Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Григорьев Юрий Михайлович

Рабочая программа по физике 9 класс у чебнику А. В. Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

 «Средняя общеобразовательная школа № 57»

 «Рассмотрено»                                   «Согласовано»                          «Утверждено»

Руководитель МО                                     Заместитель директора                      Директор МБОУ г. Астрахани

_____________/_____________/            по УВР МБОУ г. Астрахани                  «СОШ № 57»

 Протокол МО №__ от                              «СОШ № 57»                                  _________________/Н.В. Юшко/

     «____»_____________2012 г.       _____________/______________/            Приказ № ____ от              

                                                               «____»_____________2012 г.                 «____»______________2012 г.          

 

Рабочая программа

по предмету физика

Класс:9

Учитель: Григорьев Юрий Михайлович

Категория: первая

                                                                  Принято на заседании

                                                                      Педагогического совета

                                                            протокол № ____

                                                                                              от «___»_____________2012   г.

2012   -  2013  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

                                             

Технология обучения

         В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

1.     Законы взаимодействия и движения тел

2.     Механические колебания и волны. Звук.

3.     Электромагнитные явления.

4.     Строение атома и атомного ядра.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Классно-урочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Применение мультимедийного материала.

·        Решение экспериментальных задач.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать:

         Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.

         Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.

         Учащиеся должны уметь: 

·        Пользоваться секундомером.

·        Измерять и вычислять физические величины.

·        Читать и строить графики.

·        Решать простейшие задачи.

·        Изображать и работать с векторами.

·        Определять направление тока.

Содержание.

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

3. Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

4. Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Лабораторные работы:

1.     Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

2.     Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

3.     Изучение явления электромагнитной индукции.

4.     Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

 

Календарно – тематическое планирование

по  физике

                                                                                                                               

Класс: 9в

Количество часов: 70ч.

В неделю  -  2 часа.

Плановых контрольных работ:  4

Административных контрольных работ:  3

Планирование составлено на основе: «Рабочие программы по физике 7-11 кл.»

Москва. Издательство «Глобус»

Учебник: физика. 9 класс.  А.В.Перышкин  Гутник Е.М.

  Москва «Просвещение» 2010

Дополнительная литература:

1) Сборник задач по физике 7 – 9 кл. В.И.Лукашек.

2)  Сборник задач по физике 7 – 9 кл. А.В.Перышкин.

3) Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (27Ч)

1.

1-2

Механическое движение.

1

2.

2-3

Траектория, путь и перемещение.

1

3.

4.

Прямолинейное равномерное движение.

1

4.

4.

Графическое представление движения.

1

5.

5-6

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

6.

7-8

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

1

7.

6,7,8

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

8.

6,7,8

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

9.

9

Относительность механического движения.

1

10.

9

Оценка погрешностей измерения.

1

11.

Лабораторная работа№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

12.

Повторить 1-9

Контрольная работа №1 по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение».

1

13.

10.

Первый закон Ньютона.

1

14.

11.

Второй закон Ньютона.

1

15.

12.

Третий закон Ньютона.

1

16.

10,11,12.

Третий закон Ньютона.

1

17.

13,14.

Свободное падение. Движение тела, брошенного вверх.

1

18.

13,14.

Решение задач на свободное падение тел.

1

19.

15.

Закон всемирного тяготения.

1

20.

16,17.

Сила тяжести и ускорение свободного падения.

1

21.

18,19.

Равномерное движение по окружности.

1

22.

18,19.

Решение задач на движение по окружности.

1

23.

20.

Движение искусственных спутников Земли.

1

24.

21,22.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

25.

22,23.

Реактивное движение.

1

26.

Механическое движение.

1

27.

Повт. 10-23.

Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики».

1

                                     

Раздел II. Механические колебания и волны. Звук. ( 11 часов).

28.

24,25.

Свободные и вынужденные колебания.

1

29.

26,27.

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

30.

26,27.

Лабораторная работа №2 « Измерение ускорения свободного падения».

1

31.

28,29.

Превращение энергии при колебаниях.

1

32.

31,32,33

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1

33.

33.

Волны в среде.

1

34.

34.

Звуковые волны.

1

35.

35,36.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

36.

37,38.

Распространение звука. Скорость звука.

1

37.

39,40.

Отражение звука. Эхо.

1

38.

Повт. 30-40.

Механические колебания и волны. Звук.

1

                             

РАЗДЕЛ III.  Электромагнитное  поле. (14 часов)

39.

43,44.

Магнитное поле.

1

40.

45.

Графическое изображение магнитного поля.

1

41.

46.

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

42.

47.

Индукция магнитного поля.

1

43.

47.

Решение задач.

1

44.

48.

Магнитный поток.

1

45.

49.

Явление  электромагнитной индукции.

1

46.

49.

Лабораторная работа №3 «Изучение электромагнитной индукции».

1

47.

50.

Получение переменного электрического тока.

1

48.

51.

Электромагнитное поле.

1

49.

51.

Электромагнитные волны.

1

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

50.

52.

Контрольная работа №3. Шкала электромагнитных волн.

1

51.

53,54.

Электромагнитная природа света.

1

52.

Повт.43-54.

Электромагнитное поле.

1

       

РАЗДЕЛ IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (18 часов)

53.

55.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

54.

56.

Строение атома. Схема опыта Резерфорда.

1

55.

57,61,63.

Радиоактивные превращение атомных ядер.

1

56.

58.

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

1

57.

62,64.

Открытие протона и нейтрона.

1

58.

62,64.

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

59.

65.

Энергия связи. Дефект масс.

1

60.

65.

Энергия связи. Дефект масс.

1

61.

66,67.

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

1

62.

66,67.

Ядерный реактор.

1

63.

66,67.

Лабораторная работа №4.

1

64.

72.

Термоядерные реакции.

1

65.

68,69.

Атомная энергетика.

1

66.

70.

Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

67.

Повт.55-72.

Строение атома и атомного ядра.

1

68.

Контрольная работа №4.

1

69.

Резерв.

1

70.

Резерв.

1

ИТОГО

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...