Развитие познавательных процессов у младшего школьника
методическая разработка по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Развитие познавательных процессов у младшего школьника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_vnimanie_vospriyatie_pamyat.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


п/п

Развиваемый процесс

Методики и задания

1.

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 1 (с.20)
  2. Прямоугольники  с.26
  3. Вспомни предметы П.1
  4. Вспомни овощи из стиха П.1
  5. Найди отличия с. 112.№1
  6. Дорисуй картинку

2

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 2 (с.21)
  2. Треугольники  с.25
  3. Посмотри и запомни П.2
  4. Найди отличия с. 113
  5. Дорисуй картинку

3

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 3 (с.22)
  2. Четырехугольники с. 26 №2
  3. Слушаем и рисуем с.91.1
  4. Запомни фигурки П.3
  5. Лабиринт (найти)
  6. Дорисуй картинку

4

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай «Буквы и цифры»  (с.23)
  2. Составь фигуру с. 27
  3. Запомни и найди новые П.4
  4. Лабиринт (найти)
  5. Дорисуй картинку

5

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай «Буквы и цифры»   (с.24)
  2. Животные заблудились с.28
  3. Выполни движения  с.93
  4. Запомни пары П.5
  5. Да и нет не говорить с.115
  6. Дорисуй картинку

6

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о цветах с.31
  2. Перескажи текст  c.93
  3. Запомни цифры П.6
  4. Да и нет не говорить c.116
  5. Почини коврик (см Архипову)
  6. Дорисуй картинку

7

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о животных  с.32
  2. Перескажи текст  с.94
  3. Запомни узор П.7
  4. Исправь ошибки  с.116
  5. Почини коврик (см Архипову)
  6. Дорисуй картинку

8

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о птицах с.33
  2. Перескажи текст  с.95
  3. Запомни точки и кубики П.8
  4. Исправь ошибки  с.117
  5. Найди  лишний, найди одинаковых (приложение)
  6. Дорисуй и раскрась

9

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Кто чем занимается с.34
  2. Перескажи текст с.95 №2
  3. Запомни и найди П.9
  4. Пиши правильно с.117
  5. Найди фрагмент (приложение)

10

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Предметы на букву «м» с.35
  2. Перескажи текст с.96
  3. Запомни фигуры П.10
  4. Найди недостающий фрагмент (приложение)
  5. Дорисуй по точкам

11

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди спрятанных зверей с.36
  2. Слушай и отвечай на вопросы с.97- 1.
  3. Запомни и ответь на  вопросы  П.11
  4. Корректурная проба
  5. Найди отличия, найди лишнее
  6. Рисуем по точкам

12

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай поскореес.37
  2. Слушай и отвечай на вопросы  c.97-2
  3. Слова связанные с понятием  «Математика»
  4. Рассмотри и ответь на вопросы П.12
  5. Найди отличия, найди лишний  (приложение)
  6. Закрась картинки

13

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди предметы на букву «К» с. 38
  2. Слушай и отвечай на вопросы  с.98
  3. Слова на тему  «Музыка»
  4. Запомни фрукты П.13
  5. Корректурная проба
  6. Лабиринт , найди недостающий фрагмент

14

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди слова  с. 39 (3 варианта)
  2. Слова на тему «Книга»
  3. Цепочка слов 1 с.99
  4. Найди фрагмент, « чье это»,найди пару (приложение)
  5. Кольца Ландольта
  6. Нарисуй такой же

15

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди ошибки (2 варианта) 42-43
  2. Цепочка слов 2 с. 99
  3. Слова  на тему «Время года»
  4. Корректурная проба.
  5. Сосчитай,  найди фрагмент  (приложение).
  6. Дорисуй картинку

16

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди общее определение с. 44
  2. Слова  на тему «Природа»
  3. Цепочка слов 3 с.99
  4. Кольца Ландольта
  5. Найди отличия (приложение)

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
  3. И. Архипова  «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
  1.  «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  2. Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  3. «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»

МОУ «Заокская начальная образовательная школа»

          Утверждаю                                                                                       Принято решением

           Директор школы ____________                                           педагогического совета

                                                                                              (пр. №   от                      г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие познавательных процессов у младшего школьника

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 2-3 классов

Составитель:

педагог-психолог Щукина А. А.

2010-2011

Учебный год

Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции как мышление, восприятие, память.

Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо его научить дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показывать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают  наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 3 классу школьники в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов.

К 8-9 летнему возрасту у  ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана  с определенным уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием  является умение им оперировать.

Третьеклассники  должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.

Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение.  Но особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.

В основном все эти понятия формируются у детей к 4 классу. Но есть дети, которые так и не овладели вполне этими операциями,  и поэтому дальнейшее обучение будет даваться им с трудом. Так как учеба в старших классах предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления, то учащие не овладевшие данными способностями, будут испытывать большие трудности.

Чтобы помочь младшим школьникам в формировании данных мыслительных способностей, необходимо планомерно и систематически развивать логическое мышление, используя различные задания и игры. Для этого и составлена данная программа.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
  • развитие рефлексии и произвольности;

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо -гимнастические упражнения;
  • игры;
  • тесты;
  • анаграммы, ребусы и др.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 16

Индивидуальные или групповые 2-3 человека

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
  2. Формирование  следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
  3. Формирование основных компонентов учебной деятельности.
  4. Повышение школьной успеваемости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....

Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"

     Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...

Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста

На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...