Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках математики в профильных классах
статья по математике (11 класс) на тему

В своей работе стараюсь использовать разнообразные приёмы, формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся. Наряду с традиционной подачей учебного материала я провожу:

-творческие работы, которые направлены на развитие творческих способностей учеников, развитие интереса к предмету, раскрытие своих умственных возможностей.

-практические работы, которые показывают актуальность учебных тем, необходимость их в житейских ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках математики в профильных классах 

В своей работе стараюсь использовать разнообразные приёмы, формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся. Наряду с традиционной подачей учебного материала я провожу:

-творческие работы, которые направлены на развитие творческих способностей учеников, развитие интереса к предмету, раскрытие своих умственных возможностей.

-практические работы, которые показывают актуальность учебных тем, необходимость их в житейских ситуациях. Развивают у учащихся умение делать выводы, находить самостоятельно решение многих вопросов, затрачивая на работу необходимое именно этому ученику количество времени. Кроме того при выполнении определённого типа заданий дети делают для себя много новых открытий.

-когнитивные карты, которые необходимы при изучении особенно сложных тем. В них показаны образцы выполнения основных типов заданий по теме. Разобран основной материал и содержится тест для самопроверкиэ

-использую опорные схемы, образцы решений и построений.

-система тестов для подготовки к ЕГЭ, которые составлены в форме экзаменационных. Они помогают преодолеть психологический барьер, который у многих существует от боязни экзамена.

Я провела психологическое исследование в 11классе и выяснила, что дети больше боятся не самого экзамена, а что там будет что-то незнакомое, что они не смогут правильно записать ответ, что они просто не знают как это всё будет. Поэтому я стараюсь проводить как можно больше тестов, показывая, что страшного там ничего нет, приучаю не бояться и заданий сложного блока «С», тренируя детей в выполнении основных заданий.

-выполнение коллективных работ, где дети помогают друг другу, делают совместные выводы, решают разные по уровню задачи.

-выполнение различных электронных работ-презентаций, рефератов, буклетов, демонстрационных тестов, бюллютеней, кроссвордов

Поисковые работы предлагаю учащимся 11-го класса при изучении темы “Поверхность наклонной призмы”, провожу урок групповым методом:

I группа находит боковую поверхность правильной призмы,

II группа – S бок. прямой призмы,

III группа – S бок. наклонной призмы.

Перед участниками поставлена проблема: Всегда ли можно находить поверхность призмы по формуле S бок = Р осн * Н ?

Учащиеся заметили, что если дана наклонная призма, то необходимо находить площадь каждой грани, а уж затем их сумму. Даю задание: найти наименьшее число измерений для определения боковой поверхности призмы. Возникает догадка: раз все боковые ребра призмы равны, то достаточно принять за основание каждого параллелограмма ее боковое ребро, а за высокую сторону перпендикулярного сечения призмы. Обобщая полученные наблюдения, учащиеся выводят формулу поверхности призмы через периметр перпендикулярного сечения, справедливую для любого вида призм.

Такая поисковая деятельность при проведении практических работ развивает познавательную активность учащихся, создает возможность самостоятельно сделать вывод, доказать теорему.

  Вывод; Такие задания систематизируют знания учащихся, учат их видеть основное.

Для воспитания познавательной активности школьников использую в своей практике ознакомление их с различными способами доказательства теорем, различными подходами к решению одной и той же задачи.

Формы заданий, даваемых на уроке, стараюсь разнообразить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристические графические задачи применяемые на уроках черчения с целью развития познавательной активности и творческого мышления учащихся

Творческие, в том числе и эвристические, задачи развивают интуитивное мышление у учащихся. Способность к нему жизненно важна для принятия верных решений, необходимость в которых возникает ежечас...

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.

В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Статья посвящена проблеме развития познавательных и творческих способностей у учащихся с помощью постановки экспериментальных работ и простых демонстраций на уроках физики....

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...