Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Югова Наталья Ивановна

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при использовании нетрадиционных приемов его изучения может обеспечить развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

     С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.) школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке и сами формулируют тему словарно-орфографической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Югова Наталья Ивановна.

                                                                      Учитель русского языка и чтения.

                                                                           Муниципальное бюджетное  

                                                                           специальное (коррекционное)

                                                                           образовательное учреждение  

                                                                       для обучающихся, воспитанников  

                                                      с ограниченными возможностями здоровья  

                                «Специальная (коррекционная)                                                  

                                общеобразовательная школа                                      

                  № 54 VIII вида» г. Перми                                                                                

                                                                                                          Город Пермь.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

при проведении словарно-орфографической работы

на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

       Развитие самостоятельности и активности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – сложная педагогическая задача. Сознательное усвоение знаний и навыков предполагает известную самостоятельность и активность в этом самих учащихся. Между тем, известно, что для большинства учащихся С(к)ОУ  VIII вида характерны: отсутствие интереса к умственной работе, рассеянность, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности. Кроме того, умственно отсталые ученики и в старших классах нередко затрудняются  в выборе правильного решения даже простых учебных заданий, их самостоятельность при выполнении заданий во многом ограничена.    

       Поэтому самостоятельная работа, как метод обучения и воспитания учащихся С(к)ОУ  VIII вида, должна использоваться на всех этапах обучения, активизируя инертных детей, мобилизуя возбудимых учеников на усвоение учебного материала.

     Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при использовании нетрадиционных приемов его изучения может обеспечить развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

     С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.) школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке и сами формулируют тему словарно-орфографической работы.

     В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.

Цель: развитие устойчивости, распределения внимания, кратковременной памяти, речи, аналитико-синтетического мышления.

Например:  - Вы сможете определить новое словарное слово, если распределите прямоугольники по степени увеличения точек в каждом из них ( адрес, 5 класс).

   

  Постепенно количество конкретных указаний учителя уменьшается.

Учитель сообщает: - Вы сможете назвать новое слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв слова ( космонавт).

     Позднее в учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное отсутствие учебных указаний. Например, предлагаю учащимся:

- Внимательно посмотрите на данную запись, назовите два словарных слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

         

Р        И        Ц        Х        Е        П        Р        Г        Е        У        Т        Р

- Какие это слова? Как вы их нашли?  (рецепт, хирург)

     При выполнении таких заданий обязательно побуждаю учащихся к объяснению способов их выполнения. Данные задания позволяют развивать и корригировать интеллектуальные качества учащихся, а отсутствие установок учителя заставляет детей более сосредоточенно мыслить, развивает самостоятельность, волю, наблюдательность, формирует четкую, обоснованную речь.

     Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление, корригировать интеллектуальное недоразвитие.

Например:

- назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Какие это слова?

1-е слово:        6,   1,   9,   3,   2,   4,   8                         (пациент)

2-е слово:        5,   6,   2,   7,   1,   9,   3,   10                 (операция)

Каждому числу соответствует определенная буква.

1      2     3       4     5     6     7      8      9     10

А     Е     И     Н    О     П     Р     Т     Ц     Я

   В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

    Пример задания, предусматривающего закрепления знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.  (бригада).

               

                   Ф                       Х     Р                            Г      Т     А            Х

           

             П                    Б        К                    С     Ш    И                          Д            А

           

При изучении темы «Местоимение» предлагаю такое задание:

- Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: (мастер)

МНЕ (С), МЕНЯ  (Т),   Я  (М),  МЕНЯ  (А), ОБО МНЕ  (Р), МНОЙ  (Е).

    Вы сможете назвать новое словарное слово, если правильно распределите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.

     В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем русского языка использую такое задание:

- Вставьте в слова пропущенные буквы и из них составьте новое слово из «Словаря» (антракт)

охр.нять,   сол.це,   радос.ный,   пе.рон,   зн.чение,   галсту.,   жу.кий

     Для развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания для самостоятельной работы усложняются. Например, читаю словосочетания:

скалистая местность,  пожарная служба, обтачная ткань, легкая простуда, ледниковая гора, дорогое украшение, далекая деревня, акварельная краска, морской берег, тревожная ночь.

- Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная, и вы узнаете новое словарное слово (солдат).

     В следующем примере сочетаются разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуются орфографические навыки, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память, умение выполнять самостоятельные задания.

- Выполните задания и определите буквы искомого слова (тренер):

1. Первая буква слова является согласной 2-го слога в слове ТРОТУАР.

2. Вторая буква является последней согласной в слове ТЕЛЕВИЗОР.

3.Третья  буква является непроверяемой безударной гласной в слове    

   МЕТРО.

4. Четвертая буква является первой согласной в слове НАСЕКОМОЕ.

5.Пятаябуква является безударной гласной в корне слова ВЕСНА.

6. Шестая буква является третьей согласной в слове АВТОРИТЕТ.

     Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе самостоятельного установления нового слова знания по другим дисциплинам.

    Задание, предусматривающее использование первичных знаний по геометрии. Даю установку:

- Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них:

        Б        А           Д        Ы

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. (Время 2-3 мин, после чего фигуры убираются). Затем показываются геометрические фигуры без букв в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить слово.

     Задание на использование знаний по ИЗО. На доске изображены квадраты разных цветов.

                      Г             О             Д             О             О                В            Р

Предлагаю мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать слово (договор).

     Очередное задание может выглядеть так:

-Внимательно посмотрите на данную запись:

в.сна               гор.д                          ?                                             (народ)

тр.ва                угон                          ?                                             (вагон)    

 

Для составления слов использованы последние слоги 1-й и 2-й строк.

   При выполнении такого рода заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, внимание, связная аргументированная речь. С помощью этих заданий можно повысить орфографическую зоркость учащихся.

    Вышеперечисленные задания дают возможность поднять на новый уровень эффективность самостоятельной работы, которая способствует развитию связной устной и письменной речи, прочных навыков грамотного письма, является мощным средством воспитания у учащихся С(к)ОУ VIII вида интереса к родному языку, желания изучать его, формирует такие личностные качества, как умение самостоятельно работать, сосредоточенность, добросовестность.

                                              ЛИТЕРАТУРА.

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной

    школе. М.Прсвещение,2002.

2.Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на

    основе коммуникативно ориентированной модели обучения русскому

    языку. Дефектология, 2003, № 5, С.22.

3.Лалаева Р.И. Особенности развития умственно  отсталых    

    школьников.Дефектология,2003.№ 3. С.29.

4.Шадриков  В.Д. Деятельность и способности.М.Ростак.1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Интегригованный урок русского языка в 9 классе, школы VIII вида по теме: "Деловое письмо"

Данный материал разработан с целью обучения учащихся  правильно заполнять деловые бумаги (заявление) для дальнейшей социальной адаптации...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...