Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"
статья по химии по теме

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Мещерова Е.В., учитель химии

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ

 

Любая культура представляет собой

совокупность неповторимых и

незаменимых ценностей, поскольку

именно через свои традиции и формы

выражения каждый народ заявляет о

себе всему миру.

Госымова Г.А

 

В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Поэтому одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни..

Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа» [4, 5].

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России указывается, что основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [1, 7].

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [5, 7].

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части требований к содержанию и результатам освоения основных образовательных программ общего образования определяет как полномочия субъектов управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней, так и требования необходимости учета образовательными учреждениями (организациями) этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в содержании основных образовательных программ [2, 7].

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию»,  а не сухую бездушную науку.

Химия, как и другие естественные науки, не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. С этой точки зрения привлечение местного краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе используется для объяснения химических процессов, лежащих в основе ряда отраслей народного хозяйства Челябинской области. Учащимся предлагаются конкретные примеры получения и применения веществ, производимых на предприятиях Магнитогорска.

Национально–региональный компонент в обучении дает возможность учителю химии знакомить учащихся с местными предприятиями, деятельность которых связана с процессом производства химических веществ, с вопросами загрязнения окружающей среды и конкретных мер по ее защите в Челябинской области, и, в частности, в г. Магнитогорске.

Изучение химии в органической связи с окружающим миром, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать химическое содержание личностно-значимым для ученика.

В настоящее время существует противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении химии и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.

Для того, чтобы разрешить эту проблему, национальные, региональные и этнокультурные особенности при преподавании химии должны быть  в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени  и включено фрагментарно в уроки.

Предмет химия, пожалуй, как никакой другой, дает широкие возможности  для реализации национально-регионального компонента и для вовлечения школьников в творческую познавательную деятельность. Какая бы тема не изучалась на уроке, всегда можно предложить учащимся самостоятельно найти информацию, связанную с местными химическим, металлургическими и горнодобывающими производствами,  и о производимой этими предприятиями продукции.

В работе по реализации национальных региональных этнокультурных особенностей при преподавании химии можно условно  выделить 6 взаимосвязанных блоков: воздух, земля, вода, промышленность, экология, люди.

При изучении блока «Воздух» учащимся предлагается самостоятельно подготовить сообщения по следующим темам:

1.         Состояние и охрана воздуха в Челябинской области;

2.         Использование воздуха в доменных и сталеплавильных цехах ММК.

3.         Влияние выбросов химических, металлургических предприятий и транспорта на здоровье человека.

Блок «Вода» предполагает знание следующих вопросов:

1.         Водные ресурсы Челябинской области.

2.         Основные загрязнители р. Урал – ММК, мясоперерабатывающие комплексы, птицефабрики, городская канализация.

3. Очистные сооружения ММК: биохимическая очистка сточных вод.

При реализации НРЭО по блоку «Земля» изучаются месторождения полезных ископаемых на Урале и в Челябинской области (тема «Нахождение металлов в природе»).

В блок «Промышленность» входят такие темы, как цеха металлообрабатывающих предприятий области. Сплавы железа на ОАО ММК,  (чугун, разновидности сталей). Термическая обработка и закалка металлов и сплавов на предприятиях региона.

Гидрометаллургические и пирометаллургические методы получения цветных металлов на предприятиях Урала.  Химические  и научные основы металлургического производства.  Вклад П.П.Аносова в развитие металлургии.

При изучении этого блока развиваются  такие национальные особенности, как гордость за страну, за Челябинскую область и Уральский регион, как за важнейших производителей черных и цветных металлов в России. У учащихся формируется чувство гордости за Магнитогорский металлургический комбинат, на котором в годы Великой Отечественной Войны бала получена первая броневая сталь, первая броня,  а каждый второй танк и каждый третий снаряд отливались  из стали Магнитки.

Кроме черной металлургии, изучаются и предприятия, добывающие или производящие цветные металлы.

В блоке «Экология» учащимся предлагаются к рассмотрению вопросы химического загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы предприятиями г. Магнитогорска и проблемы утилизации промышленных и бытовых отходов.

Блок «Люди» решает такую немаловажную задачу, как профориентация учащихся на уроках химии. Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Эта проблема решается в рамках  реализации НРК. Необходимость изучения химии подтверждается тем фактом, что химики нужны в нефтедобывающей, военной, пищевой и непосредственно химической промышленности, производстве лаков, красок и пластмасс, черной и цветной металлургии, машиностроении, производстве косметики, сельском хозяйстве и многих других сферах. Без знаний в области химии не могут обойтись представители ни одной медицинской специальности.

