Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Елизаветовская основная общеобразовательная школа»

Воробьевского муниципального района Воронежской области.

Опыт работы

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы.

Выполнила: Корнеева Алла Михайловна

учитель русского языка и литературы

МКОУ«Елизаветовская ООШ»

Воробьевского района Воронежской области

Стаж работы: 21 год

Стаж работы в ОУ: 21 год

Квалификационная категория:I

Одной из важнейших составных частей обучения русскому языку и литературе  является развитие познавательной активности учащихся на уроках, то есть формирование у них интереса к изучаемому предмету. Под интересом в методическом плане понимается такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познавать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель не должен упустить из своего внимания особую чуткость к личности ребёнка. Доброжелательное отношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников интереса к изучаемому предмету.

Известный педагог и психолог П.П. Блонский, рисуя образ учителя, писал:

« Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением…»

Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься и стали девизом моей педагогической деятельности. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. Каждый учитель на своих уроках использует тот инструментарий, который проверен личным опытом, приносит положительные результаты.

Моя тема по самообразованию: «Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского язык и литературы.

Важно побуждать ученика выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение. 

Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Элемент, который особенно привлекает детей - это занимательность. Уроки и  внеклассные занятия, в которые включены упражнения в занимательной форме, трудные и интересные одновременно, никого не оставляют равнодушным. Даже у самых слабых  учеников они вызывают интерес.

Интересные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых порою он сам не подозревает.

 Развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний.

Для  развития   способностей детей необходимо  создать  ряд  условий:

− организовать  занятия  так, чтобы  учащиеся  могли  преодолевать   трудности;

− строить  урок  так, чтобы  дети  могли  использовать  ранее  полученные  знания  или свои  жизненные  наблюдения;

− активизировать самостоятельную  работу  учащихся;

− обеспечивать  преемственность  и  перспективность   в  работе

В своей педагогической работе  я  стараюсь использовать различные педагогические технологии. В последнее время  все чаще применяю на уроках русского языка и литературы элементы информационных технологий.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы, поскольку они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников.  Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким.  Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Информационные технологии  повышают темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц)   

            Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.

На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить  изученный материал. Также для развития познавательной активности своих учащихся я стараюсь применять в своей работе такой приём, как использование схем, таблиц и алгоритмов, которые удобно демонтрировать с помощью мультимедийной презентации. Особенно актуально  применение алгоритмов на уроках русского языка. Многим учителям и родителям хорошо знакома ситуация, когда заучивание  учащимися орфографических  правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Дети моделируют, т.е. преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки. При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность. Схема отчетливо и немногословно выделяет главные признаки.

Например: Буквы о-а в безударном корне -кос- - -кас-

А

(если после корня есть а)

О

(если после корня нет а)

Касание

касаться

касательная

Прикосновение (нет -а-)

коснуться (нет -а-)

неукоснительно (нет -а-)

Составляем на уроках с помощью ИКТ алгоритмы к орфограммам. Что значит алгоритм правила? Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти - зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить.

 Вместе с учащимися составляем правила чтения алгоритма:

1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.

2. Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.

3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.

4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

Во всех классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим применение алгоритма при изучении в классе темы «Не с именами прилагательными»

Работа с алгоритмом у меня начинается с момента объяснения правила. Я провожу беседу, в  результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение алгоритма.

б) далее по схеме  разбираем 2-3 примера у доски.

в) раздаю карточки с алгоритмами, чтобы у каждого был перед глазами.

Затем выполняются  тренировочные      упражнения      (сначала     -     коллективно,      затем     самостоятельно).  

Тренировочный материал на этом этапе; упражнения учебника,  специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и  самостоятельно    из    учебника    (словосочетания,        предложения    или выборочные слова).

Образец действий учащихся при написании слова нехороший: 

  • Употребляется без не? Да.
  • Есть в предложении противопоставление с союзом а? Нет
  • Относятся к нашему прилагательному слова: далеко не, вовсе не, нисколько не, ничуть не? Нет
  • Пишем слитно.

Учитель должен контролировать ход выполнения задания, своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях учащихся, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт учащемуся подтверждение в правильности действий.

Работая с алгоритмами, обучаемые приобретают осознанные навыки при-

менения правил, что практически исключает механическое использование последних и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности обучаемых в познавательной и практической деятельности. Алгоритмы с помощью презентаций становятся простым и удобным, а следовательно, эффективным средством обучения. 

