План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Иргит Чинчи Сергеевна

Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.

Использовались материалы других учителей, материалы из интернета, из CD-дискеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Хемчикская  СОШ

Разработка урока по физике на тему:

«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»

        

Хемчик

2013г

Урок ____                          Агрегатные состояния вещества         8 класс              Дата  ____________

                                                                     

Цель урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с понятием агрегатного состояния, процессами

перехода между ними и связать строение вещества с его внутренней энергией, иметь представление о физической сущности процессов плавления  различных веществ

Воспитательная: обогатить знания учащихся о различных веществах  и причине  

                                          разнообразия их молекулярного строения, понимать единство природных

                                          явлений и причинно – следственные связи

Развивающая:         развивать внимание  учащихся  через демонстрации;

развить познавательный интерес к предмету;

умение самостоятельно делать выводы.

развить речь через фронтальный опрос.

Тип урока: урок – лекция

Домашнее задание: Прочитать §12,13, упражнение 7 стр. 33.

План – график урока

  1.  Организационный момент:                                                (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кого сегодня нету в классе?

  1.  Проверка домашнего задания:                                        (5 мин)

Давайте повторим темы прошлых уроков через решения задач.

Задача 1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 л воды от 20 °С до кипения?

Дано: вода

V – объем воды = 10 л = 0,01 м3

t1 – начальная температура = 20 °C

t2 – конечная температура = 100 °C

с – удельная теплоемкость
воды = 4200

ρ – плотность воды = 1000 кг/м3

Решение:

Количество теплоты, необходимое для нагревания воды
можно найти по формуле:
Q = c m (t°2 – t°1).

Нам неизвестна масса воды:

m = ρ ∙  V = 1000 кг/м3 ∙  0,01 м3 =
= 10 кг.

Теперь, Q = c m (t°2 – t°1) =
= 4200
 ∙  10 кг ∙  80° =
= 3 360 000 Дж = 3360 кДж.

Ответ: Q = 3360 кДж.

Найти:

Q – количество теплоты, необходимое для нагревания воды

  1. Объяснение нового материала:                                                       (15 мин)

Перед тем  как изучить новую тему, давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое вещество? (То из чего состоят физические тела).
  2. Приведите примеры веществ. (дерево, стекло, пластмасса, железо, алюминий, серебро).
  3. В каких состояниях может находиться вещество? (в твердом, в жидком, в газообразном).
  4. Приведите свои примеры (твердые – золото, стекло, воск, жидкие – молоко, масло, бензин, газообразные – воздух, озон).
  5. Перечислите свойства твердых тел (форма, объем, порядок, силы притяжения, движение молекул).
  6. Назовите свойства жидкостей
  7. Какими свойствами обладают газы?

Из того, что мы сейчас повторяли, давайте сделаем вывод:

  • Известные нам три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) называются агрегатными состояниями.
  •  Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга.
  •  Вещество можно перевести из одного агрегатного состояние в другое (фазовый переход)

Выводы:

  •  Плавление – переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  •  Температура плавления – температура, при которой вещество плавится. Обозначается tпл 
  •  Отвердевание (кристаллизация) – переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
  •  Температура отвердевания (кристаллизации) – температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется). Обозначается tкр 

                 tкр   =   tпл 

  • В процессе плавления температура кристалла остается постоянной. Эта температура называется температурой плавления. У каждого вещества своя температура плавления.
    Температура плавления  веществ
    зависит от атмосферного  давления.
    У  кристаллических  тел  при  температуре плавления  можно  наблюдать  вещество
        одновременно  в твердом и жидком состояниях
  • (например: вода и лёд).

Запишем выводы в своих тетрадях

  1. Закрепление урока:                                                (15 мин)

   Ответить на вопросы по изучаемой теме:

Задания:

  1. Какой металл может расплавиться у вас в руках?
  2. Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?
  3. Назовите самый тугоплавкий металл?

Упражнение 7 (1-3) стр. 33

  1. Сравните температуры плавления твердой  ртути и твердого спирта. У какого из этих

веществ температура плавления выше?

2. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий?

3. Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ обоснуйте.

№ 1. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 г чугуна, взятого при температуре 1200 °С.

Дано: чугун

m – масса = 500 г = 0,5 кг

λ – удельная теплота
плавления чугуна =
= 270 000 Дж/кг

Решение:

Из таблицы, в которой указаны темпе-
ратуры плавления разных веществ, видим, что температура плавления чугуна равна 1200 °С. Значит, чугун взят при температуре плавления, поэтому задача решается
в одно действие:

Q = λ · m = 270 000 Дж/кг · 0,5 кг =

= 135 000 Дж.

Ответ: Q = 135 000 Дж тепла.

Найти:

Q – количество теплоты,
необходимое для плавления чугуна

№ 2. Определить  количество  теплоты,  необходимое  для  плавления 500 кг чугуна, взятого при температуре 200 °С.

Дано: чугун

m – масса = 500 кг

λ – удельная теплота плавления чугуна =

= 270 000 Дж/кг

Решение:

Из таблицы, в которой указаны темпе-
ратуры плавления разных веществ, видим, что температура плавления чугуна равна 1200 °С. Значит, чугун взят НЕ при температуре плавления, поэтому задача решается в три действия:

1) Q1 = cm (t2 – t1) =

= 2100  · 500 кг · (1200° – 200°) =

= 1 050 000 000 Дж = 1050 МДж.

Найти:

Q – количество теплоты,
необходимое для плавления чугуна

2) Q2 = λ · m = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж.

3) Qобщее = Q1 + Q2 = 1050 МДж + 135 МДж = 1185 МДж.

Ответ: Q = 1185 МДж тепла.

  1. Запись домашнего задания:                                                 (1 мин)

§§ 12, 13 прочитать

Упражнение № 7 (стр. 33) - устно

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Тест по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел", 8 класс

Тест по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел", 8 класс...

презентация урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Агрегатные состояния вещества. Фазовый переход. Примеры  фазового перехода в  природе. Плавление и отвердевание кристаллических тел...

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Открытый урок 8 класс «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»...

конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...

Открытый урок по физике в 8 классе На тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»

Тема: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».Образовательно-развивающие цели: сформировать у учащихся на основе молекулярных представлений о строении веще...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...