Активизация творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

  • внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу­дут увлекать учащихся;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег

     Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творче­ской деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении по­ставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_i_tvorcheskoy_aktivnosti.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация  познавательной и творческой активности

на уроках русского языка и литературы

Пилюгина Ольга Анатольевна.

            Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

        Методическая тема, над которой я работаю уже не один год, взята мной не случайно.        Предмет «литература»  занимает одно из  первых строк в расписании, но всё-таки заметно, что все прочие дисциплины оттесняют литературу на одно из последних мест в духовных интересах школьников. В проведённой мной анкете среди старшеклассников литература замыкает перечень «любимых» предметов.

            Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русской литературы, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведения, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

    Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

  • гуманизация образования;
  • личностный подход в обучении;
  • педагогика сотрудничества;
  • развитие познавательных и творческих способностей;
  • учёт возрастных особенностей

Условия возникновения и становления опыта

        Учащиеся моей школы считаются городскими школьниками, но даже они испытывают определённые трудности при знакомстве с текстами художественной литературы.    Каким же должен быть современный учитель и каким должен быть урок литературы сегодня? Эти вопросы  меня волнуют постоянно.

    Урок литературы – это партнёрство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, исследование художественного произведения, помогаю учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение литературы в школе, сотрудничество учителя и ученика.        Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

  • внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег

     Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.

Актуальность и перспективность.

     Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной ее реализации. Школа должна быть обращена к социальным проблемам, связана с жизнью. Усложняется труд человека, меняется характер его профессиональной подготовке. Новые условия жизнедеятельности людей открывают широкий простор приложению творческих сил человека. Эти активные, творческие силы надо формировать уже с детства, в школе, в познании, в труде, в овладении общеобразовательными знаниями, умениями в приобщении к профессии к разносторонним ценностям общества.

     Большинство современных профессий, порожденных научно-техническим прогрессом, новыми условиями жизни, требует слияния умственных и физических усилий в особых, нестандартных операциях. Здесь нужно не простое исполнительство, а творческое решение, быстрота ориентировки в сложных непредвиденных обстоятельствах. Широкое и глубокое знание своей профессии на базе общеобразовательной подготовки все больше становится фактором эффективности современного производства, как и ориентировка во взаимосвязях между различными видами деятельности. И не только это, но и мировоззренческая, жизненная позиция, организованность, сознательная дисциплина решают многое. Все это формируется в школьные годы и школой, и семьей широким разветвлением учреждений дополнительного образования.

     Реализация реформы школы через постоянную активизации учебно-познавательной деятельности раскрывает нашу причастность к большому, общенародному делу.

     Реформа школы поставила вопрос о необходимости через обучение осуществлять всестороннюю подготовку подрастающих поколений и в области познания, мировоззрения, и в области психической и практической подготовки и труду и в области эстетического освоения действительности, и главное - в овладении нравственными нормами общества и реализации их в жизнедеятельности каждого человека.

     Активизация учебно-познавательной деятельности обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы учащихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений.

Теоретическая база опыта.

        Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать на своих занятиях. Они обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной.

        Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленных помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, А.Л. Лурия, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,  Д.Б. Эльконина и др., а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения.

        В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания, идея сотрудничества

    педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

     Для меня лично важнейшим приёмом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-суды, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты. Уроки-семинары, уроки-диспуты.

     Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.

    «Всё прекрасно на этом свете» или «глухая тоска небытия»? (Проблема нравственного выбора в рассказах А.П. Чехова «Дама с собачкой» и «Ионыч») – такой вопрос встаёт передо мной как перед учителем. В данной ситуации надо найти ответы на те вопросы, которые волнуют детей сейчас. В то же время общечеловеческие проблемы, поставленные в произведениях, сделать их проблемами. Реализация этого принципа происходит через ситуацию диалога.

    Несомненно, каждому приходится делать выбор, поэтому предложение - обсудить жизненный опыт героя и его проблемы - встречен с интересом. Учащиеся выявляют ассоциативную связь. Оба рассказа объединены ситуацией: прорыв круга одиночества, возрождение или повседневность. Сходны кульминационные моменты, моменты озарения, когда необходимо действовать. Старая жизнь прошла, а новая? Между нами и героями больше столетия. Так легко судить Гурова и Старцева, а вот каково мнение писателя-современника? С ним, незримо присутствующим в произведении, разговаривать намного труднее.

     Анализируя рассказы, приходим к мысли о том, что «внешняя нейтральность чеховского повествования ведёт к ещё более острой постановке этических проблем». В ходе исследования художественного текста приходим к выводу, что Чехов отказывается от традиционной в русской литературе позиции «учителя жизни, мудреца, пророка, знающего истину и ведущего за собой. Его позиция – это позиция – искателя (но не равнодушного свидетеля)». Такое построение урока в виде диалога с автором постоянно побуждает обращать взор читателя на себя: «Какой выбор должен сделать я?» К эмоциям примешивается чувство разочарования в героях Чехова и страх: «Неужели у меня тоже не хватит сил сделать верный выбор? Писатель ненавязчиво приводит мыслящего читателя к выводу: не окружающие люди повинны в том, что жизнь может оказаться неудавшейся. Человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, а строить себе достойную жизнь. Такое построение урока особенно ценно тем, что мнение и видение проблемы не навязывается читателю извне, он избавлен от необходимости выслушивания догматических истин, верных, но таких скучных, вызывающих отчуждение своей необходимостью. Диалог читателя и писателя приводит к осознанию того, что хотел сказать писатель. Понятное становится внутренним убеждением читателя, то, к чему я и стремлюсь.

