РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по физике на тему

Васильева Диана Николаевна

Статья посвящена проблеме развития познавательных и творческих способностей у учащихся с помощью постановки экспериментальных работ и простых демонстраций на уроках физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Васильева Д.Н. учитель физики ГБОУ гимназии №343

Статья посвящена проблеме развития познавательных и творческих способностей у учащихся с помощью постановки экспериментальных работ и простых демонстраций на уроках физики.

Круг интересов ребят очень обширен, и это необходимо помнить при подготовке к уроку. Одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или техническое применение законов физики. Учитывая особенности учащихся важно развивать их познавательный интерес к физике, подбирая методы проведения уроков различными способами.  Творческий подход при обучении раскрывает скрытые способности учеников, помогая им лучше понять физические законы, явления.

Физическая наука не мыслима без физической лаборатории. Физика – это наука, основанная на эксперименте. Она стремится изучить законы природы и представить их в математическом виде. Поэтому в отличие от многих предметов у физика есть потрясающая возможность привлечения интересов школьников с помощью эксперимента. Физический эксперимент представляет собой не только иллюстрацию тех или иных явлений и закономерностей; он служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических утверждений, развивает умения и навыки учащихся. Особое значение эксперимент имеет на первых порах обучения. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, на сколько удачно подобран и проведен эксперимент во время занятий.

Демонстрации помогают установить контакт учителя с классом. Две любые демонстрации, запланированные при проведении урока, должны быть соединены друг с другом простыми связями. Длинные  математические объяснения полностью пресекают весь положительный эффект проведенного эксперимента.

Пересмотр методики и техники проведения некоторых демонстраций из-за сложности постановки и с целью больше заинтересовать учеников, привлечь их к подготовке эксперимента приводит к необходимости замены старых опытов, обычно используемых при обучении физики [1], на более простые, наглядные. Главное условие проведения таких демонстраций – это отсутствие сложных лабораторных установок, из-за которых обычно теряется весь познавательный интерес учащихся к рассматриваемому явлению, и использование предметов всегда находящихся под рукой. В большинстве таких  опытов есть что-то неожиданное, интересное. Простые опыты, за которыми скрываются изучаемые явления, помогут приблизить физику к жизни, а возможность повторить подобный эксперимент друзьям, родителям сделает урок запоминающимся, а сложные явления понятными. Это важный фактор в развитии познавательного интереса к предмету.

Для демонстрации магнитных явлений возьмите связку ключей или ножницы современные отвертки так же обладают намагниченностью. Изучая  звук можно заставить вибрировать линейку, прижатую к парте; зубья у гребешков с разным расстоянием и числом зубцов в них будут издавать разные звуки.  Эксперименты с электростатикой, когда листок прилипает к стене или воздушный шарик к потолку – ребята охотно найдут ответ причины явления. Опыты по атмосферному давлению вызывают интерес всегда у всех учеников: перевернутый стакан с водой закрытый листом бумаги, соломинка, с помощью которой переносится жидкость. Демонстрация обычного лазерного диска поможет понять явления интерференции. Лазерная указка продемонстрирует законы геометрической оптики. (Примеры подобных опытов есть в литературе см. [3])

   В привлечении интереса к предмету может помочь – домашнее задание. Но не простое, а позволяющее проявить творческие способности. К примеру: изготовление ребятами различных наглядных пособий, приборов. При изучении определенной темы учитель предупреждает, что будет необходимо сделать учащимся к ее окончанию. Дальнейшей работой учащиеся занимаются самостоятельно. Учитель выступает в качестве советчика, корректора действий.  Так ребята изготавливают: при изучении плавления и кристаллизации – выращивают кристаллы, изготавливают свечи; при изучении магнетизма делают электромагнит; в оптике – перископ, калейдоскоп, камеру Обскура; электричество богато поделками домов с действующими схемами проводки; при изучении сообщающихся сосудов – фонтан; при знакомстве с понятием температура – термометр. Можно перечислять еще достаточно много вариантов изготовления наглядных пособий для демонстрации различных явлений. Часть примеров подобных опытов изложена в литературе (см., например, [2]). Но необходимо помнить об особенностях ребят и обязательно предложить альтернативный вариант, возможно, кто–то с большей охотой сочинит вам стихи на заданную тему, или подготовит театрализованное представление законов и изучаемых явлений. Данные здания должны в обязательном порядке присутствовать в обучающем процессе физики. Они помогают творчески подходить к познанию предмета.

