план урока "Строение кристаллических тел"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Данный план сосставлен для проведения урока в 8 классе по учебнику Пурышева Н.С., Вяжевская Н.Е. Содержит дополнительно презентацию и сопровождается показом 3D-моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
![]() | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по физике в 8 классе
Тема урока: «Строение твердых тел»
Подготовила: Мукимова Ю.В.
Учитель физики
МАОУ СОШ №16 г. Альметьевска
Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства кристаллических и аморфных тел.
Демонстрации:
- Набор моделей кристаллических решеток.
- Презентация «Строение твердых тел» (слайд-шоу).
- Показ МЭОР фирмы 1С.
Этапы урока | Функции МЭОР | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
1 вводная часть (до 15 минут): -организационный момент; -актуализация опорных знаний; -объявление темы урока | Демонстрирует тему урока | Отвечают на учебные вопросы по ранее пройденным темам. Изучение представленной информации | Проверка домашнего задания. Устный опрос. Сообщение темы и целей урока, последовательности проведения, возможности МЭОР. |
2. Основная часть (до 25 мин.) Изучение нового материала. Осмысление нового материала. Закрепление нового материала. | Предъявление учебной информации. Наглядное информационное обеспечение. Стереоскопическое представление материала: виды кристаллических решеток, кристаллические тела и их состав. Демонстрация их химической связи. | Отвечают на проблемные вопросы задаваемые учителем. Изучение нового материала в составе класса. | Изложение изучаемого материала «Механических свойств газов, жидкостей и твердых тел». Понятие твердого тела, агрегатного состояния вещества. Просмотр презентации на тему «Строение твердых тел», кристаллические и аморфные тела. Наглядная демонстрация 3 D модели строения кристаллических тел. Повтор изученного материала. Контроль записей учеников в тетради. |
3. Заключительная часть (до 5 минут) | Визуализация строения кристаллической решетки | Получение информации о результатах работы на занятии. Записывают задание на дом | Анализ результатов, выставление отметок в журнал. Задание на дом. |
Ход урока:
- Вводная часть.
- Организационный момент:
- Приветствие;
- Проверка состава учащихся в классе;
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний:
Устный опрос:
- Сколько существует видов агрегатных состояний?
- Назовите основные свойства которыми обладают твердые тела?
- Назовите основные свойства которыми обладают жидкие тела?
- Назовите основные свойства которыми обладают газообразные тела?
- Чем различается строение газов. Жидкостей и твердых тел?
- Почему твердые тела плохо сжимаемы?
- Объявление темы урока : «Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.»
II. Основная часть.
План изложения нового материала:
- Твердые тела.
- Кристаллические тела и их свойства.
- Кристаллическая решетка.
- Виды кристаллических решеток.
- Аморфные тела.
- Свойства аморфных тел.
- Применение кристаллов.
- Из изученного ранее, мы знаем, что все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях: твердое, жидкое и газообразное. Большинство окружающих нас тел находятся в твердом состоянии. Что бы перевести вещество из твердого состояния в жидкое необходимо нагреть его до температуры плавления.
Вещества называют твердыми, если они сохраняют свою форму и объем, т. е. внешние признаки.
- Кристаллы– это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве.
Правильная внешняя форма не самое главное следствие упорядоченного строения кристалла. Главное – это зависимость физических свойств от выбранного в кристалле направления.
Свойства кристаллических тел:
- Сохранение формы и объема
- Наличие постоянной температуры плавления
- Упорядоченное внутренне строение
- Кристаллическая решетка – присущее кристаллическому веществу правильное, повторяющееся расположение частиц. Частицы располагаются в узлах кристаллической решетки. Вспомним что является частицей? (атом, молекула, ионы)
- Виды кристаллических решеток. Существуют четыре вида кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Это различие обуславливается тем, что в узлах кристаллической решетки расположены либо атомы, либо молекулы, либо ионы.
Свойства твердого вещества зависят не только от того, какой у них тип кристаллической решетки. Вещества, сходные по типу элементарных кристаллических ячеек, могут иметь разный характер. Блестящий серебристо-белый титан, к примеру, может кристаллизоваться в гексагональной структуре, напоминающей черно-серый графит, и в объемно-центрированной, как и розоватый натрий.
Атомные кристаллы. В узлах решеток – нейтральные атомы элементов, связанные за счет обобществления валентных электронов(например, алмаз).
Металлические кристаллы. В узлах решетки – ионы одного и того металла, связанные между собой за счет полусвободных электронов, находящихся в общей для всех ионов зоне проводимости.
Ионные кристаллы. В узлах решеток расположены разноименно заряженные ионы, электростатическое притяжение которых определяет характер твердого тела (например, КС1, NaCI).