      Особенность такого урока заключается в том, что он содержит ещё один значимый этап – применение полученных знаний и умений, учащимся представляется серия вопросов, предлагающих подумать над альтернативным сюжетом этих рассказов. Особенность вопросов заключается в том, чтобы аргументировать свою позицию с точки зрения реальности. Это способствует развитию умения строить диалог. Такая форма этапа применения полученных знаний и умений обеспечивает большую эффективность. Обусловлено это тем, что вопросы, предлагаемые учащимся, имеют проблемный характер и мотивируют учеников к активной деятельности.

Кто из героев рассказа для вас более привлекателен: Гуров или Старцев?

Почему Старцев не мог преодолеть круга своего одиночества?

Случаен ли для Гурова духовный прорыв?

Что можем сказать о Гурове на основании хотя бы первых двух-трёх предложений, открывающих рассказ?

Каким образом проявляется сознание Гурова, что существуют и «высшие цели бытия?»

     Учащимся даю возможность высказать идеи по поводу тем, предложенных для обсуждения, в домашней творческой работе. Выделяются наиболее оригинальные вопросы, которые добавляются в уже имеющийся список.

      Чтобы урок литературы был интересным, разнообразным, ёмким и содержательным, стараюсь использовать многообразные формы деятельности учащихся: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую. Первым и главным приёмом активизации учащихся является сопряжение отдельной  частной судьбы, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, прошлого и будущего с художественным миром литературного произведения. Сопряжение литературного и личностного опыта учащихся на уроке литературы происходит на основе тщательного анализа проблемных вопросов, поставленных в произведениях 19-20 веков, в контексте данного произведения, автора, времени, культуры. Успешно применяются на уроках следующие формы работы: комментарии историко-культурного, языкового плана; дописывание учащимися эпизодов, реплик, диалогов, которые могли бы существовать в тексте, составление писем, дневников от лица героев, рецензирование. Используются на уроках и ролевые игры, требующие проблемно-поисковую деятельность учащихся: урок - исследование по теме «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?», «Кто красивее – Наташа или Элен?»; лабораторная работа «Владимир Маяковский и

культура футуристов». (Анализ отрывков из стихотворений позволяет понять, что такое стихотворная «лестница», ответить на вопрос,  почему стих Маяковского называют декламационной тоникой).

              В целом, «интрига» урока литературы развивается таким образом, чтобы ученик оказался включен в «большой диалог» культур различных эпох и народов, оказался причастен свершениям и трагедиям разных времён, смог включить свой личностный опыт читателя в общую культурную копилку человечества.

     В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Сценарии нетрадиционных уроков  составляются и совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту художественного произведения, к слову писателя, возникает потребность в работе с книгами литературоведческого характера. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь.

     Таким образом, поиски новых путей в преподавании литературы дают свои положительные результаты. Творческий подход отражается и на качестве знаний учащихся. И не случайно они выбирали форму выпускного экзамена – защита реферата или проекта по конкретной теме, так как такая исследовательская работа даёт многое для понимания творчества поэта или писателя, открывает новые, неизвестные страницы его жизни.

     Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

     На своих уроках я часто использую игру, особенно в 5-7 классах. Это «Поле чудес», «Угадай произведение» и др.

        Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Продумывая новый урок, я стараюсь продумать и роль ученика на уроке. Ученик, выступающий в роли путешественника на обобщающем уроке - путешествии «Служебные части речи»  в роли содокладчика или оппонента на   заседании учёного совета по теме «Имя существительное

как часть речи» восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению творческих заданий строго индивидуально, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и  демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы».

     Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.    

Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:

На протяжении трёх последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества  обучения учащихся по русскому языку и литературе.

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, районной олимпиадах, занимая призовые места (Мельниченко Ольга, Петрова Дарья, Галькиева Диана, Юркевич Юлия, Аткарский Егор, Тамаров Роман, Петриняк Анастасия и др.).

Учащиеся принимают   активное участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, интеллектуальный марафон).

Повысился процент  участия обучающихся в различных  олимпиадах, конкурсах как городского, так и всероссийского и международного уровней («Задачка ру», «Продленка» и др.),  что говорит о существовании стабильного интереса учащихся к предмету.

Учащиеся создают проекты и выступают на научно-практических конференциях, пишут заметки в газеты. Учащиеся выбирают профилирующий предмет при поступлении в вузы – литературу.

Мои выпускники – состоявшиеся врачи, юристы, адвокаты, педагоги, научные сотрудники, преподаватели вузов, руководители предприятий, студенты учебных заведений. Они - люди с активной жизненной позицией, имеющие собственный взгляд на мир, собственную точку зрения на окружающую действительность, и в этом, я считаю, есть и моя заслуга как учителя русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной активности на уроках русского языка

Ни для кого не секрет, что в школу часто приходят дети с заниженным интересом к изучению  русского языка. Для таких детей пребывание на уроках русского языка становится скучным. Но скука не делае...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....