Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Танчук Любовь Ивановна

Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по программе инвариантного блока Именного образовательного чека

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

по теме «Развитие мыслительной деятельности  у  обучающихся 8классов  на уроках русского языка и литературы»

Работу выполнил(а):

Танчук Любовь Ивановна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Георгиевка

м. р. Кинельский

 

                           

Работу проверила:

Педан Л. А.,

методист кафедры

социально-гуманитарных наук

                                                     Самара

2013

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Анализируя свою деятельность как учитель русского языка и литературы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

-ученик легче усваивает уже готовые знания;

- отсутствие заинтересованности в постоянном поиске информации;

- слабо развита познавательная деятельность учащихся.

Сегодня перед школой стоит задача  внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов работы, которые способствовали бы развитию активизации мыслительной деятельности учащихся.

Объект изменений: развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Предмет изменений: педагогические условия по формированию и развитию мыслительной деятельности обучающихся.

Понятийный аппарат:

Стимул – это побудительная причина к какому-либо действию, относительно заявленной темы – к умственному действию.

Анализ ресурсов:

  1. Курсовая подготовка, самообразование, освоение СОТ;
  2. Кабинет, закрепленный за преподавателем и соответствующий требованиям СанПина; нтерактивное оборудование (ноутбук, проектор, интерактивная доска) с возможностью подключения к интернет-ресурсам;
  3. методические пособия по русскому языку и  литературе для учителей общеобразовательных учреждений.

Цель: Поиск новых форм и приёмов работы для формирования активной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Задачи:

  1. Изучить  проблемы  развития мыслительной деятельности  в отечественной научно-методической  литературе.
  2. Развивать мыслительную деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы;
  3. Разработать систему уроков, направленных на развитие познавательной активности обучающихся, и  разработанные уроки реализовать  в ходе практической  деятельности;
  4. Обобщить результаты реализации проекта.

Моя работа основана на  трудах  методистов, психологов : И. З. Озёрского, В. Б. Бондаревского, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского,  Л.С. Выготского. По Л.С. Выготскому, обучение – движущая сила психического развития.

Целевая аудитория:

Обучающиеся 8 класса ГБОУ СОШ с. Георгиевка

Сроки реализации: ноябрь 2013 – май 2015г

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный  этап (анализ профессиональных затруднений, определение цели и задач, изучение методической, педагогической и психологической литературы по теме, систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов) – ноябрь 2013 г.  – август 2014 г.
  2. Практический этап (внедрение опыта работы, отслеживание процесса  текущих и промежуточных результатов, формирование методического комплекса, проведение открытых уроков, участие в конкурсах, научно-практических конференциях) – сентябрь 2014 г –май 2015 г.
  3. Аналитический  этап (анализ методов, форм, способов деятельности по теме, подведение итогов, оценка эффективности работы) – май-август  2015г

Основные направления реализации проекта:

Работа по формированию развития мыслительной деятельности у обучающихся на уроках русского языка и литературы  ведётся по следующим направлениям:

- формирование когнитивного компонента;

- развитие поискового поведения;

Механизмы, средства и способы реализации проекта:

Содержание, технологии, организация работы, методы, которые используются  в работе для активизации  мыслительной деятельности обучающихся достаточно хорошо изучены и активно применяются многими педагогами. Новизна заключается, на мой взгляд, в оптимальном сочетании известных форм методов и средств работы с применением оригинальных способов и приёмов. Толчок или стимул – это побудительная причина к некоему действию. Стимулирование мыслительной деятельности – это создание условий для повышения качества мыслительных процессов, главными из которых является, как мне представляется, систематическая, личностно значимая, плодотворная умственная деятельность и живое общение обучающихся, обмен информацией между собой и с учителем. Цель  – способствовать развитию мыслительных, коммуникативных навыков обучающихся, необходимых не только в процессе изучения русского языка и литературы, но и других предметов, а в конечном итоге служащих для пополнения активного жизненного опыта.

Практическое использование игры на уроках русского языка и литературы

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

Игры при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы.

Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.

Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала.

