Развитие познавательных способностей и творческих возможностей на уроках
материал по географии по теме

Ермишина Галина Георгиевна

В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. В современных динамических условиях изменения окружающего мира в целом и образования в частности важную роль в формировании развития личности учащегося закрытого социума играет предмет география, как ключ к познанию окружающего мира. Одной из основных задач курса географии в пенитенциарной школе выступает формирование понимания роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, как предмета расширяющего мировоззрение у учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа

Развитие познавательных способностей и творческих возможностей на уроках

Разработала:

Ермишина Г.Г.

Ростов-на-Дону

2011


Оглавление

Введение                                                                                        3

1 Теоретические основы и проблемы развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся                                        5

1.1 Историко-педагогический аспект формирования познавательных способностей и творческих возможностей учащихся                                        5

1.2 Определение понятий познавательная способность и творческая возможность                                                                                        7

1.3 Формирование познавательной способности и творческой

возможности                                                                                        11

2 Методические аспекты использования приемов развития познавательных способностей и творческих возможностей на основе теоретического и эмпирического познания окружающего мира учащимися пенитенциарной школы на уроках географии                                                                        14

Заключение                                                                                        20

Литература                                                                                        21

Приложение                                                                                        22


Введение

Актуальность. Все способности учащихся развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных и творческих способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов педагогом, обеспечивающих высокую активность в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. В современных динамических условиях изменения окружающего мира в целом и образования в частности важную роль в формировании развития личности учащегося закрытого социума играет предмет география, как ключ к познанию окружающего мира. Одной из основных задач курса географии в пенитенциарной школе выступает формирование понимания роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, как предмета расширяющего мировоззрение у учащегося.

Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках географии таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность и творческая способность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

В современной литературе существует достаточно много работ освещающих проблему развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся, в том числе и на уроках географии. В связи с вышеуказанным, целью данной работы является выработка методов и приемов, способствующих формированию познавательных способностей и творческих возможностей на уроках географии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историко-педагогический аспект формирования познавательных способностей и творческих возможностей учащихся;

- определить сущность понятий познавательная способность и творческая возможность;

- рассмотреть формирование познавательной способности и творческой возможности;

- разработать методические аспекты использования приемов развития познавательных способностей и творческих возможностей на основе теоретического и эмпирического познания окружающего мира учащимися пенитенциарной школы на уроках географии.

Теоретической основой при написании данной работы являются современная  теория педагогики, работы российских учёных в исследуемой области, а также теория и практика психолого- педагогических методов и т. д.

Для обоснования предложенных подходов и решения поставленных задач использовались работы, в которых исследова лись теоретические и практические аспекты развития познавательных способностей и творческих возможностей. В частности, таких авторов, как: А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, З.И. Колмыковой, Д.Б. Эльконина, И.В Душиной., Г.А.  Понурова и др.

Методы исследования. Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.

Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, стимулирование.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №26.

1 Теоретические основы и проблемы развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся

1.1 Историко-педагогический аспект формирования познавательных способностей и творческих возможностей учащихся

Развитие познавательных способностей и творческих возможностей в процессе обучения в истории русской педагогической мысли и в практике обучения возрастало постепенно под влиянием требований жизни.

Познавательность и творчество как проявление социальных свойств человека черпает свои энергетические ресурсы из социальных форм существования. Именно эта зависимость внешнего и внутреннего и проявляется в активности и творчестве учащихся. Приобретение самостоятельного опыта действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития учащегося заключен значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о познавательных способностях и творческих возможностях обучаемого.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность учащихся и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы творчества, которое способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении.

Проблема изучения творчества и творческой активности учащегося имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых. [8]

Следующим направлением в педагогической теории и практике ставящим своей задачей, наряду с другими, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, выступает проблемное обучение (Д В. Вилькеев, И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.И. Шамова и др.).

