Стимулирование творческой активности на уроках русского языка и литературы как условие развития способностей учащихся
опыты и эксперименты по русскому языку

Манзык Мария Васильевна

 

Ребенок – это факел, который

нужно зажечь, а не сосуд, который

нужно наполнить.

Рабле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_tvorcheskoy_aktivnosti_.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребенок – это факел, который

нужно зажечь, а не сосуд, который

нужно наполнить.

Рабле.

«Творческая личность», « творческий подход», « думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современности. Самый лучший способ, стимулирующий творческую активность учащихся на уроке,- это получение « 4» и «5». Но чтобы их получить, необходимо накопить определенную сумму знаний, что требует затраты большого труда.

Чтобы творческая активность являлась условием развития способностей ученика, необходимы, в первую очередь, внутренняя раскрепощенность его, желание и умение работать с учебным материалом. И поэтому оценка, как таковая, на этом этапе, может быть не самым эффективным методом. Поэтому, развивая творчество школьников, предлагая им индивидуальные задания, нужно избегать неудовлетворительных оценок,если ученик не справился. Не справился - тренируйся. Остановлюсь на некоторых формах работы.

Сейчас в старших класса, где русский изучается блочно, работе над комплексным анализом текст отдается приоритетное направление, т.к. текст остается тем дидактическим материалом, который цементирует всю работу по усвоению материала, обеспечивает формирование у школьников речевых умений в естественных условиях, готовит к успешной сдаче ЕГЭ.

Текст является дидактическим материалом, где иллюстрируются особенности употребления изученных единиц. Чаще всего используется на этапе обобщения и закрепления изученного материала. Именно на этом этапе можно говорить о стимулировании творческой активности на уроке.

Текст всегда связан с коммуникацией. Следовательно, речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст дает возможность в большем объёме, чем отдельные предложения, реализовать свои знания, повторив разные разделы языка: фонетику, лексику, орфоэпию, синтаксис. А постоянная работа с текстом способствует лучшему запоминанию теоретического материала.

На втором этапе – происходит процесс глубокого изучения определенного понятия. Лучше всего это делать через анализ отдельных предложений.

На третьем этапе текст вновь становится основным дидактическим средством. Самостоятельному составлению связных высказываний предшествует выполнение тренировочных упражнений, в основе которых лежит написание небольших текстов ( по жанру, стилю, содержанию и т.д.)

В тренировочные упражнения включаю:

  • дополнение текста ( написание вступления и заключения);
  • свободные и творческие диктанты;
  • написание мини- сочинения;
  • трансформацию текста;
  • восстановление деформированного текста;
  • составление текста по модели (по плану и т.д.)

На мой взгляд, повышению творческой активности учащихся способствует работа с карточками, определенной направленности:

  • карточка- подсказка ( для ученика дан теоретический материал, если что –то забыл);
  • карточка- дверь ( напоминание о трудностях, исключениях);
  • тренировочная карточка( дан ключ, ответы)
  • карточка – пятиминутка ( мини – контрольная);
  • контрольная карточка и т.д.

Вся эта работа ведет к развитию способностей учащихся и, как результат всей работы, к написанию изложений и сочинений, к успешной сдаче ЕГЭ.

Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным, позволяют связывать мысли, являются основой творческого мышления. Очень важно, чтобы воображение школьника давало результаты по усвоению учебного материала. Вот несколько примеров по созданию так называемого «мысленного экрана».

  1. Образность при запоминании словарных слов ( вход в пАлАтку похож на букву А; Орбита имеет такую же форму, что и буква О и т.д.).
  2. Рифмовка правил по русскому языку ( НЕ с существительными пишется раздельно, если есть союзом А противопоставление).
  3. Орофоэпические нормы русского языка ( телефон « молчит», телефон « звонит»).

Такие и подобные формы работы на уроке помогают учащимся « населить» учебный материал образами воображения и сделать его « своим» ( собственно, это и значит « усвоить»). Такие формы работы особенно продуктивны в классах со слабыми учебными возможностями.

Развитию творческой активности способствуют так называемые «нестандартные уроки». Например, после изучения литературы 20-30 годов в 11 классе провожу урок- презентацию (или предлагаю такую творческую работу) «Цветы любимому поэту, писателю», на котором учащиеся создают посвящения ( в прозе , в стихах) и «дарят цветы» поэтам и писателям, чьё творчество оставило у них наиболее яркое впечатление. Например, Есенину – полевые цветы

( « сын русских полей»), Маяковскому - гвоздики( символ революции), Шолохову – букет из пшеницы и васильков и т.д. Такие задания стимулируют воображение и рассчитаны на то, что учащийся получает не готовый образ, а «приглашение к придумыванию» и имеет возможность проявить свое творчество. Я остановилась только на некоторых формах работы по стимулированию творческой активности учащихся.

Работа же по стимулированию творческой активности на уроке требует от учителя кропотливой работы, создания микроклимата на уроке, пробуждению интереса к учебной деятельности и желания добывать знания в процессе самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"...