календарно -тематическое планирование по физике 7 класс
рабочая программа (физика, 7 класс) на тему

календарно-тематическое планирование 7класс по физике составленное на основе примерных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_kalend-tematich_planirovanie_7_klass.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС.

 

Физика и физические методы изучения природы. – 6 Ч. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира

1

Инструктаж по ТБ. Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях.

2

Физические приборы. Физические величины и их измерение.  

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин температуры и длины.

3

Погрешности измерений. Международная система единиц.  

Уметь определять цену деления приборов, знать алгоритм вычисления цены деления шкалы прибора, уметь записывать величины с учетом погрешности.

4

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №1

 «Определение цены деления шкалы

измерительного прибора, измерение температуры, длины»

 

Уметь определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки)

уметь определять погрешность измерения длины, температуры.

5

Физический эксперимент и физические

 законы.

Лабораторная работа №2  «Измерение

 длины, температуры, измерение объема жидкости и твердого тела». Инструктаж по ТБ.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. Уметь определять с помощью  измерительного цилиндра (мензурки)

 объем налитой в него жидкости и объем тела.

6

Роль физики в формировании научной картины мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

Тепловые явления.– 6 Ч. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Взаимодействие частиц вещества.

7

Строение вещества. Молекулы.

 Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел»

 Инструктаж по ОТ  (выполняется дома).

Уметь объяснять строение и свойства вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Знать понятие молекулы вещества. Уметь выполнять измерения способом рядов.

8

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Уметь описывать и объяснять диффузию.

9

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

10

Три состояния вещества.

Уметь объяснять некоторые механические свойства твердых тел, жидкостей и газов.

11

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Уметь объяснять свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул.

12

Решение задач «Первоначальные сведения о строении вещества»

Уметь показывать полученные знания при решении задач.

Механические явления.  55 ч.

 Механическое движение. Равномерное  и неравномерное движение. Траектория. Путь. Относительность движения. Скорость равномерного прямолинейного   движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. График зависимости пути от времени  и скорости от времени. Методы измерения объема и плотности. Измерение  объема  и определение плотности жидкости». Методы измерения силы. Правило сложения сил. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Закон Паскаля. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром- анероидом. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.  Условие плавания тел. Работа. Методы измерения работы. Мощность. Методы измерения мощности. Условие равновесия рычага. Момент силы. КПД. Потенциальная  взаимодействующих тел и кинетическая  энергия.  Методы измерения энергии. Закон сохранения энергии.

13

Механическое  движение.

Знать понятие механического движения.

14

Равномерное и неравномерное движение.

Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение.

15

Скорость. Единицы скорости.

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

16

Расчет пути и времени движения. Лабораторная работа №4  «Измерение скорости равномерного движения»  Инструктаж по ТБ

Выражать результаты  расчетов в единицах Международной системы. Определить зависимость пути от времени при равномерном движении. . Измерить скорость.                 

17

 Явление  инерция

Знать определение явления инерции. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

18

Взаимодействие тел

Знать физическую сущность процесса взаимодействия тел.

19

Масса тела.  Единицы массы.

Знать и понимать смысл физической величины масса тела.

20

Плотность вещества.  

Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества.

21

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Знать и понимать смысл физических  величин, знать формулы расчета массы, объема, плотности.

22

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4  «Измерение массы, плотности твердого тела, плотности жидкости»

Уметь определять массу твердого тела с помощью весов и объем с помощью   измерительного  цилиндра.

23

Решение задач на расчет массы тела по его плотности.

Уметь решать задачи по нахождению массы, объема и плотности тел.

24

Сила. Лабораторная работа №5  «Измерение силы   динамометром». Инструктаж по ТБ.

Знать и понимать смысл физической величины сила, уметь измерять силу при помощи динамометра.

25

Явление тяготения. Сила тяжести.  

Знать понятие силы тяжести и зависимость силы тяжести от массы тела.

26

Сила, возникающая при деформации. Лабораторная работа №6   «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Инструктаж по ТБ.

Уметь объяснять причины возникновения сил упругости, формулировать закон Гука. Уметь исследовать  зависимость силы упругости от удлинения пружины, измерять  жесткость  пружины

27

Вес тела

Знать понятие веса тела и отличие веса тела от силы тяжести.

28

Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. Лабораторная работа №7   «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Инструктаж по ТБ.

Знать единицу силы и связь между силой тяжести и массой тела, уметь исследовать  зависимости силы тяжести от массы тела.

29

Сила трения.

Знать причины появления силы трения, возможность ее уменьшения, факторы от которых зависит численное значение силы трения.