Исследования (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, З.И. Колмыковой, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина) показали, что учащиеся отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т.е. различной обучаемостью (особенно в школах закрытого социума). Обучаемость - это интегрированная индивидуальность личности, характеризующая возможности учащегося к учебной деятельности. Она предопределяет разный темп продвижения в обучении и может являться основой для дифференциации учащихся в учебном процессе.

Исследования последних лет показали, что наилучших результатов познавательных способностей и творческой самореализации учащихся, удается добиться при сочетании теоретических и эмпирических методов обучения, на которые опирается учитель во время учебно- воспитательного процесса..

Сегодня проблема развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной учебной деятельности, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.


1.2 Определение понятий познавательная способность и творческая возможность

В структуре познавательных способностей основные и вспомогательные компоненты составляют единое, целое, хотя соотношение степени развитости основных и вспомогательных компонентов способностей может быть различной.

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Или, другими словами, это особенности (свойства) взаимодействия сознания в процессе решения задачи.

По многочисленным литературным источникам  (П.К. Анохина, Н.А. Берштейна, В.М Русалова и др) можно выделить следующие виды способностей:

- способности прогнозирования. Неотъемлемым компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является цель, которая выступает в качестве движущей силы развития. Прогнозирование может выступать как общая, и как специальная способность в зависимости от содержания и требований той или иной деятельности. Способность прогнозирования проявляется в различных уровнях познавательной деятельности: сенсорноперцептивном, уровне представлений, речемыслительном. Качественные особенности отражения на уровнях познавательной деятельности характеризуют ядро способности прогнозирования;

- способности восприятия (перцептивные способности). Перцептивными способностями называются свойства функциональных систем, в результате деятельности которых формируется образ предмета объективной действительности. Для целенаправленного управления восприятием учащихся и формирования их перцептивных способностей необходимо знать виды восприятия, их характерные свойства и особенности;

- мыслительные способности. В ходе анализа различных видов мышления были выделены свойства, обеспечивающие продуктивность умственной деятельности:

-  гибкость (подвижность) мыслительных процессов;

- темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

- быстрота - скорость протекания мыслительных процессов; « самостоятельность - умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

-· экономичность мышления, определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;

-· широта ума - умение охватить круг вопросов в различных областях знаний и практики;

-· глубина - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;

-· последовательность мысли - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;

-· критичность - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относятся не столько к характеристикам продуктивности мышления, сколько к свойствам личности, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности в целом.

Одним из продуктивных условий развития мыслительной деятельности является ее мотивация, познавательные интересы, особенно процессуальные;

- способности памяти (мнемические способности). Память, как и другие психические процессы, рассматривается с различных позиций, анализ которых позволяет определить мнемические способности как свойства функциональных систем, реализующих функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Таким образом, познавательной способностью в самом общем определении можно назвать избирательную деятельностью человека в познании  предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей деятельность человека, его познавательные возможности.

Особенностью познавательных способностей является способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

Способность к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету.  Способность к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательных способностей.

С целью формирования способностей учащихся в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность оп-ределяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творче-ской деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [7].

Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества учащихся является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности очень сложно, что является главной проблемой в школах закрытого социума. Поэтому формула"развитие человека как самоцель творчества" означает следующее:  

а) развитие учащегося, создающего в себе более благоприятные условия для развития своих творческих возможностей;

б) самореализация учащегося, опредмечивание его творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит его развитие.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать на уроках географии их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации об окружающем их мире.

1.3 Формирование познавательной способности и творческих возможностей

Каждому учащемуся присуща широкая познавательная потребность, т.е. стремление найти ответы на волнующие его вопросы и познавать мир. Однако познавательные способности у разных учащихся неодинаковы и меняются по мере его развития. Общая познавательная потребность, зависит от реальной деятельности, в которую включается обучаемый. Это означает, что до начала обучения у учащегося может и не быть потребности в овладении способами получения знаний. Этот новый тип отношения к учению надо специально формировать на основе присущей широкой познавательной потребности и путем включения учащегося  в особым образом организованные виды учебной деятельности.

Теоретически анализируя идеи формирования познавательной способности в педагогической науке можно прийти к выводу, что зарубежными и отечественными учёными - педагогами выполнено немало работ, посвященных изучению термина «способности» и источники формирования познавательных способностей учащихся. Определяя термин способности, они склоняются к тому, что, способность включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам познавательной деятельности. Учёные считают, что способность и познание, как и другие психические компоненты личности имеют свои источники развития, которые являются познавательными: деятельности, самостоятельности, интересы, активности, потребности, желания и т.д., которые способствуют формированию познавательной способности человека. Каждые отдельные учёные работали над этими источниками. В этом направлении все учёные склоняются к тому, что способности надо оценить по деятельности, так как познавательная способность оценивается познавательной деятельностью.

Качество знаний учащихся, занимавшиеся мало и учащиеся, работавшие долго и упорно, одинаковое, но затрата сил на их приобретение разное. Процесс приобретения знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию познавательных способностей, а отсутствие накопленных эмпирических и теоретических знаний тормозит развитие этих способностей.

Другой элемент или средство формирования и развития познавательной способности является познавательная самостоятельность и творческая деятельность учащихся. Этот фактор состоит в опыте построения гипотезы, в опыте обобщённых знаний и умений в конкретной ситуации. Если обучаемый не имеет опыта переноса знаний, он его не осуществит, пока не приобретает его элементы в процессе самостоятельной поисковой работы. Бывает и так, что у учащихся есть знания и умения, но нет навыков творческой деятельности для решения каких - либо задач.

По мнению И.Я. Лернера навыки - это почти автоматически выполняемые способы и усвоенная деятельность, а умения - это в зависимости от целей и условий способы усвоенной деятельности, состоящей из систем действий, применяемых вариантно [6]. Этого учащийся может достичь в результате постоянного повторения и совершенствования знаний и .умений, в результате чего умения превращаются в навыки.

В своё время Л.С. Выгодский тоже поддерживал эту мысль и отметил, что творческий тип деятельности направлен на создание чего - то нового, который считает, что «чем яснее представляет себе учащийся конечную цель учебного труда, тем сознательнее он работает и лучше усваивает материал. Если тема урока определяет область учебной работы, то в цели урока выражено объективное требование логики учебного процесса, а субъективно - запроектирован ожидаемый образ результата предстоящей познавательной деятельности. Цели урока, в зависимости от педагогических задач, разделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В современном уроке эти цели вступают в качестве познавательной деятельности [3].

Существенным аспектом проблемы всесторонного развития личности выступает, в первую очередь, развитие познавательных способностей индивида, так как именно способности, прежде всего, связаны с деятельной сущностью человека. Многие учёные считают, что, познавательная способность относится к актуальным способностям. Их содержание определяется местом, занимаемым индивидом в этих условиях.

Познавательная способность, как и всякая творческая способность, не у всех учащихся одинакова. Суть этой черты состоит в том, что учащийся привыкает к тем или иным условиям, сохраняет способность не только замечать их малейшие изменения, но и видеть новые стороны и задаёт себе и другим новые вопросы о сущности этих условий, ситуаций, объектов.

Отсюда следует, что даже незначительные изменения в организации учебной деятельности создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов и творческих ситуаций с учётом особенностей учащихся пенитенциарной школы благотворно влияют на формирование их познавательной способности. В такой атмосфере учащиеся не ощущают себя объектом воспитания, а являются полноправными субъектами познавательной и творческой деятельности.


2 Методические аспекты использования приемов развития познавательных способностей и творческих возможностей на основе теоретического и эмпирического познания окружающего мира учащимися пенитенциарной школы на уроках географии

Современная педагогика требует от преподавателя географии обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию, самопозновательностью и творческой активности.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому учащиеся не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 45 минут урока — 25 отведено учителю, оставшееся время на 20 — 30 обучаемых. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать учащийся имеет возможность 1 минуту. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью; это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося.

Вышеуказанные проблемы формируют условия для новых методических приемов, которые бы позволили сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации учащихся на уроках географии.