Изучение материалов НРЭО на уроках химии невозможно без решения задач производственно-практической направленности. Решение задач занимает в химии важное место.Во-первых, это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение  учебного материала  и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний на практике. Во-вторых, это  прекрасный способ осуществления  метапредметных связей химической науки с жизнью.

Задачи,  включающие  определённые  химические  ситуации,  становятся  стимулом самостоятельной работы учащихся. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление  учащихся,  а  также  формируется  мировоззрение  в  целом.

Контекстная задача — это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание её личностной значимости» [3, 32].  Условие задачи оформляется как определенная проблема. В её решении необходимо использовать знания и из самих разделов химии, и из других предметов или из жизни, на которые нет определенного указания в тексте задачи. Контекстная задача нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна по содержанию. Эта её особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес, интригует.

Например, при изучении темы «Способы получения металлов» в 9 классе учащимся предлагается такая задача:

Перед вами схема производства чугуна.

 

image

1. Используя данную схему, определите типы химических реакций, представленной на ней и заполните таблицу:

 

Реакции соединения

Реакции разложения

Реакции замещения

Реакции обмена

 

 

 

 

                                  

2. Дайте название всем веществам.

3. Найдите окислительно-восстановительные реакции и определите окислитель и восстановитель.

Изучая полимерные вещества в 10 классе, учащиеся решают следующую задачу:

Магнитогорский завод пластиковой упаковки «Алькор» производит свою продукцию из полипропилена.

1.Напишите реакцию получение полипропилена.

2. Назовите основные достоинства этого полимерного материала.

3. Подготовьте сообщение о продукции предприятия (воспользуйтесь официальным сайтом завода «Алькор»).

В теме «Фенолы» предлагается задача следующего содержания:

ПДК фенола у мест водопользования составляет 0,001 мг/л. Рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола будет превышать ПДК, если в водоем вместимостью 104 м3 со сточными водами Коксохимического предприятия ММК было сброшено 47 кг фенола.

В 11 классе при изучении темы «Металлы» на уроке решается задача с производственным содержанием:

Сточные воды листопрокатных цехов ММК после промывки протравленного листа содержат до 5 г/л сульфата железа (II). Какую массу железа можно утилизировать из сточных вод объемом 3м3?

Проблема  методики решения  задач    в  школе  стоит  достаточно  остро,  т.к.  тщательная  её  разработанность предполагает  лучшую  усвояемость  научных  знаний,  их систематизированность  и способность к применению в новых нестандартных ситуациях.

Таким образом, реализация национально-регионального компонента на уроках химии позволяет:

- вносить экологическую и политехническую направленность в обучение химии;

- воспитывать у учащихся ответственное отношение к природным ресурсам родного края;

- развивать экологическое мышление, чувство личной ответственности за сохранение биосферы;

- проводить профориентационную работу, заключающуюся в знакомстве с профессиями химического профиля, необходимыми  на предприятиях области и информировать об учебных заведениях, готовящих будущих специалистов;

- привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за Уральский регион, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства;

- работать со специальной литературой, расширять кругозор учащихся, развивать способность к самообразованию, пробуждать интерес к изучению химии.

 

 

Библиографический список

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – С. 7-9.

2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков. М. И. Солодкова и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013.- 164

3. Павлова Л.В. Познавательные контекстные задачи как средство формирования

предметно-профессиональной компетентности будущего учителя // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – №113. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012..

4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос / В.В. Путин // Независимая Газета. – 2012. 23 января. – С. 5.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. – М.: КНОРУС, 2013. – С.7-8

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon meshcherova_e.v.pdf238.76 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

Предпрофильная подготовка как средство повышения качества образования, развития способностей и интересов школьников, активизации их познавательной деятельности.

Предпрофильная подготовка включает в себя : - информационную работу; - ориентационную работу; - курсы по выбору учащихся....

«История комплекса ГТО. Игровой метод как средство повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО».

История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого Октября страна наша крепла и мужала, когда энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявились буквально во всех сферах ж...

Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.

      В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...

Практическая работа по теме Кодирование информации 5 класс (с использованием национально-региональных этнокультурных особенностей)

Материал разработан для изучения темы "Кодирование информации" в 5 классе. Задание подходит, как  для выполнения во время урока, так и в качестве домашнего задания.Планируемые образоват...