Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.
статья (5 класс) на тему

Иващенцева Лариса Викторовна

В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_mo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  по теме самообразования «Развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся».

Учитель информатики МКОУ СОШ № 2 Л. В. Иващенцева.

В начале XXI века мир вступил в период громадных изменений цивилизованного масштаба. Обществу нужны образованные люди, способные творчески, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы в быстро изменяющихся условиях. Но в классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски…Они ждут новых форм работы на уроке, в которых могли бы проявиться их активность, самостоятельность. Очень удачным, на мой взгляд, являются творческие задания, развивающие способности детей, вызывающие повышенный интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.

А всех ли можно научить творчеству? Попробуем разобраться…

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача взрослых – умело руководить развитием разнообразных способностей своих воспитанников.

Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Поэтому я уверена, что развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет мне с учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например,  математические и экономические задачи). При этом я должна научить ребят четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет нам решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также прикладные задачи, которые ранее мы не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Ранее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения. Во-вторых, составляли программу и использовали ее для получения решения и его исследования.

Труднее было при изучении темы "Моделирование", когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую переменную. Например, задача минимизации расходов рейса морского судна и выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Использование  электронного процессора MS EXCEL позволяют мне и с учениками  решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом для ребят становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

Я вижу, что на уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками  можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает  огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции  с обработанными фотографиями. Оценки за творческую деятельность на таких уроках я выставляю только положительные. С учащимися устраиваем коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне.

Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

На уроках информатики данный метод я реализую в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под моим руководством. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и пр.).

В первые годы работы я обратила внимание на то, что когда даешь ребенку задание (например при изучении текстового редактора MS Word набрать текст и оформить его красиво) дети теряются и на экране монитора появлялось совсем не то, что я ожидала. Поэтому я решила на первых этапах предоставлять детям шаблоны. А уже после нескольких уроков с шаблонами, ребята начинают понимать, как можно реализовать и свои идея на листе бумаги, т. е. на экране монитора.

Хорошие результаты в творческой проектной деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками. Например,  изучается текстовый процессор MS Word, отработка навыка набора учащимися исходного текста, но  такого, который будет интересен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Для этого учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. Результаты превзошли все ожидания. На уроках информатики ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Творческие работы учащихся были распечатаны и использованы для создания школьного «Альманаха». Ребята с удовольствием читали свои сказки, а оценки получили не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения творческого проекта» можно сказать, что творческая работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Это особенно заметно у учащихся среднего звена, у которых эти качества проявляются наиболее ярко и которые обладают своим видением окружающего мира. Необходимо лишь правильно направить их творческую энергию. Например, при изучении редактора Power Point (редактор создания презентаций) я даю учащимся задание продумать тему для создания презентации. Конечно, сразу в глазах учеников видишь недоумение. Но стоит только сделать небольшую подсказку, как идея появляются одна за другой. Не могу забыть такие презентации как «Современный журнал COOL», «Книга рецептов», «Мир компьютерных игр» и др. Свои презентации учащиеся показывают на отдельном уроке. Мы выставляем проектор и просматриваем все презентации, которые комментируют их создатели. Эти уроки помогают ученикам так же проявить свои способности в умении высказываться публично.

Все проекты требуют очень грамотной организации и координации с моей стороны, так как я должна направлять работу авторов проектов, консультировать их, организовывать отдельные этапы проекта, проявлять определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с их профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, я должна четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Я  должна провести огромную подготовительную работу, создать необходимые методические и справочные пособия, спланировать работу так, чтобы детям, и без того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики подолгу просиживать за компьютером. В мою задачу входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.

     Применяю в своей практике массу  творческих заданий для развития познавательных интересов учащихся:

1. Придумай загадку о любом устройстве компьютера.

2. Напиши сказку на тему «Один день из жизни файла…».

3. Придумай и составь графическое меню школьной столовой.

4. Используя все части танграма, составь любой объект и дай ему название

5. Придумай свой шифр и закодируй ими предложение: «Я изучаю информатику».

6. Сделай чертеж своей комнаты.

7. Придумай смайлики, с помощью которых можно изобразить удивление, испуг, сердитость.

6. Составь кроссворд (сканворд) по теме «Информация и информационные процессы», «Компьютер».

9. Придумай объект, строение которого можно описать схемой. Заполни схему.

Объект: ___________________________________________

10. Подбери текстовый материал, рисунки, фотографии по любой теме:

  • «Моя любимая улица»;
  • «Мой дом»;
  • «Мир моих увлечений»;
  • «Семь чудес света»;
  • «В мире животных»;
  • Свободная тема (сформулируй ее сам!).

Создай презентацию на выбранную тему.

11. Составь по одной задаче на темы «Линейный алгоритм», «Разветвляющийся алгоритм», «Циклический алгоритм». Запиши условие каждой задачи и нарисуй блок-схемы.

12. Составь лабиринт, у которого было бы несколько входов и только один выход.

13. Нарисуй ребус по теме «Алгоритмы и исполнители».

   С не меньшим удовольствием выполняют следующие творческие задания. Это:

  • составление:
  • задач;
  • вопросов к викторинам и конкурсам;
  • тестов;
  • кроссвордов;
  • написание:
  • рассказов и сказок;
  • докладов;
  • сочинений;
  • рефератов;
  • создание:
  • наглядных пособий (для оформления тематических стендов по разным предметам);
  • графических объектов (поздравительной открытки, рекламного объявления, буклета, иллюстраций, визитных карточек, диаграмм, схем, чертежей, разнообразной символики, эмблем, коллажей, обработка фотографий и пр.);
  • презентаций (по всем школьным предметам);
  • программ;
  • баз данных (для школьного и домашнего пользования);
  • сайтов;
  • брошюр;
  • моделирование:
  • различных процессов (экономических, математических, физических и др.).
  • осуществлять контроль за усвоением детьми той или иной изученной темы  можно при помощи  кроссворда, составленного из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать на одного ученика, на парту, на некоторую группу или на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий.

        Реализуя в своей практической деятельности  принцип развивающего обучении  через развитие познавательных интересов и творческих способностей  у учащихся:

- повышается уровень познавательного интереса к предмету;

- значительно увеличивается количество учащихся с повышенным    интересом к теоретическому курсу информатики;

- практически уменьшается группа учащихся, проявляющих наименьший интерес к предмету;

-  повышаются практические умения и навыки;

- изменяется уровень наблюдательности;

- ежегодно увеличивается качество знаний учащихся.

       Таким образом, становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству. Это приносит свои результаты.

        Наверное, прошло то время, когда считали, что школа учит и развивает только ученика. Учитель тоже должен учиться, развиваться и расти. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога.

В заключении отмечу, что ученики школы не только осваивают предмет и информационные технологии на высоком уровне, но и успешно демонстрируют свои творческие способности на различных  конкурсах и конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...