Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
статья

Самахужина Фазима Уразаевна

1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.

2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_chipkro.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.У.Самахужина,

Челябинская область, Аргаяшский район

д. Метелева,  МОУ  Метелевская  СОШ

Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии.

        

        Российская Федерация – многонациональное государство, в ней проживает более ста двадцати народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Национальная политика государства направлена на сохранение и возрождение национальных культур. Об этом свидетельствует и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где отмечено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Главная задача современной школы - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в жизни. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании учебной деятельности способствует формированию национального самосознания, толерантного мышления, патриотического воспитания и гражданственности, проявлению творческого потенциала обучающихся.

Составная часть учебно-воспитательного процесса в школе - внеурочная деятельность. А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Включение региональных национальных и этнокультурных особенностей в содержание внеурочной деятельности позволяет решать задачу «формирования общей культуры личности», записанной в законе «Об образовании».

Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края, пробуждение интереса к изучению русского языка, повышение речевой культуры обучающихся.

Изучение языка в неразрывной связи с познанием родного края активизирует мыслительную деятельность, развивает мышление школьников, способствует расширению кругозора обучающихся, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка. К.Д. Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменение, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Он называл родное слово «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом», «лучшим из толкователей окружающей его природы и жизни».

Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии весьма разнообразны. Среди них: выпуск газеты, журнала; организация уголка русского языка (юного читателя); проведение интеллектуально-познавательных игр, конкурсов, викторин, олимпиад, фестивалей; организация кружка русского языка (литературы); выпуск радиопередач; съемка видеофильмов; проведение утренников, Дней (Недели) русского языка. Современная образовательная практика дополняет традиционный перечень новыми формами работы: проекты, учебные исследования, этнографический музей, лингвистические экспедиции.

Среди разнообразных форм внеурочной деятельности кружок занимает ведущее положение. Тематика кружка филологической направленности разнообразна: это может быть кружок занимательной грамматики, лексики, этимологии, стилистики, культуры речи, любителей фразеологии, юных ораторов, юных журналистов и др.

Одним из направлений работы кружка по русскому языку может быть лингвистическое краеведение. Объектами лингвистического краеведения являются диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов. В сферу лингвистического краеведения входит также выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных с географическими названиями данного края, с событиями и людьми, давшими жизнь новым словам и оборотам, например, холмогорка (порода крупного рогатого скота), ставрополька (сорт озимой пшеницы), саратовка (однорядовая гармоника), стахановец, хохломская роспись, дымковская игрушка, палехская миниатюра, ростовские звоны, арзамасские гуси и т.д. Объектом наблюдений является и различные случаи использования местных языковых особенностей в художественной литературе, например, уральский языковой колорит в сказах П.Бажова, речь ивановских ткачей в сказах М.Кочнева, вологодские напевы в стихах А.Яшина, О.Фокиной, языковые элементы владимирских говоров в некоторых произведениях В.Солоухина и т.д. Мастерство писателя помогает (как и другие направления лингвистического краеведения) лучше разобрать эту «стёртую веками чеканку на старинных монетах – словах», помогает воспитывать любовь и уважение к родному языку, к русскому народу, его носителю.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Декады русского языка. Тематика Недель обширна: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика текста и т. д.

Открывается Неделя русского языка по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии уместно начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектологии можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. В программу Недели русского языка обычно включаются и смотр лингвистических газет, и лингвистический КВН.  С целью приобщения обучающихся к культурным и языковым традициям своего народа, повышения интереса к изучению предмета в содержание мероприятий необходимо включать региональный, национальный и этнокультурный компонент. Например,  тексты писателей, ученых, деятелей культуры данного края или области:

  -  тексты краеведческого характера;

  -  материалы, отражающие современную действительность региона;

  - вещественные источники: картины, фотографии, рисунки, предметы   старины и быта;

  -  загадки, викторины, кроссворды по краеведению;

  -  презентации, составленные учащимися школы о родном крае.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения. Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает их языковое чутье, вызывает живой интерес к жизни родного края, воспитывает любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку. Академик Д.С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Значит, отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание можно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС:1. Тема: Духовно-нравственные основы воспитания гражданина2. Тема Методы и приёмы педагогической раб...

Методология развития культуры воспитания обучающихся в условиях реализации программы развития образования

Проектная работа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшис...