Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Гагарина Марианна Сергеевна

Рабочая программа к учебнику Гутник, Перышкин "Физика 9 класс". Рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_9_klass.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Физика 9 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.

 Программа рассчитана на  2 учебных часа в неделю для учащихся 9-х  классов. 

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение учащимися  идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения,  подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

         Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Структурно программа состоит из четырех тем: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Используемый математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики и соответствует уровню математических знаний  учащихся данного возраста.

         В программу включены 5 фронтальных лабораторных работ, призванных обеспечить экспериментальную базу учебного процесса.

         Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).  

         В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: ускорение свободного падения, период колебаний нитяного маятника.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

- изменения координаты, перемещения  и скорости тела  от времени;

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

- смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, в системе отсчета, связанной с Солнцем;

- зависимость периода и частоты колебаний нитяного маятника от длины нити;

- зависимости силы и направления индукционного тока от скорости изменения магнитного потока и направления движения магнита.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

- физические явления и процессы;

- изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движения тел при наличии силы трения, колебаний нитяного и пружинного маятников.

2.3. Вычислять:

- проекции ускорения и перемещения тела при равноускоренном движении;

- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;

- импульс тела, если известны его скорость и масса;

- расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;

- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей;

- магнитную индукцию при заданных силе, действующей со стороны магнитного поля, длине участка проводника и силе тока в нем.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (в словесной, образной, символической)

3.1. Читать и пересказывать текст учебника.

3.2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.3. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.4. Называть:

- источники электромагнитного поля и  способы его обнаружения;

- преобразования энергии в электрогенераторах, нитяном и пружинном маятниках.

 3.5. Приводить примеры:

- относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;

- проявления закона сохранения импульса в природе и технике;

- колебательных и волновых движений в природе и технике;

- экологических последствий работы тепловых, атомных и гидроэлектростанций.

Учебно-методический комплект:

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. - М.: Дрофа
  2. Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина. Методические материалы для учителя. Физика. 9 класс. - М.; Дрофа
  3. С.В. Бобров. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. - Волгоград. Учитель
  4. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика. 9 класс. М., Дрофа

Распределение времени по темам

№ темы

Название темы

Количество

часов

1

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

Механические колебания и волны. Звук

11

3

Электромагнитное поле

12

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

15

5

Обобщающее повторение

5

Поурочное планирование

 

№ темы

Календарные сроки

Основное содержание урока

Домашнее задание

1

2

3

4

1/1

1 неделя

Материальная точка. Система отсчета.

§1, упр. 1

1/2

1 неделя

Перемещение.

§2, упр. 2(1,2)

1/3

2 неделя

Определение координаты движущегося тела.

§3, упр. 3(1)

1/4

2 неделя

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

§4, упр. 4

1/5

3 неделя

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

§5, упр. 5(2,3)

1/6

3 неделя

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

§6, упр. 6(4,5)

1/7

4 неделя

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

§7, упр. 7(1,2)

1/8

4 неделя

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

§8, упр. 8(1)

1/9

5 неделя

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

§8, упр. 8(2)

1/10

5 неделя

Решение задач. Обобщение темы: «Равномерное и равноускоренное движение».

повт. §4-8

1/11

6 неделя

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение».

1/12

6 неделя

Относительность движения.

§9, упр. 9

1/13

7 неделя

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

§10, упр. 10

1/14

7 неделя

Второй закон Ньютона.

§11, упр. 11(2,4)

1/15

8 неделя

Третий закон Ньютона.

§12, упр. 12(2,3)

1/16

8 неделя

Свободное падение тел.

§13, упр. 13(1,3)

1/17

9 неделя

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

§14, упр. 14(1)

1/18

9 неделя

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падении».

§14, упр. 14(2)

1/19

10 неделя

Закон всемирного тяготения.

§15, упр. 15(3,4)

1/20

10 неделя

Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах.

§16, упр. 16(2)

1/21

11 неделя

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§18, 19, упр. 18(1)

1/22

11 неделя

Решение задач.