Для развития познавательных способностей  учащихся 7 класса с учетом специфики  их возрастных особенностей предлагаю провести ученикам научное исследование, направленное на изучение человека с точки зрения физики. Данное исследование длится учебный год, в течение которого, по мере изучения физических характеристик, законов ребятам предлагается  измерить и рассчитать соответствующие величины: рост (длинна), площадь ладони и подошвы ботинка, массу тела, свой объем, среднюю плотность тела, оказываемое давление при разной площади поверхности (подошва ботинка, стул), работу по подъему (по ступеням, в лифте), развиваемую мощность при беге и ходьбе, свою потенциальную энергию. Так проводя целую серию заданий, ребята видят связь и важность каждого шага в своих работах. Все результаты необходимо сохранить в специальной папке и, к окончанию года у каждого имеется свое небольшое «портфолио».

Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают лабораторные и практические работы. Лишь здесь можно заинтересовать отдельных учащихся. Но из-за не полностью скомплектованной учебной базы может возникнуть ряд трудностей. Не стоит отказываться от проведения лабораторной работы, если ваш класс снабжен не полным комплектом оборудования. Иногда, выход из ситуации могут подсказать сами ученики. Какие-то не сложные установки могут изготовить сами ребята. При проведении лабораторных работ в младших классах помощь может требоваться одновременно многим ученикам, как выйти из положения, если нет помощника – лаборанта? Предлагаю в подобных случаях разбивать ребят на группы (например, по рядам). Так часть учеников могут делать работу, часть оформлять, часть делать дополнительное задание. Лабораторные установки удобней всего расположить или на одном ряду, или на первых партах, возможно и на столе учителя. Так преподавателю будет легче ориентироваться среди учеников и следить за правильностью проведения работы. Ребята будут меняться друг с другом местами по мере выполнения заданий. Единственное условие для проведения таких занятий — это четкая последовательность действий, а достичь этого можно разными путями: предварительно задав задание на дом, оговорив все в классе, проведя опрос. Хочется добавить, что по моим наблюдениям подобным образом поставленная работа дает лучшие результаты, чем наличие оборудования на каждой парте.  

В завершении упомяну о заключительных уроках физики, когда все оценки уже стоят и многие учителя теряются, не зная, как привлечь внимание учеников уже мыслями находящиеся далеко за пределами школы. Предлагаю воспользоваться этим в обучающих целях, отправившись в парк аттракционов (путешествие может быть и мысленное, заранее попросите принести фотографии с аттракционов). Можно повторить, таким образом, ряд явлений, законов. Например: оптику - вспоминая кривые зеркала; механику – «Американские горки», «Цепочки» и «Центрифуга» напомнят о силах Кориолиса; законы электричества освежит в памяти «Автодром»…

Таким образом, для получения эффективного результата в обучении физики необходимо обязательное использование простых наглядных примеров из повседневного окружения школьников и тогда они будут внимательнее наблюдать разные природные явления, задумываться над ними, искать их объяснения, творчески подходить к решению проблем поставленных перед ними.

Литература

  1. Буров В.А., Дубов А.Г., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Румянцев И.М. Демонстрационные опыты по физике – М.: «Просвещение» 1970.
  2. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов – М.: «Детская литература», 1988.
  3. Билимович Б.Ф. Физические викторины – М.: «Просвещение» 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей и творческих возможностей на уроках

В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. В современных д...

Эвристические графические задачи применяемые на уроках черчения с целью развития познавательной активности и творческого мышления учащихся

Творческие, в том числе и эвристические, задачи развивают интуитивное мышление у учащихся. Способность к нему жизненно важна для принятия верных решений, необходимость в которых возникает ежечас...

«Создание условий для развития познавательного интереса и творческого мышления учащихся».

В наш безумный информационный век мы все, независимо от рода занятий, немного канцелярские работники. Это означает, что совершенствование навыков работы с информацией, в определенной степени позволит ...

Курсовая работа: "Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии".

Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии...

Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках математики в профильных классах

В своей работе стараюсь использовать разнообразные приёмы, формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся. Наряду с традиционной подачей учебного материала я провожу:-твор...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

"Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по химии в школе»

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках  и во внеклассной работе....