Организация изучения нового материала на уроке достигается:

- посредством устного изложения материала;

- посредством работы с печатным текстом;

- в процессе работы с наглядностью;

- в ходе практической работы учащихся.

Устное изложение  материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Устный диафильм», «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания». В игре «Древо познания» обучающиеся учатся ставить вопросы к изучаемому  материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые обучающиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. Разберём эту игру по структурным элементам (по времени она разбивается на два урока). На первом уроке проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснение её правил  и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторении пройденного.

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроках русского языка и литературы строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный приём-беседа, помогающая   обучающимся самостоятельно извлекать знания.

Примером могут быть следующие игры: «Живая картина», «Экскурсия»,

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение  материала

К  дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение пройденного  материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры – головоломки.

Словесно – логические – это игры, в которых на основе  создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён,  фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.

К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д.

Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет литературоведческий термин  или какого-либо героя. Например, Александр Невский.Обучающиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Александр Невский может ассоциироваться с образом святого , но могут быть ассоциации не совсем понятные, например, с Иваном Грозным. В этом случае можно попросить объяснить, почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далёкими от реальности. В этом случае лучше не заострять на них внимание.

Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания обучающихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания

Игры – головоломки – ребусы- это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.

Ребусы. В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком или после него стоит столько запятых, сколько букв надо отнять в начале или в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до; если запятая перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву я, а за ней - ц; слово под-к-о-в-а — вверху букву к, а под ней букву о внутри буквы а.
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание.

Слова из слов. Эту игру можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка — город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор — раз» — и делает паузу. Если кто-то нашел еще слово — порода и опять возникла пауза, «аукцион» начинается с последнего слова: «Порода — раз... порода — два... порода — три». Победитель тот, кто назвал последнее слово.
В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда обучающие слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Этим ролевая игра отличается от игры с правилами – последняя, после того, как её несложные правила усвоены обучающимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре.

Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с  правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее. Подробнее можно рассмотреть игру «Урок - суд», на примере урока «Литературный суд над А. В.  Мальцевым» в 8 классе по рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

« Сегодня на уроке мы поговорим о герое рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире», рассмотрим проблему активной жизненной позиции человека в труде и в сфере отношений человека к человеку, попытаемся дать оценку поступку героя, сделаем вывод о том, виновен он в содеянном или нет.

Представим себе, что мы в зале судебного заседания. Одни ребята выступят в роли обвинителей, другие в роли защитников, будут представлены также свидетели со стороны обвинения и защиты, слушатели – аналитики и, конечно же, сам обвиняемый. Беспристрастные судьи помогут нам вынести справедливый приговор. Протокол судебного заседания будет вести секретарь. Следить за работой суда попросим общественных наблюдателей. Я же отвожу себе роль режиссёра действия. Итак, мы начинаем…»

 Игра позволяет активизировать работу учащихся, даёт возможность  глубоко изучить  материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).

Подводя итог этой главы необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение  материала на уроках русского языка и литературы позволяют заинтересовать обучающихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.

Постановка проблемных задач

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы, развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

Использование электронных образовательных ресурсов  в образовательном процессе

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе, становятся жизненной  необходимостю. Появление различных образовательных ресурсов   существенно облегчило и разнообразило работу учителя русского языка и литературы. С помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры.

Используя желание детей смотреть мультипликационные, художественные, документальные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще к  литературе, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение обучающего. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.

Научно-исследовательские работы с учениками

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу

Учебно-исследовательская деятельность является одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках русского языка и литературы

Под учебно-исследовательской деятельностью следует понимать форму организации учебно-воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом; решение этих задач в последовательности этапов, характерных для научного исследования; оформление результатов собственной деятельности и превращение их в достояние общественности.

Так, учащимися в последе годы были подготовлены такие проектные и исследовательские работы. Как «Мистика и фантастика в ранних произведениях Н.В.Гоголя» (ПотапенкоВ.), «Деловые бумаги», (МаловаО М),  «Богатырь Илья Муромец» (Пермякова Ю.),  «Художественное мастерство Лермонтова» (Николаева С.),«Христианские мотивы»,«Ёфикация»(Попова К)

Семинар как форма развития мыслительной деятельности

Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.

