Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"
учебно-методический материал на тему

Свитова Марина Алексеевна

       Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_poznavatelnogo_interesa.ppt2.65 МБ
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения Свитова М.А. учитель начальных классов ГКОУ «Горбатовская школа-интернат I вида»

Слайд 2

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. Хаббард Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Слайд 4

Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно!

Слайд 5

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная деятельность протекает более продуктивно. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Слайд 6

При правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной учебно-воспитательной деятельности познавательный интерес становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Слайд 7

Должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.

Слайд 8

само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Слайд 10

Творческая деятельность – основа формирования познавательных интересов младших школьников.

Слайд 11

Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему; дописать предложения; восстановить текст; составить ответы на вопросы; озаглавить рассказ; составить элементарное описание и др.

Слайд 12

Виды работ с творческой основой: составить рассказ на тему (из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по плану, о герое); изложение по тексту.

Слайд 13

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.

Слайд 14

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Слайд 15

При широком использовании дидактических, в том числе логических игр, непосредственный интерес к игровому действию постепенно переходит в интерес к мыслительным операциям и логическим заданиям, что способствует развитию у учащихся элементов творческой деятельности. Е.Г. Речицкая

Слайд 21

Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным.

Слайд 22

ситуации, в которых учащиеся приобретают знания для объяснения нового факта на основе практической деятельности; ситуации, когда возникает необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых условиях; ситуации, содержащие противоречия между теоретическими знаниями и практической невозможностью их решить; ситуации, содержащие противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью его обоснования.

Слайд 23

Как бы ты поступил? Хотел бы ты быть похожим на этого героя?

Слайд 24

Это умеют делать животные Это умеют делать и человек, и животное Это умеет делать только человек Словарь: дышать, передвигаться, думать, питаться, ухаживать за потомством, решать задачи, рисовать, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

Слайд 25

Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса младших школьников является проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей.

Слайд 26

чтение– рисование; ознакомление с окружающим миром –рисование ; предметно-практическое обучение – математика и др.

Слайд 27

максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся; создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся; благоприятное общение в учебном процессе.

Слайд 28

Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Слайд 29

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения.

         Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения обучающимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т.е. школа должна найти оптимальные пути ее решения.

      Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.

    Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Она развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую  гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

       Творчество – самая высокая  ступень познавательной и практической деятельности школьников. Цель творческой деятельности – не только дальнейшее совершенствование  полученных знаний, но и активизация мышления учеников, развитие их познавательных способностей.  Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает расширение и углубление знаний.

       Важнейшая задача в развитии творческого мышления обучающихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах  работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические ее изображения. Усвоение учениками необходимого словарного запаса очень важно для формирования и  развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. В практике обучения русскому языку сложились вполне определенные виды творческих работ. На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная творческая познавательная деятельность обучающихся.

     Важное место занимает работа с книгой.

        Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить следующие группы:

  1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ текста и т.д.
  2. Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развернутый рассказ, рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный, с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
  3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, сочинение с элементами описания, сочинение – миниатюру.

         Познавательная деятельность глухих школьников в обучении всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учеников, не формирует у них творческого отношения к изучаемому.

     Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

       Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

       На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр,  идет движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру-работу. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

        Подбирая игру к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации надо опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

    Так, например, на уроках ознакомления с окружающим миром по теме «Личная гигиена» можно включить игру-кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ученика на парте должен лежать кроссворд и загадки. Также в процессе проведения урока можно включить игры-загадки.

     В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления обучающихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если оно создает проблемную ситуацию, то такое задание называется проблемным.

    На уроках в школе I вида используются четыре основных типа проблемных ситуаций (М.И. Махмутов):

  1. Ситуация, в которой ученики приобретают знания для объяснения нового факта на основе практической деятельности. Например, на урок ООМ учитель приносит растения, выращенные в разных условиях, и предлагает ученикам провести самостоятельный анализ для выяснения этих условий.
  2. Ситуация. Когда возникает необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых условиях. На уроках чтения это задание на сравнение действующих лиц в одном рассказе, сходных персонажей в разных рассказах, типа: «Как бы ты поступил?», «Хотел бы ты быть похож на этого героя?»
  3. Ситуации, содержащие противоречия между теоретическими знаниями и практической невозможностью их решить. Например, ученикам известно, что одним из признаков осени является похолодание, наступление которого связано с тем, что солнце над горизонтом поднимается ниже, чем летом. Но возникает проблема, как это доказать. Следует привести школьников к тому, что они могут решить эту задачу, измеряя длину тени от предмета.
  4. Ситуации, содержащие противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью его обоснования. Например, перед детьми ставится вопрос-проблема: «Почему люди не уничтожают всех вредных насекомых?»

       Проблемность при обучении математики  в начальных классах возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, каждая текстовая задача и ряд других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. Упражнения в решении составных текстовых задач, в сравнении выражений, требующие использования известных детям закономерностях и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей обучающихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

       Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса глухих младших школьников является проведение интегрированных уроков. На таких уроках используют информацию многих предметов. Смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.

       Интеграция в начальной школе необходима, во-первых, потому, что учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков; во-вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.

     Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у обучающихся.  Музыкальное иллюстрирование является методом интегрированных уроков и может быть использовано на уроках чтения, ООМ, предметов эстетического цикла.

     Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

   Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

  1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся.
  2. Учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития детей.
  3. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности.
  4. Благоприятное общение в учебном процессе.

    Доброжелательное и внимательное отношение к детям, умение видеть достоинства каждого, вовремя одобрить, поддержать, заметив успехи, - все это должно лечь в основу деятельности учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Развитие читательского интереса у младших школьников.

Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее время, когда книги заменили телевизор,компьютер.Уровень детского читательского интереса неуклонно падает. В обществе с...

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Доклад на тему «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»...

Статья на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе"

Статья на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе"...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....