Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики
статья по физике (8 класс)

Гришаева Инна Владимировна

Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsiya_statya_trenirov._sam._rab.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательная учреждение

 школа №5 Центрального района Санкт-Петербурга

Статья по физики по теме:

«Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ  при решении тренировочных задач на уроках физики».

Автор: учитель физики

            Гришаева Инна Владимировна

Санкт-Петербург

2015


Самостоятельная работа - это метод, который  помогает мне, выяснить способности учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Как правило, я сталкиваюсь с тем, что часть учащихся достаточно легко справляется с поставленными задачами, а остальные... Остальные даже и не пытаются их решать, зная, что они не смогут это сделать никогда. Они привычно списывают ответы с доски либо из тетради соседа. Но, несмотря ни на что, я требую и от тех, и от других вдумчивого и полного решения задачи, поэтому, зная  о разных возможностях учащимся класса предлагаются  разноуровневые  тренировочные задания, без ущерба самолюбию.

Для всех учащихся необходимо ставить посильные цели и сообщать о конкретной оценке за совершенные действия.

Проводя самостоятельные работы по решению типовых задач, я заранее оговариваю, за какую задачу можно получить такую-то оценку. И даже привожу в тексте работы основные формулы для расчета. Ведь, как известно, повторенье – мать ученья. И если ученик не знает формулы (не выучил, забыл от волнения, не был на данной теме, да мало ли еще какие причины), у него все равно есть шанс решить задачу, а может быть, даже и понять то, что раньше никак не давалось понять. При этом для того, чтобы ученик сразу же мог оценить решение своей задачи, я предлагаю к ним ответы (правда, только для задач на «3»). Таким образом я делаю все возможное, чтобы ученик заработал свою «кровную» тройку. Ну, а чтобы получить «4» и «5», нужно будет потрудиться.

Часто на своих уроках использую тренировочные самостоятельные работы.  К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. В заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить законы, формулы, свойства тех или иных физических объектов.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ ученику необходима моя помощь. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

При проведении самостоятельной работы для слабоуспевающих учеников, я  сложные задания делю на простые , трудные задачи – на ряд элементарных, оказываю различные виды помощи:

-указываю тип задачи;

- выдаю к задаче рисунок, чертеж, схему или краткую запись условия, алгоритм решения;

-  указываю аналогичную задачу, решенную ранее;

- объясняю ход решения подобной задачи;

-предлагаю решить вспомогательную задачу, наводящую на решение основной задачи;

- указываю теорию, правила , формулы, на основании которых решается задача.

 Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако, можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. Алгоритмы способствуют лучшему запоминанию и систематизации информации.

 Предлагаю общий алгоритм для решения задач.

  1. Внимательно прочитать условие задачи.
  2.  Установить в общих чертах условия задачи и каким физическим законам они отвечают.
  3.  Сделать краткую запись условий. Обычно слева в столбик записывают все данные и искомые величины.
  4.  Все данные задачи сразу выразить в одинаковых величинах (СИ).
  5.  Сделать чертеж, схему или рисунок, поясняющие описанный в задаче процесс.
  6. Указать на чертеже все данные и искомые величины задачи.
  7.  Решить задачу в общем виде (получить «рабочую формулу» )
  8.  Произвести вычисления.
  9.  Произвести проверку единиц величин, подставив их в "рабочую формулу".
  10.  Полученная единица должна совпадать с единицей искомой в задаче величины.

Индивидуальный подход в обучении позволяет всесторонне развивать задатки, склонности и способности ученика. Повысить результативность обучения ,помогают знания психологии ученика, особенности его нервной деятельности. Учащиеся, отличающиеся быстрой реакцией, молниеносно реагирующие на все, в том числе и на отвлекающие факторы (сангвиники и холерики), могут начать отвлекаться уже при первичном прочтении задания, если они сразу что-то в нем не уяснили. Поэтому при организации самостоятельных работ я обращаю внимание прежде всего на таких учащихся, не дав им возможность переключится на другое. Учащиеся, отличающиеся медлительностью умственных действий (флегматики и в особенности меланхолики) не сразу переключаются на другой вид деятельности. Например, класс приступил к очередной самостоятельной работе, я уже раздала тетради, записала тему работы, комментирую задание, учащиеся вроде бы внимательно слушают, на самом деле внимание большинства из них обращено на ту отметку, которую они получили за предыдущую письменную работу, поэтому внешняя дисциплинированность таких учащихся обманчива. При организации самостоятельной работы с такими учащимися нужно своевременно переключить их внимание на предстоящую деятельность, для этого можно использовать краткую беседу с таким учеником или короткие реплики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

Никаких универсальных рецептов для выработки умения уверенно решать физические задачи не существует. Необходимые навыки приходят только в результате упорного труда по мере накопления опыта. Тем не мен...