Семинар - это:

• «вид учебных занятий, обсуждение   учащимися    под    руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;

•  «форма  учебного   процесса,   построенная   на   самостоятельном   изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим  оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».

Считается, что настоящие семинары начали проводиться в Московском университете со второй половины XIX века. Чаще всего используется лишь вопросно-ответная форма семинара и реже -обсуждение рефератов.

Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, обучающимися готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения русского языка и литературы. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.

При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.

Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.

Некоторым учителям кажется, что в этом методе нет ничего необычного, ведь сейчас дискутируют все. Однако анализ семинаров-дискуссий показывает, что нередко содержание таких занятий заключается в известном, но несколько перефразированном выражении: «Много шума и ... ничего».

В переводе с греческого,  дискуссия - это рассмотрение, исследование. В русском языке термин имеет несколько определений:

•    «публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы»;

• «устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения».

Тип дискуссии зависит от целей, определенных учителем на конкретное занятие.

Императивный тип дискуссии (требующий безусловного согласия), в условиях которой участники семинара приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники семинара подошли к одной; единая точка зрения аргументировано и обстоятельно доказана всеми обучающимися и понята ими

Конфронтационный тип дискуссии (столкновение мнений), в процессе которой участники семинара не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный» поскольку участники семинара (микрогруппы из участников семинара) остались каждый при своём мнении.

Информативный тип дискуссии. Обчающиеся получают в первую очередь от ведущего такой материал, который позволяет лишь вникнуть в сущность вынесенной проблемы. Такая дискуссия получила название «неопределённой», поскольку её главный вопрос так и остается нерешенным, либо переходит на еще более сложный уровень.

Все три типа дискуссий на семинарах имеют право на жизнь в школах. Однако в школьной практике предпочтительнее императивный тип дискуссии, так как время, отведённое на изучение литературы, уровни знаний учащихся, их навыки и умения вести дискуссию часто не позволяют использовать два других типа.

Выделяются принципы дискуссии на семинаре.

Равенство участников дискуссии означает полное равноправие всех участников семинара. Никто из дискутирующих не подвергается психологическому давлению. Все имеют право на слово, свою точку зрения, своё мнение.

Устойчивая направленность дискуссии, то есть путь развития дискуссии выдержанный, стабильный. Знания учащихся и время, отведённое на семинар, направлены на поиск общей позиции наиболее оптимальным путём.

Адекватность восприятия. Высказанные точки зрения одними участниками дискуссии воспринимаются соответственно равноценно другими участниками дискуссии, и наоборот.

Тема дискуссии должна носить актуальный и солидный характер. Актуальность определяется той пользой, которую принесут обучающимся полученные в ходе дискуссии знания, а также навыки и умения их добывания. Солидность темы предполагает её высокую значимость в изучении литературы. Мелкие вопросы на дискуссию не выносятся.

Должен быть определён порядок ведения дискуссии. План семинарского занятия составляется заблаговременно преподавателем. С темой семинара преподаватель знакомит обучающихся в начале изучения раздела, а за 10 - 15 дней с вопросами и источниками для работы.        

 План дискуссии включает:

1) вступительное слово. Ведущий формулирует дискуссионную    тему, обосновывает её. Особо выделяется тезис, то есть положение, истинность которого должна быть доказана, и антитезис, то есть суждение, противопоставленное тезису;

2) выступления и возможные реплики   участников,   не   нарушая   правил дискуссии, оперативно и умело гасит возникающие конфликтные ситуации, обеспечивает свойственную учебной дискуссии тотальность и т. д.;

3) формирование альтернативных групп. Это должно   стать   правилом дискуссии   -   формирование   групп   единомышленников.   Те      ведущие, которые недооценивают этот фактор, не разжигают искорку разномнения, не понимают сущности дискуссии;

Постепенное подведение дискуссии к общей точке зрения. Поскольку дискуссии имеют учебные цели, они должны, как правило, завершаться положительным результатом, то есть все или большинство участников должны встать на единую или близкую к ней точку зрения. В ходе этой работы ведущий  как бы отсекает избыточную информацию в выступлениях обучающихся, тем самым группирует важную информацию и сближает точки зрения дискутирующих.