Молекулярные кристаллы. В узлах решеток – нейтральные молекулы, образующие решетку за счет сил межмолекулярного взаимодействия (например, металлический галлий или твердый СО2).
- Аморфные тела (от греческого “морфе” – форма и частица “а”, имеющий смысл отрицания) занимают промежуточное положение между кристаллическими твердыми телами и жидкостями
Главный признак аморфного (от греческого "аморфос" – бесформенный) состояние вещества – отсутствие атомной или молекулярной решетки, то есть трехмерной периодичности структуры, характерной для кристаллического состояния.
При охлаждении жидкого вещества не всегда происходит его кристаллизация. при определенных условиях может образоваться неравновесное твердое аморфное (стеклообразное) состояние. В стеклообразном состоянии могут находиться простые вещества (углерод, фосфор мышьяк, сера, селен), оксиды (например, бора, кремния, фосфора), галогениды, многие органические полимеры.
В этом состоянии вещество может быть устойчиво в течение длительного промежутка времени, например, возраст некоторых вулканических стекол исчисляется миллионами лет. Физические и химические свойства вещества в стеклообразном аморфном состоянии могут существенно отличаться от свойств кристаллического вещества. Например, стеклообразный диоксид германия химически более активен, чем кристаллический. Различия в свойствах жидкого и твердого аморфного состояния определятся характером теплового движения частиц: в аморфном состоянии частицы способны лишь к колебательным и вращательным движениям, но не могут перемещаться в толще вещества.
Существуют вещества, которые в твердом виде могут находиться только в аморфном состоянии. Это относится к полимерам с нерегулярной последовательностью звеньев.
- Свойства аморфных тел:
Итак, аморфные тела:
- Не имеют постоянной температуры плавления и кристаллизации.
- Не имеют кристаллического строения. Имеют только “ближний порядок” в расположении частиц.
Закрепление и осмысление нового материала с помощью МЭОР фирмы 1С:
И так мы с вами узнали, что такое кристаллические и аморфные тела, познакомились с видами кристаллических решеток. А теперь давайте на ранее полученных знаниях наглядно рассмотрим виды кристаллических решеток и веществ.
Первое кристаллическое тело - это алмаз, он состоит из атома углерода, значит у него атомная кристаллическая решетка. В узлах решетки атомы. Свойства веществ: 1) очень высокая твердость, прочность, 2) очень высокая Тпл (алмаз 3500°С),3) тугоплавкость, 4) практически нерастворимы, 5) нелетучесть. Примеры: простые вещества (алмаз, графит, бор и др.), сложные вещества (Al2O3, SiO2)
Второе кристаллическое тело - Хлорид натрия состоит из ионов натрия и хлора, следовательно у него ионная кристаллическая решетка. В узлах решетки ионы. Свойства веществ: 1) относительно высокая твердость, прочность, 2) хрупкость, 3) термостойкость, 4) тугоплавкость, 5) нелетучесть. Примеры: соли (NaCl, K2CO3), основания (Ca(OH)2, NaOH).
Третье кристаллическое тело – это йод, состоит из молекул, а молекула состоит из двух атомов. Значит это молекулярная кристаллическая решетка. В узлах решетки молекулы. Свойства веществ: 1) малая твердость, прочность, 2) низкие Тпл, Ткип, 3) при комнатной Т обычно жидкость или газ, 4) высокая летучесть. Примеры: простые вещества (H2, N2, O2, F2, P4, S8, Ne, He), сложные вещества (СО2, H2O, сахар С12H22O11 и др.)
Вопросы для закрепления и осмысления нового материала:
- Два кубика – один из оконного стекла, другой из монокристалла кварца – опущены в горячую воду. Сохранят ли они свою форму?
- Приведите примеры кристаллических тел.
- Приведите примеры аморфных тел.
III. Заключительная часть.
- Анализ результатов работы учащихся на уроке и оценивание их деятельности;
- Выставление отметок в журнал
Домашнее задание: § 17.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
Презентация по теме "Кристаллические решетки".
В презентации представлены виды и модели кристаллических решеток с примерами веществ и кратким описанием их свойств....

План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс
Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ» 9 КЛАСС.
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о кристаллических и аморфных веществах, полученных на уроках физики, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость ...
Тема: Кристаллическое состояние вещества, дальний порядок. Типы связей в кристаллах. Виды кристаллических структур. Механические свойства твердых тел. Решение задач
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7177443","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7177461","at...
План-конспект урока по химии 8 класс "Типы кристаллических решёток"
Урок составлен с учётом создания условий для достижения требований ФГОС....
План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс
Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...