 На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал: это и портреты писателей и поэтов, и иллюстрации к произведениям, и репродукции картин известных художников.  Причем, как опережающее задание,  материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

Кроме презентаций на своих уроках я использую различные видео- аудиофайлы. Это, к примеру, чтение  произведений известными поэтами и писателями. Также  демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. К сожалению, сама сделать видеоклип или музыкальную физкультминутку я пока не умею, поэтому пользуюсь уже готовыми.

Для подготовки материалов к урокам использую  программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher 

 Работа с программой Microsoft Publisher    позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, книжки – малышки, буклета, листовки, мини-проекта .

    Развитию познавательной активности ребят помогают используемые на уроках игровые технологии.

Использование данных технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету.

Игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина я провожу игру «Лото». У каждого учащегося на парте лежат карточки со словами. Задача: из набора слов составить предложения и прочитать, что получилось.

Дуб, у, лукоморья, зелёный

На, цепь, том, златая, дубе

И, кот, и, ночью, днём, учёный

Ходит, всё, по, кругом, цени.

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днём и ночью кот учёный

    Всё ходит по цепи кругом.

При изучении темы «Словообразование» можно проводить игру «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.

     Обговорить (возьмите приставку)

     Думать (возьмите корень)

     Читать (возьмите суффикс)                                    

      Петь ( возьмите окончание)

Полученное слово «обдумать»

- Подберите однокоренные слова к данному слову, кто больше? И т.д.

Подобные игры развивают умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования новых слов.

При изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий  лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. )

Через игру мы развиваем навыки устной монологической и диалогической речи, расширяем словарный запас.

При изучении темы «Фразеологизмы» 6 кл., например, замените фразеологические обороты словами-синонимами: рукой подать - /близко/, кожа да кости - /худой/, повесить нос - /грустить/; и мн.др.)

Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды).  

Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Такие игры как викторины, путешествия, брейн-ринги, КВН можно применять для проведения всего урока. Эти уроки требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения  друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.

 

Использование всего многообразия технологий, методов, приёмов, каждый из которых служит развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, способствует повышению познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, предмету, повышает качество образования по предмету.

Повышается интерес к предмету, который  выражается в увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня и другими видами творческой деятельности по преподаваемому предмету:

  • участие в конкурсе «Наследники Юрия Гагарина» в номинации сочинение-эссе на тему «Мечтаю о космосе» (2011г)
  • участие в общероссийской олимпиаде «Олимпус», объявленной Институтом Развития Школьного Образования  г. Калининград, (2013г)
  • участие во Всероссийской дистанционной  олимпиаде по русскому языку проекта Инфоурок (2013г)
  • участие в школьном этапе конкурса «Литературный лабиринт» по творчеству Н. Станкевича (2013г)
  • участие в конкурсе сочинений «Что такое добро» (2013г)
  • участие в конкурсе презентаций «След Великой Победы в моей семье» (2014г)

 Повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету. Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

Литература:

  • В.П.Беспалько. Педагогика и прогрессивные технологии - М.,1995.
  • В.И.Боголюбов. Педагогические технологии: эволюция понятия – М., «Просвещение», 2011
  • И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  • И.В. Булгаков. Нестандартные уроки русского языка 5-7 класс. Издательство «Феникс», 2002г
  • Т.Я. Фролова. Минуя рифы русской орфографии. Книга для учителя. – Симферополь,2007г
  • Н.Н. Алгазина. Формирование орфографических навыков. – М., Просвещение – 1998.
  • Е.Г. Шатова. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии //Русский язык в школе, 1991 г. №4
  • Л.А. Аксенова. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся// Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». - М.- «Первое сентября», 2003. - №29.

Интернет – ресурсы:

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» (http://metodisty.ru/m/files/view/ispolzovanie_multimediinyh_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-_sistema_raboty_chizhovin-a)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы

Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....

Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка

Материал данной статьи может быть использован как учителями, обучающих детей с ОВЗ, так и учителями общеобразовательных школ....

Активизация творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы

Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей...

Стимулирование творческой активности на уроках русского языка и литературы как условие развития способностей учащихся

Ребенок – это факел, которыйнужно зажечь, а не сосуд, которыйнужно наполнить.Рабле....