Изучение литературы и передового педагогического опыта позволило нам апробировать в своей практике одну из технологий, позволяющих педагогу ориентироваться на каждого учащегося, адаптивную систему обучения, предложенную кандидатом педагогических наук А.С. Границкой, и сформулировать нашу ведущую педагогическую идею (гипотезу).

Внедрение учителем географии в практическую деятельность разработанной методики обеспечит:

- повышение качества образования;

- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету;

- повышение способности к поисково-исследовательской деятельности;

- успешную самореализацию;

- возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

В основе методики лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на вопросы:

Как научить думать и действовать?

Как спланировать и провести урок, чтобы каждый учащийся стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

В условиях школы закрытого социума такое обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Данная методика дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

- диагностика первоначальных знаний и умений по предмету «География»;

- подбор разноуровневых заданий;

- обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

- мониторинг деятельности учащихся;

- определение уровня обучаемости;

- итоговая диагностика знаний и умений;

- организация групповой и парной работы.

Сущность разработанной методики известна: в этой модели учитель, часть времени работает со всеми учащимися и вместе, обучает их. Остальное время используется для самостоятельной поисковой работы учащихся. Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

- входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц — опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);

- объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;

- самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с адаптивными заданиями;

- отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса.

Поиск новых подходов к организации самостоятельной деятельности помог мне в разработке приемов самостоятельной устной работы.

После объяснения материала учащиеся получают работу по географической карте, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет учителю видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый учащийся знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку. Каждый идет по своему индивидуальному плану, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий. Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся, творческое отношение к работе.

Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система проблемных ситуаций.

Методическую работу по реализации проблемного подхода в обучении географии в пенитенциарной школе строим по следующим направлениям:

- выбор видов учебных проблем;

- составление познавательных задач для самостоятельного решения учащимися;

- помощь самообразованию учащегося в познавательной деятельности и творческой активности на основе личного эмпирического и теоретического познания;

- построение структуры учебного материала и урока с учетом приемов создания и разрешения проблемных ситуаций и их усложнения от урока к уроку.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса и творческих способностей при введении в тему также используем различные приемы:

- эвристическую беседу;

- рассказ;

- мозговой штурм и др.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс творческой деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.

Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике. Если в процессе обучения будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал, то повысится качество образования, что немаловажно в школе закрытого социума. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой.

Перед учителем географии стоят новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Наша задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение. Решение этих задач и вызвало необходимость применения нами новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является и проектная деятельность учащихся.

Результативность опыта можно проследить по следующим фактам:

- повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

- возрос познавательный интерес и творческие возможности к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию как любимый предмет.

Результаты опроса учащихся о применении новой методики на уроках географии в пенитенциарной школе.

Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, докладов, сообщений).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, качество знаний учащихся убедили нас в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов на уроках географии в школе закрытого социума.

В арсенале преподавателя географии находится:

- комплект дидактических и методических разработок по курсу «География»;

- тематическое планирование;

- методические разработки вводных уроков;

- контроль знаний учащихся, задания по выбору.

Автор уверен, что применяемая методика преподавания географии создаст надежные предпосылки для развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся в условиях пенитенциарной школы.


Заключение

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. В обучении на уроках географии и внеурочно необходимо создавать атмосферу познавательности и творческого поиска, помогающую как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать учащихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний об окружающем мире, творческую и познавательную активность учащихся.

Применяемая методика позволила выявить развитие мотивов и в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход в обучении и корректировать методику преподавания географии в школе закрытого социума.

Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности и творческих возможностях развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания об окружающем их мире, природе, устанавливать факты взаимодействия человека с системой естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты.

Например, на уроках - семинарах, конференциях, уроках –творчества учащиеся демонстрируют умения работать со справочниками, определителями, дополнительной литературой, готовят интересные сообщения, наглядные пособия, выступают в роли «мудрецов», «кроссвордистов», «научных консультантов» - все это способствует развитию общеучебных умений и повышает познавательный интерес к предмету.