упр. 18(2,4,5)

1/23

12 неделя

Искусственные спутники Земли.

§20, упр. 19(1)

1/24

12 неделя

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

§21, 22, упр. 20(2)

1/25

13 неделя

Реактивное движение. Ракеты.

§23, упр. 22(1)

1/26

13 неделя

Решение задач. Обобщение темы «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

упр. 21(1), 22(2)

1/27

14 неделя

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

2/1

14 неделя

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

§24, 25

2/2

15 неделя

Величины, характеризующие колебательное движение.

§26, упр. 24(3,5)

2/3

15 неделя

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

§26, упр. 24(6)

2/4

16 неделя

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

§28, 29, упр. 25(1)

2/5

16 неделя

Распространения колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

§31, 32

2/6

17 неделя

Длина волны. Скорость распространения волн.

§33, упр. 28(1-3)

2/7

17 неделя

Источники звука. Звуковые колебания.

§34, упр. 34(2)

2/8

18 неделя

Высота и тембр звука. Громкость звука.

§35, 36, упр. 30

2/9

18 неделя

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

§37, 38, упр. 31(1,2)

2/10

19 неделя

Отражение звука. Эхо. Обобщение темы «Механические колебания и волны. Звук».

§39, упр. 32(1-3)

2/11

19 неделя

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

3/1

20 неделя

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

§43, 44, упр. 33(2)

3/2

20 неделя

Направление тока и линий его магнитного поля.

§45, упр. 35(1,4-6)

3/3

21 неделя

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрической ток. Правило левой руки.

§46, упр. 36(5)

3/4

21 неделя

Индукция магнитного поля.

§47, упр. 37(1)

3/5

22 неделя

Магнитный поток.

§48, упр. 38

3/6

22 неделя

Явление электромагнитной индукции.

§49, упр. 39(1)

3/7

23 неделя

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

§49, упр. 39(2)

3/8

23 неделя

Получение переменного электрического тока.

§50, упр. 40(1,2)

3/9

24 неделя

Электромагнитное поле.

§51, упр. 41

3/10

24 неделя

Электромагнитные волны.

§52, упр. 42(4,5)

3/11

25 неделя

Электромагнитная природа света. Обобщение темы «Электромагнитное поле».

§53, задание в тетради

3/12

25 неделя

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

4/1

26 неделя

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

§55

4/2

26 неделя

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

§56

4/3

27 неделя

Радиоактивные превращения атомных ядер.

§57, упр. 43(1-3)

4/4

27 неделя

Экспериментальные методы исследования частиц.

§58, упр. 43(4)

4/5

28 неделя

Открытие протона и нейтрона.

§59, 60

4/6

28 неделя

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

§61, 64, упр. 45

4/7

29 неделя

Энергия связи. Дефект масс.

§65

4/8

29 неделя

Деление ядер урана. Цепная реакция.

§66, 67

4/9

30 неделя

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

§68

4/10

30 неделя

Атомная энергетика.

§69

4/11

31 неделя

Биологическое действие радиации.

§70

4/12

31 неделя

Термоядерная реакция.

§72, повт. §66,67

4/13

32 неделя

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

Задание в тетради

4/14

32 неделя

Обобщение темы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

повт. §55, 57, 65, задание в тетради

4/15

33 неделя

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

5/1

33 неделя

Повторение. Решение задач по теме «Равномерное и равноускоренное движение».

Задание в тетради

5/2

34 неделя

Повторение. Решение задач по теме «Законы Ньютона. Законы сохранения».

Задание в тетради

5/3

34 неделя

Повторение. Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

Задание в тетради

5/4

35 неделя

Итоговый тест

5/5

35 неделя

Повторительно – обобщающий урок

Литература.

  1. А.П. Рымкевич. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М., Дрофа
  2. О.Ф. Кабардин, С.Н. Кабардина. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике. 9 класс. М., Просвещение
  3. П.А. Самойленко, А.В. Сергеев. Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. М., Школа – Пресс
  4. Н.В. Лезина, А.М. Левашов. Многоуровневые задачи с ответами и решениями. М., Владос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...