнения бутылки. Как объяснить результат опыта?»

«Поставьте в котелок с водой кружку, в которую налито столько воды, чтобы она плавала вертикально. Повесьте котелок над костром и дождитесь, чтобы вода в котелке закипела. Будет ли кипеть вода в кружке? Объясните результат».

«Определите скорость течения реки а) на разных ее участках, б) в разных местах русла».

«Используя иглу и камень, определение направление сторон света».

практические занятия: «Способы разведения костра», «Наш тёплый походный дом», «Готовим обед на костре», отработка навыков завязывания туристских узлов – конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

беседы у костра «Поговорим о костре», «Послушайте, как шумят деревья. А почему они шумят? Какова природа этих звуков?»

конкурсы:

Кто больше придумает и покажет физических опытов с медицинским инвентарем: а) шприцем; б) пипеткой; в) пустым медицинским флакончиком; г) бинтом.

Кто сможет больше показать опытов со а) спичкой; б) коробкой спичек; в) стаканом, г) ножом.

викторины с вопросами туристического содержания:

Почему при колке дров расстояние до чурки должно быть равно сумме длин руки и топора? Как выгоднее держать руки с топором в момент удара по чурке прямыми или согнутыми?

Из лиственницы и березы не делают плоты, т.к. они тонут. Какова плотность их древесины?

Бревно, какой породы надо доложить в костер, что бы оно горело долго?

Поверхность болот покрыта торфом. Он образован остатками отмирающих растений. Почему на болоте нельзя ходить след в след? Почему шаги на болоте надо делать широкими?

Пенополиуретан диэлектрик. Он состоит из закрытых воздушных пузырьков, что позволяет организовать ночевку на снегу. Возможно, ли таким образом использовать вспененные проводники? Почему? Какие породы деревьев могут заменить пенополиуретан? (Теплопроводность, типы химических связей, электропроводность, видовой состав голосеменных растений)

Чистая вода замерзает быстрее, чем сладкая вода. Вода, содержащая один моль сахара, замерзает быстрее, чем вода, содержащая один моль поваренной соли. Объясните причину различий.

Хлопчатобумажная ткань легко промокает от воды, т.к. имеет полярные молекулы. Жиры не смешиваются с водой, но смачивают ткань, делая ее не промокаемой. Почему? Какое строение имеют молекулы жира?

Почему лыжи из древесины натирают воском или жиром для лучшего скольжения?

Карабины из алюминия легкие и всегда жирные на ощупь. Почему их редко используют для переправы людей? Почему они сильно истирают веревки.

При температуре 25оС гальваническая батарея обеспечивает максимально возможную яркость свечения фонаря. Как изменится яркость свечения при понижении температуры до 0оС? Почему?

Мною представлена лишь небольшая выборка из комплекса заданий, вопросов для обсуждения.

Вопросы и задания к викторинам и конкурсам можно также подобрать из книги Л.Д. Гармаш, В.И. Елькин, Э.М. Браверман "Физика и астрономия в походе и на природе"

При внимательном рассмотрении мы можем на каждом шагу выделять комплексные ситуации и применять их для овладения учащимися универсальными учебными действиями.

Работа над вопросами и заданиями хорошо «вписываются» в любой этап похода: будь то подготовка к походу, сам поход или экспедиция, подведение итогов. Дети увлекаются ненавязчивыми беседами об окружающей природе и зачастую сами находят вопросы для обсуждения, активно ищут ответы на возникшие «Почему?». При этом стираются межпредметные границы, внутрипредметная и межпредметная интеграция становится самопроизвольной.

Занятие туризмом – кропотливая работа. Учителя-предметники, классные руководители – люди заинтересованные и в развитии детей, и в результатах их обучения и воспитания, в оздоровлении. Но любой предметник может включаться в туристическую работу классных руководителей или специалистов допобразования, разработать для этих целей программу внеурочных теоретических занятий, а практическая часть будет реализовываться специалистом. К сожалению , туризм требует постоянной работы учителя и отнимает много времени, не гарантируя сиюминутного результата.

Но всё же любые десять минут, на которые удастся оторвать наших школьников от телевизионного ящика, от компьютерных игр – все во благо. А если их удастся вытащить их на природу, то вдвойне. А если при этом удастся задать им вопрос по физике, то втройне. А если услышать ответ – я уж не знаю, во сколько раз будет лучше. Но во много!

Привлечение туристической деятельности применительно к  преподаванию физики способствует овладению учащимися универсальными учебными действиями, приводящими к следующим результатам:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Общие предметные результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование внеурочной деятельности по физике для 5-7 классов «Прекрасный мир физики».

Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой многих нау...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Рабочая программа и КТП по туризму в рамках внеурочной деятельности ФГОС

Разработанная мною программа и КТП по туризму, способствует не принуждённому внедрению спортивного туризма в массы, через его популяризацию. материал легко усваиваемый и интересный, темы в каждом реги...

Семейный туризм как форма досуговой деятельности

В статье речь идет о семейном туризме,  как одной из форм  досуговой деятельности.https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-turizm-kak-forma-dosugovoy-deyatelnosti/viewer...

Конспект занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике»

Конспект  занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике» предназначен для учащихся 7-9 классов...

Использование игровых форм во внеурочной деятельности по физике

На современном этапе развития системы образования как важнейшей составляющей цивилизационного развития особую значимость приобретает естественнонаучное образование обучающихся.  Программа внеуроч...

"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"

Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною   ...