Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"
статья по физике на тему

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики.

С введением  ФГОС   школьный  учитель должен не только научить учащихся решать количественные и качественные задачи по  физике,  но и   научить применять полученные знания  в повседневной жизни. Учащиеся  должны научиться самостоятельно  добывать знания и находить им применение. Особая роль в обучении отводится внеурочным мероприятиям. Учащиеся должны быть задействованы в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Между уроком и внеурочной деятельностью  должна  прослеживаться чёткая связь.

Также основу обучения составляет воспитательный процесс.  Успех в образовании достижим  при  совместном  учебном  и воспитательном воздействии на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с  учителями и родителями важная часть работы школы.

 Формы работы:

  1. Опыты по физике в домашних условиях.

Простейшие  опыты,  возможно,  выполнять с 7 по 11 класс.  Опыты включены  в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе.

Для выполнения домашних опытов в классе должны быть сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы. Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты работы на уроке.

Например,  учащиеся  8 класса выполнили работу: «Микроклимат квартиры»

Цель   работы:  изучение экологического  состояния своего дома.

Задачи:

  • выяснить, что может навредить  нам дома;
  • провести анализ микроклимата помещений дома;  
  • выявить физические  загрязнения своего дома;
  •   предложить пути решения проблем связанных с экологией дома.

При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и температуру воздуха.

Результаты работы:

  • В целом  микроклимат  дома наших учеников оказался  в норме.

Для его улучшения следует:

  • повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить лампочки  

( вместо  лампочек в 100 Вт  поставить  более мощные  и увеличить их количество)

  • для хорошего доступа естественного света  нужно обеспечить доступ в жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.
  • поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов
  • для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею  посуду с водой, приобрести  декоративный фонтан. В сухом помещении можно развести побольше цветов.
  • запретить  курить  в помещении;

Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными,  повышает интерес  родителей  к учебному процессу.

  1. Исследовательская работа  учащихся.

Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике является:
- выявление и поддержка одарённых учащихся;
- развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике являются:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Этапы работы с учащимися:

  1. Подготовительный.

Выбор темы. Определения цели и задач. Выявление уровня подготовки учащихся к выполнению исследовательской работы. Составления плана работы,  знакомство с различными  методами  проведения эксперимента, обучение работе с литературой.

  1. Курирование научно – исследовательской работы.

Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке результатов.

  1. Подготовка к защите работы и выступлению на  научно – практической конференции

Подготовка  работы согласно требованиям  к  оформлению на данной  конференции, подготовка выступления, выполнение презентации.  Ученик должно   грамотно докладывать о своём исследовании,  не бояться  аудитории, уметь отвечать на вопросы,  отстаивать свою точку зрения, опираясь на  результаты исследовательской  работы.

  1. Реклама научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.

  Учащиеся,  представившие свою работу на научно – практической конференции,  выступают с  презентацией  своей научно – исследовательской   работы  перед учителями и учащимися своей школы.  

  1. Посещение музеев, выставок, связанных с  предметом.

В качестве примера  -  посещение выставки «Лабиринтум».  Интерактивный музей занимательной науки. В его экспозиции находятся 60 экспонатов, наглядно демонстрирующих принципы действия различных законов физики и объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего мира. Лабиринтум разделен на семь тематических зон. Зона «Зеркальный мир» содержит лабиринты и другие экспонаты, связанные с игрой отражений, «Зона логических задач» развивает мышление, «Мир физических экспериментов» демонстрирует маятники, магнитный мост, воздушную пушку и другие экспонаты, предназначенные для коллективных опытов и самостоятельных исследований.

  1. Предметные недели в школе.

 В   школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету.  До начала предметной  недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и назначаются ответственные лица.  В каждый день недели обязательно проводится одно или два  мероприятия, как правило, во внеурочное время.

Например: «План проведения предметной недели»

Примерный план:

  • Своя игра - команды учащихся 7,8 классов
  • Парадоксы физики 11 класс
  • Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона»  9 класс
  • Физическая спартакиада 10 класс
  • Посещение  музея « Лабиринтум»  7 класс
  • Брейн – ринг по физике для 9 класов

Внеклассные занятия и формы их проведения должны быть интересны всем участникам этого процесса: учителю, родителям и учащимся.  Внеурочная деятельность  принесет пользу лишь в том случае, если она опирается на потребности ученика и  вызывает положительные эмоции.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже ...

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...