Литература

1 Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.

2 Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

3 Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

4 Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М. , 2006. — 192 с.

5 Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.

6 Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.

7 Пахомова Н.Ю. Педагогические находки. М. изд. «Педагогическое измерение», 2010.- 320 с.

8 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под.ред. Ушаковой А.А. Учебное пособие, 1988 г.

9 Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.

10 Тараканова С.А. Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках. М.: ИД «Первое сентября», 2010 г.

11 Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007

12 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.

13 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.


Приложение

Активное участие в реализации методико- экспериментальной деятельности развития познавательных способностей и творчества самого учителя немаловажно. На практике реализация методики осуществлялась на основании программно- целевого подхода модернизации учебно- воспитательного процесса в условиях закрытого социума и творческой педагогической деятельности учителя по направлению «Педагогика единого и целостного мира» в 2007- 2010 г.г., которая просматривается в совершенствовании методической и методологической деятельности  на уроках географии с применением регионального компонента и перекрестного взаимодействия географии с другими учебными предметами.

Таблица 1.

Дата

Виды деятельности

Темы выступлений

14.12.06

МО

Профессиональные умения педагога

29.03.07

МО

Методическая деятельность учителя- предметника в реализации приоритетных направлений модернизации образования учащихся МОУ ВСОШ №26

6.11.09

МО

Технология развивающего обучения

21.05.08

Конференция МОУ ВСОШ №23, МОУ ВСОШ №26

Развитие ключевых компетенций обучающихся пенитенциарного ОУ технологиями имитационного моделирования жизненных ситуаций на уроке географии в 10-х классах

18.03.09

Конференция МОУ ВСОШ №26, МОУ ВСОШ №23

Реферат на тему: «Жанровое разнообразие литературы Средневековья»

30.04.09

Конференция

Разработка урока по ОБЖ по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

6.05.09

Конференция

65- летие ВОВ

28.11.08

Мероприятие «День матери»

Семья- ячейка общества

14.02.08

Классный час

История освобождения г. Ростова-на-Дону от немецких захватчиков

22.02.08

Классный час

Символика России. Урок России.

29.02.08

Классный час

Д.С. Лихачев

26.04.08

Классный час

Всемирный день здоровья

30.04.08

Классный час

Твоя профессиональная карьера

8.05.08

Классный час

Этих дней не смолкнет слава

2.12.08

Классный час

В годы войны. Ростовская наступательная операция. Ноябрь 1941 г.

4.12.09

Классный час

Грипп

25.05.10

Классный час

Наркомания

16.09.10

Классный час

261- летие Ростова-на-Дону

17.09.10

Классный час

Последний залп войны. Победа над Японией

23.04.10

Семинар МОУ ВСОШ №26

Отчет по защите творческой работы: « Вредные привычки: алкоголизм. Влияние его на здоровье человека. физические, психические, социальные последствия»

8.11.10

Семинар МОУ ВСОШ №26, МОУ ВСОШ №24

Инновационные проекты географии

18.11.10

МС школы

Сбережем русский язык, сохраним духовность нации и культуру россиян

16.04.07

Открытый урок

Интегрированные занятия по защите проектов (химия и география), 9 класс

10.10.08

Открытый урок

Карта- особый источник географических знаний, 6 класс

17.12.09

Открытый урок

Человек и окружающая среда, 8 класс

18.11.10

Открытый урок

Москва- столица России. Города центрального района. Урок – практикум «Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России», 9 класс

1.12.10

Открытый урок

Древне русские города, особенности их развития и современные проблемы. Санкт- Петербург, его основание и этапы развития, 9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.

В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках математики в профильных классах

В своей работе стараюсь использовать разнообразные приёмы, формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся. Наряду с традиционной подачей учебного материала я провожу:-твор...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Статья посвящена проблеме развития познавательных и творческих способностей у учащихся с помощью постановки экспериментальных работ и простых демонстраций на уроках физики....

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...