30

Трение скольжения, качения, покоя. Лабораторная работа  №8  «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». Инструктаж по ТБ.

Знать понятие силы трения покоя, особенности этой силы, роль трения в природе и технике, уметь измерять коэффициент трения скольжения.

31

Решение задач «Графическое изображение и сложение сил».

Уметь применять полученные знания к решению задач.

32

 Графическое изображение сил. Сложение сил, действующих по одной прямой. Равнодействующая сил. Лабораторная работа №9    «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой».

Знать понятие равнодействующей сил направленных по одной прямой.

Инструктаж по ТБ.

33

Контрольная работа №1  «Взаимодействие тел»

Уметь применять полученные знания к решению задач.

34

Давление. Давление твердых тел. Единицы давления.

Знать смысл физической величины: давление. Уметь использовать физические приборы для измерения давлении

35

Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач на вычисление давления.

Знать способы уменьшения и увеличения твердых тел. Уметь решать задачи по данной теме.

36

Давление газа. Давление в жидкости и газе.

Знать физический механизм давления газа на стенки сосуда. Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления  в жидкостях и газах.

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Знать закон Паскаля, различие передачи давления между жидкостями, твердыми телами и газами.

38

Расчет давления. Решение задач на расчет давления на дно и стенки сосуда.

Знать формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

39

Сообщающие сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Уметь обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Уметь объяснять действия водомерного стекла, шлюза, водопровода, фонтана.

40

Вес воздуха.  Атмосферное давление.

Знать причины возникновения атмосферного давления.

41

 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Знать физическую сущность опыта Торричелли.

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Знать устройство и принцип действия данного типа барометра, объяснять физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.

43

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Уметь использовать физические приборы для измерения давления. И область их применения

44

Решение задач на расчет давления.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Знать смысл закона Архимеда.

46

Архимедова сила.

Знать правило для вычисления архимедовой силы.

47

Лабораторная работа №10  «Измерение архимедовой силы». Инструктаж по ТБ.

Обнаружить на опыте выталкивающее действие  жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.

48

Плавание тел.

Знать условия при которых тело тонет, плавает, всплывает.

49

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11   «Изучение условий плавания тел».

Выяснить на опыте условия, при которых тело плавает и при которых тонет.

50

Решение задач по теме «Архимедова сила»

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

51

Плавание судов. Воздухоплавание.

Знать понятие подъемной силы воздушного шара и 1м3 газа, область использования воздушных шаров-зондов

52

Решение задач «Плавание тел. Воздухоплавание»

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

53

Решение задач «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

54

Контрольная работа №2   «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

55

Механическая работа. Единицы работы.

Знать/ понимать смысл физической  величины  работа, формулу для ее расчета, единицу ее измерения.

56

Мощность. Единицы мощности. Лабораторная работа №12  «Измерение мощности». Инструктаж по ТБ.

Знать/ понимать смысл физической  величины  мощность, единицу ее измерения.

57

Решение задач  «Механическая работа. Мощность»

Уметь решать задачи по данной теме.

58

Простые механизмы.  Рычаг  равновесие сил на рычаге.

Использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для рационального использования  простых механизмов.


59

Момент силы.  Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа   №13  «Исследование условий равновесия рычага».

Знать понятие момента силы, правило рычага через момент сил. Уметь выяснить при каком соотношении сил и их плеч рычаг находиться в равновесии, проверить правило моментов.

60


Применение закона равновесия рычага к блоку. Решение задач «Равновесие тел»

 «Нахождение центра тяжести плоского тела».  Стр. 185 учебника, знать как


 находить центр тяжести  плоской картонной фигуры  произвольной формы,

61

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

Знать понятия подвижного и неподвижного блоков, знать «золотое правило механики»

62

КПД механизма.  Решение задач «КПД механизмов»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД.

63

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14   «Вычисление КПД наклонной плоскости».

Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма ( наклонной плоскости), меньше полной.

64

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия.

65

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

66

Решение задач «Энергия».

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

67

Лабораторная работа №15  «Измерение кинетической энергии тела, измерение изменения  потенциальной энергии  тела». Инструктаж по ТБ.

Установить зависимость кинетической энергии тела от его массы.

Итоговое повторение  1 ч.

68

Обобщающий урок  «Механические явления»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень)  составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...

Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно-тематическое планирование по физике. 11 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно - тематическое планирование по физике 7,8 класс к учебнику А.В. Перышкин.

Данное тематическое планирование включает в себя требования к уроку, т.е что необходимо учащимся знать и уметь наданном уроке....

Календарно-тематическое планирование по физике 10-11 класс.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе УМК  Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева с учетом КЭС и КПУ....

Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...