Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО
методическая разработка на тему

Бикбулатова Маргарита Викторовна

В работе  рассматриваются вопросы:

·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности

·        Понятие, содержание, цель,  задачи и планируемые результаты внеурочной деятельности

·        Система оценки результатов внеурочной деятельности

·        Направления, формы, базовая организационная модель внеурочной деятельности в условиях основной школы

·        Требования к программам внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

1.1. Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования  основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся выступают следующие документы:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;  

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».

1.2. Понятие, содержание, цель,  задачи и планируемые результаты внеурочной деятельности

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно - урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

Внеурочная деятельность является обязательной. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Одно из главных требований  к  внеурочной деятельности - аудиторных занятий не должно быть более 50%.

Цель внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи:

  •  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  •  удовлетворить потребность в творческой деятельности;
  •  создать оптимальные условия для развития ребенка;
  •  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования, определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения. Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.

Второй подход к определению планируемых результатов         внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

• Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 • Второй уровень результатов -  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

• Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

1.3. Система оценки результатов внеурочной деятельности

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности  может происходить на уровнях:

  •  представления коллективного результата группы обучающихся;
  • индивидуальной  оценке  результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления может  происходить  на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.

  Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося  может использоваться  портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится комиссией, которая создается приказом руководителя ОУ. В состав комиссии  могут входить: классный руководитель, члены школьного парламента, педагоги воспитательской службы. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.

   Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ учащегося, демонстрирующий   его усилия, прогресс, достижения. В портфолио включаются фотографии продуктов исполнительской деятельности, творческие работы, материалы самоанализа и т.п.

Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

1.4. Направления, формы, базовая организационная модель внеурочной деятельности в условиях основной школы [3, раздел III, п. 13]

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное;
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Формы: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности:

  • вариативная часть учебного плана ОУ (спецкурсы, школьные научные сообщества и т.д.);
  • дополнительное образование ОУ (секции, кружки и т.д.);
  • дополнительное образование учреждений культуры и УДОД (как на базе самих учреждений УДОД, так и школ);
  • группы продленного дня;
  • классное руководство (деятельность кл/рук.: экскурсии, диспуты, общественно полезные практики и т.д.);
  • инновационная (экспериментальная) деятельность (деятельность по разработке, апробации и внедрению новых программ, в том числе, учитывающих региональные особенности);
  • деятельность иных  педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого).

1.5. Требования к программам внеурочной деятельности

      Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ общеобразовательного учреждения, характеризующий систему образовательной деятельности. Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа должна обеспечить гарантии  в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.

       Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику реализации содержания образовательной программы с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей, возрастных особенностей обучающихся, особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

       Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» определены основные требования к рабочей программе внеурочной деятельности. [5, п.10]

В соответствии с приказом рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать три основных компонента:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

Мы предлагаем следующую структуру программы:

         1. Титульный лист.

На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается:

  • название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
  • гриф утверждения;
  • дата и № протокола педагогического (методического)  совета, рекомендовавшего программу к реализации;
  • направление внеурочной деятельности, в рамках которого будет реализовываться программа;
  • название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
  • возраст школьников, на которых ориентирована программа (класс);
  • разработчик-автор программы (ФИО, занимаемая должность);
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
  • год разработки программы внеурочной деятельности.

2. Пояснительная записка.

    В «Пояснительной записке»

  • раскрываются цель и задачи программы в соответствии с выбранным направлением внеурочной деятельности;
  • обосновывается новизна, актуальность, педагогическая  целесообразность программы;
  • дается характеристика ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности в аспекте приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям.
  • описываются педагогическая идея, положенная в основу предлагаемой программы, и принципы построения программы;
  • указывается связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеурочной деятельности);
  • обозначается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
  • дается информация о продолжительности программы и форме занятий (кружок, секция, клуб, студия, лаборатория и т.д.);
  • указываются особенности, формы и методы  организации внеурочной деятельности;
  • прописываются сроки реализации программы (общая продолжительность, этапы), формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции т.п.).

3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.  Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно универсальными учебными действиями (УУД) – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся в ходе ее реализации, а также какие предметные и личностные результаты будут достигнуты.

Специфика внеурочной деятельности предполагает широкую вариативность форм промежуточного и итогового контроля. Это могут быть выставки, концерты, соревнования, конференции, презентации проектов, акции и многое другое.

      4. Тематический план

Тематический планпрограммы целесообразно представлять в виде таблицы, которая может содержать:

– перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности;

– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. По требованиям стандартов количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

      5. Содержание программы

Содержание  включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

- указать название темы;

- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

-  указать, в каких формах организуется образовательный процесс  

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема – введение в программу.

    6. Учебно-методические  и материально-технические средства обучения

В данном разделе программы курса следует представить в полном объеме средства, которые используются при организации совместной деятельности обучающихся и педагогов в процессе реализации программы. Перечень учебных пособий, справочно-информационных источников, материалов периодической печати, цифровых образовательных ресурсов, учебно- лабораторное оборудование, аппаратура, компьютерная техника и др.

Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы. В него должна включаться как литература, используемая для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога.  Литература оформляется в соответствии с ГОСТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках физики"

Статья: " Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках  физики"...

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС

Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на примере курса "Наглядная геометрия" 5-6 класс...

Организация внеурочной деятельности как эффективное условие реализации ФГОС

Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные, познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие  конкрет...