Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики
    статья по информатике и икт на тему

    Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Хорьякова Ирина Анатольевна,

    Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 69»

    г. Барнаул

    Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

    Быстро развивающиеся в нашей стране наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

    Познавательный интерес - это специфический, непосредственно связанный с личностным развитием, мотив учебной деятельности ученика, без которого его деятельность как субъекта в процессе учения не может иметь учебного характера. Познавательный интерес, понимаемый таким образом, является основным новообразованием младшего школьного возраста, способствующим приобретению в начальные сроки умения учиться, а не только освоению учебной программы.

    Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

    1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

    2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

    3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

    4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

    Приведем примеры факторов  активизации познавательной деятельности при работе с компьютером:

    1. Наглядность (не пассивная, а активная), т.е. возможность управлять демонстрационным процессом.
    2. Работа с клавиатурой – она увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.
    3. Широкие возможности самоконтроля
    4. Возможность наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.
    5. Возможность индивидуализации обучения.
    6. Моделирование.
    7. Решение задач с помощью готового ПО.

    В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам восприятия, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

    Именно через возникновение положительных эмоций происходит развитие теоретического интереса. Рассмотрим этот процесс на примере использования интеллектуальных карт.

    Основная идея интеллектуальных карт – кодирование и декодирование информации. На интеллектуальных картах содержится информация, представленная в виде совокупности символов, и с помощью системы определённых правил требуется расшифровать эту информацию.

    Материал, используемый в интеллектуальных картах, должен быть занимательным, доступным, систематизированным по идеям. Его можно классифицировать следующим образом:

    1) задания, решение которых не требуют от учащихся новых знаний. Они ориентированы на наблюдательность, сообразительность школьников. Цель их использования – развитие интеллекта и любознательности учащихся, формирование ассоциативного и логического мышления;

    2) задания, которые содержат новые для учащихся сведения, отличные от традиционных, на приложение идей и понятий, изученных в школе;

    3) задания, направленные на закрепление и более глубокое изучение программного материала.

    Интеллектуальные карты – это новое средство развития познавательного интереса учащихся, которое может быть использовано на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, темы урока, особенностей класса.

    Приведём пример ребусов по теме «Устройство компьютера».

    http://edu.znate.ru/tw_files2/urls_4/441/d-440156/440156_html_m7ed6a39b.pnghttp://edu.znate.ru/tw_files2/urls_4/441/d-440156/440156_html_m4878c403.png

    Интеллектуальные карты обычно используются при завершении изучения какой-то большой темы или подтемы.

    Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Примером таких игр может послужить игра «Скорая помощь» и др.

    Приведем описание игры «Скорая помощь».

    Игра эта особенная, так как в ней нужно отвечать не только за себя, но и за всех остальных. Правила игры следующие: вы сейчас займете каждый свое место у компьютера, где лежит листок с тестом – это стихотворение «Дом, который построил Джек». Каждый из вас начнет его печатать, но через 2 минуты я даю команду «Поменяться местами» и вы должны будете перейти на другой компьютер и продолжить работу вашего соседа, а тот, кто придет на ваше место будет продолжать вашу работу. Таким образом, каждый из вас поможет одноклассникам, и одноклассники помогут каждому из вас. Но при этом помните, что отформатировать текст нужно так же как в образце. Постарайтесь не подвести своих одноклассников, так как после того как вы окажитесь на своих местах я оценю результат».

    Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому предмету.

    Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

    Список литературы

    1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителя. – Екатеринбург, 1997. – 185с.
    2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984.
    3. Деменко С.В. Развитие творческих умений учащихся на уроках информатики и ИКТ// Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сб. ст. по итогам науч.-практ. Интернет-конф./ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. - Белгород, 2011.
    4. Трифонов С.В. Методика преподавания информатики и ИКТ в начальной школе// Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сб. ст. по итогам науч.-практ. Интернет-конф./ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. - Белгород, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.

    В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....

    Развитие познавательных процессов у младшего школьника

    Развитие познавательных процессов у младшего школьника...

    Развитие читательского интереса у младших школьников.

    Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее время, когда книги заменили телевизор,компьютер.Уровень детского читательского интереса неуклонно падает. В обществе с...

    Статья "Стимулирующее развитие познавательного интереса учащихся на пропедевтическом уровне преподвания информатики и ИКТ"

    Статья в электронном журнале "Конференц-зал" www.konf-zal.com. Участие во  Всероссийской конференции "Методика и педагогическая практика" 2014 год....

    Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"

         Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...

    Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

    Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...