Данный этап занятия предполагает соблюдение ряда правил (на семинаре говори, а не читай материал подготовленного ответа; ответ строй четко и обоснованно; слушай и оценивай ответ товарища; быстро включайся в обсуждение поднятых вопросов и т. д.) позволяет развивать речь, формирует у учеников умение самостоятельно работать (готовить выступление, отбирать источники информации);  

4) заключение. В нём подводятся итоги дискуссии:

•  формулируется   основная   точка   зрения,   к   которой   пришли   участники семинара;

•  объявляются вопросы темы, требующие дополнительной обработки;

• определяются  практические  занятия  с  целью  реализации теоретически) наработок;

•  дается задание для подготовки к изучению новой темы.

Недостатки дискуссии. Они имеют место в условиях слабой подготовки дискуссии и неумелости педагога. Наиболее характерным пороком является выступление части обучающихся в качестве разрушителей, отрицателей и т. п.  Разговор выливается в «плохо то, плохо это, нужны перемены».

Важным недостатком дискуссии являются разговоры, не имеющие непосредственного отношения к теме. Третий недостаток дискуссии - использование в выступлениях утверждений в сослагательном наклонении: «Вот если бы...». Однако, несмотря на это, важность дискуссии для развития мыслительной деятельности учащихся актуальна.

Прогнозируемые результаты:

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у обучающихся;
  • осознание ценности творческого открытия обучающимися;
  • повышение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования школьников.

Все педагоги школы, осуществлявшие сотрудничество с автором по реализации данного опыта, отмечали большую заинтересованность обучающихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

- важная задача учителя – обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;

- обучающнгося  привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;

- одним из резервов повышения эффективности  обучающегося  является целенаправленное формирование мотивов учения;

- существенное значение при положительном отношении обучающегося  к учению имеет понимание значимости знаний;

- в целях качественного преподавания уроков русского языка и литературы учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;

- важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов у обучающихся в процессе учебной деятельности;

- привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;

- на основе предложенного материала автор считает, что наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, видеоматериалы, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

- для успешного преподавания русского языка и литературы  необходимо также  знание психологических особенностей обучающихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания ;

В работе предложены практические рекомендации для учителей русского языка и литературы,  которые помогут учителю в практической деятельности. Содержание данной работы может быть использовано учителем при организации реального учебно-воспитательного процесса.

Критерии оценки результатов реализации проекта:

Для выявления результатов нами используются диагностические методики следующих авторов:

•        Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.

•        Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.

•        Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.

    Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

    Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

    Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Способы предоставления результатов: система уроков по русскому языку и литературе, «копилка» методических идей, аналитический отчет по итогам практической деятельности.

Ресурсное обеспечение: реализация проекта не потребует дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Список использованной литературы:

1.      Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1990.

2.   Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3.      Баев П.М. Играем на уроках русского языка. Метод, пособие для  учителя. - М.:  Русский язык, 2000. 12с

4.      Волина В. Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург . 2000.7с.

5.      Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М.: Просвещение, 1991.

6.      Бьюзен Т. Научите себя думать

http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/superlearning/nauchite_sebya_dumat_buzan.zip

7.      Выготский Л.С. Мышление и речь//

http://www.koob.ru/books/common_psychology/vihotskij_mishlenie_i_rech.rar

8.      Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение 1988.

9.      Ильин Е.Н.. Рождение урока. – М.: Просвещение 1990.  

10.  Картер Ф. Развивайте интеллект.//

http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/razvivaite_intellect.rar

11.  Кроль В.М. Психология и педагогика.//

http://allengl.narod.ru/d/psy/psy048.zip

12.  Кукушкин В.С. Общие основы педагогики.//

http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie_osnovy_pedagogiki/index.shtml

13.  Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности.//

http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...