Развитие компетентностей учащихся способом решения задач экологического содержания на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Титова Галина Александровна

Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Особенно интересна подборка качественных задач , решая которые учащиеся используют знания других предметов и свой небольшой жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_ekolog.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие компетентностей учащихся способом решения задач

экологического содержания на уроках физики

        В условиях прогрессирующего воздействия человека на окружающую среду, которое достигло уже такого размаха, что естественные механизмы природы часто не в состоянии нейтрализовать нежелательные и вредные последствия производственной деятельности людей. Поэтому изучаемые на уроках физики законы, явления и объекты природы, основные направления научно-технического прогресса необходимо рассматривать во взаимосвязи с экологическими проблемами.

        Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Особенно интересна подборка качественных задач , решая которые учащиеся используют знания других предметов и свой небольшой жизненный опыт.

1)        Что для земледелия экологически «выгоднее» - многоснежная или малоснежная зима? ( Многоснежная , так как снег укрывает озимые посевы от вымерзания и при таянье весной хорошо увлажняет землю.) Прилипание мокрого снега к проводам линий электропередачи может привести к их обрыву, что создаёт опасность для жизни. Можно ли быстро избавиться от прилипшего снега?  (Можно, пропустив кратковременно по проводу сильный ток, который расплавит снег.)

2)        Как объяснить  достаточно грозное природное явление сползания снежных лавин с гор? (Так как интенсивность плавления вещества с увеличением давления повышается, то в первую очередь весной начинает плавиться подошва лавины, и последняя устремляется по склону горы вниз с большой скоростью.)

3)        Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Её приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее? (Зимой – вымораживанием, летом – выпариванием.)

4)    На одном из заводов для охлаждения стали требовалось 340 м3 воды. Попробовали охлаждать кипятком – расход воды уменьшился в 22 раза. Почему? (Кипяток, превращаясь в пар, интенсивнее отнимает теплоту  от стали.)

5)        Стекло, хорошо пропуская видимый свет, не пропускает теплового излучения. Объясните на основе этого устройство парников и теплиц.  (Стеклянное покрытие парника, пропуская солнечный свет, не «выпускает» из него внутреннюю энергию в виде теплового излучения. Возникает так называемый парниковый эффект, благоприятный для растений: обеспечивающий им свет и тепло.)

6)        Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в нашей энергетике? Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям? (Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают не стабильно: первые зависят от силы ветра,  вторые  не «работоспособны» в ночное и пасмурное время.)

Учитель физики МБОУ СОШ №18 высшей категории

Титова Галина Александровна


        Развитие межпредметных компетенций при решении

физических задач, связанных с живой природой.

        В 7 классе, когда учащиеся только начали изучать предмет, очень важно заинтересовать детей, поэтому я стараюсь подобрать задачи, связанные с живой природой. Изучая тему «Механическое движение» ,решаем задачи (1,2). При изучении темы «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» решаем задачу (3). Тема «Работа и Мощность» позволяет решить задачи (4,5).

1. Черный стриж летит из места гнездования в район охоты и обратно со скоростью v1=160 км/ч. Сколько времени затратит он на свой полёт, если вдоль траекторий полёта дует ветер (его скорость v2=40 км/ч)? Расстояние между «пунктами» перемещения стрижа 600 км.

2. Самое быстроходное из живых существ – кальмар. Спасаясь от хищников, он вылетает из воды со скоростью 750 км/ч. Сравните его скорость со скоростью чёрного стрижа.

3. Кашалот, имеющий массу 60 т, достиг глубины 1000 м. Рассчитайте производимое на этой глубине давление на него, учитывая, что плотность морской воды 1030 кг/м3.

4. Направляя своё тело в глубину океана могучим движением хвоста, мощность которого 360 кВт, кит при скорости 36 км/ч достигает глубины 1000 м. Какая совершается при этом работа?

5. Какой энергией обладает бегущий со скоростью 40 км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?

 Решать такого содержания задачи детям интересно, они узнают много нового о жизни этих животных.

Учитель физики МБОУ СОШ №18 высшей категории Титова Галина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О развитии творческих способностей учащихся при использовании графического метода на уроках физики»

Использование графического метода в обучении физики для формирования и анализа изучаемых физических понятий....

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Проектная работа учащегося "Способы решения задач по теме «Растворы. Массовая доля растворённого вещества»"

Основная часть данной проектной  работы  включает  в себя  2 раздела: теоретический и практический. В теоретическом  разделе описываются способы решения различных типов задач ...

Развитие компетентностей учащихся на уроках русского языка

Развитие компетентностей учащихся на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ...

Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Статья посвящена проблеме развития познавательных и творческих способностей у учащихся с помощью постановки экспериментальных работ и простых демонстраций на уроках физики....

Блочно-модульное обучение как фактор развития компетентности учащихся

Технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Предлагаю блок-модуль по теме "Слитное и раздельное написание н...