Развитие читательского интереса у младших школьников.
статья по теме

Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее время, когда книги заменили телевизор,компьютер.Уровень детского читательского интереса неуклонно падает. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Ни для кого не является секретом ,что происходит духовное обеднение детей. В связи с этим ,в нашей школе одним из направлений образовательной деятельности в рамках подготовительных занятий является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Статья

 

«Развитие читательского интереса у младших школьников».

                               

Автор:

Румянцева Тамара Петровна

Воспитатель ГПД

                                                          2013


     

  Развитие читательского интереса у младших школьников.

                         «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

                                                                                 А.М.Горький.

Одна из важнейших и сложных проблем современной школы состоит в приобщении младших школьников к художественной литературе. Это связано с тем,  что наблюдается перенасыщенность теле-видеоинформацией, дети  увлечены компьютерными играми. Ни для кого не является секретом, что происходит духовное обеднение детей. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

 Уровень детского читательского интереса к книге, по свидетельству библиотекарей, неуклонно падает.

В связи с этим, в нашей школе одним из направлений образовательной деятельности в рамках подготовительных занятий является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям .

Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям и к самому себе.  Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения.

Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.

Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими  людьми.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

 По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.

 Одна из главных задач моей педагогической деятельности:

 воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.

 Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:

 Работа с детьми по приобщению к чтению стоится следующим образом:

 Создание предметно-развивающей среды:

 --книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п.) ;

 --уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т. п.,

 --уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников,  иллюстраторов;

 -выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т. п.

 Проведение занятий:

 по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

 В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные на занятиях:

 театрализованные игры (кукольный театр «Теремок», настольный театр «Волк и семеро козлят, пальчиковый театр «Репка» и др.) ;

 режиссерские игры - драматизации сказок И. Истомина («Снегирь и мышонок», «Почему у зайца длинные уши» и др., русских народных сказок;

 конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку»;

 проектная деятельность («Сказка: правда или вымысел? », «Книжки-малышки») акции («Книга детскому саду», «Книжкина больница», «Книга-малышам») ;самостоятельное чтение в книжном уголке; свободная изобразительная деятельность.

 Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна, и за короткий срок представить ее невозможно. Очень хочется немного подробнее остановиться на работе со сказкой, т. к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.

 Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой (ознакомление с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат.

 Прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача - ввести детей в сущность сказки, т. е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации. Сказка «Волк и семеро козлят». На вопрос, какой был волк? Дети приходили к выводу злой и хитрый, потому что он обманул и съел козлят, но нашелся тот - кто его хитрее.

 Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.

 Для этого:

вывешиваю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой;

провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов; привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности; поощряю родителей и детей, посещающих библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей как активных читателей) ; привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы.

 В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

 Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Развивая у ребёнка навык чтения и прививая ему, интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Формирование читательского интереса у младших школьников с ДЦП

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики

Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....

Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"

     Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...

Использование Интернет-ресурсов в развитии читательского интереса школьников

Проблема приобщения школьников к чтению художественной литературы сегодня приобрела глобальный характер.  И введенное в школьную программу итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ еще раз свидетельств...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...