ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ» 9 КЛАСС.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Иванова Анна Владимировна

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о кристаллических и аморфных веществах, полученных на уроках физики, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства веществ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kristallicheskie_reshetki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТНО-ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ» 9 КЛАСС.

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о кристаллических и аморфных веществах, полученных на уроках физики, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства веществ. Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость свойств вещества от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.

Оборудование: пластилин, зубочистки, карточки-инструкции, дидактические материалы М.А. Рябов, Е.Ю. Невская «Тесты по химии» к  учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8класс», издательство «Экзамен».

План урока:

  1. Проверка знаний;
  2. Актуализация знаний об агрегатном состоянии вещества;
  3. Изучение новой темы:

А). Самостоятельная работа в группе по карточкам;

Б). Моделирование кристаллических решеток различных веществ;

  1. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Проверка знаний. Тест «Химическая связь»

Используются дидактические материалы М.А. Рябов, Е.Ю. Невская «Тесты по химии» к  учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8класс», издательство «Экзамен».

  1. Актуализация знаний об агрегатном состоянии вещества

Строение вещества определяется не только взаимным расположением атомов в химических частицах и видом химической связи. Из курса физики вспомните:

-Какие физические свойства характеризуют вещества?

-В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

-Чем характеризуется каждое состояние?

В твердом состоянии вещества могут иметь кристаллическую или аморфную структуру.

-Чем отличается пространственное строение веществ с разными структурами?

Учитель объявляет тему и задачи урока.

3.Изучение новой темы.

     Для аморфного состояния характерно наличие только ближнего порядка. Структуры аморфных веществ напоминают жидкости, однако обладают гораздо меньшей текучестью. Аморфное состояние обычно неустойчиво. Под действием механических нагрузок или при изменении температуры аморфные тела могут закристаллизоваться. Реакционная способность веществ в аморфном состоянии значительно выше, чем в кристаллическом.

   Твердые вещества, как правило, имеют кристаллическое строение. Оно характеризуется правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При мысленном соединении этих точек пересекающимися прямыми линиями образуется пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы, называются узлами кристаллической решетки.

 Самостоятельная групповая работа . Класс разбивается по группам или парам (в зависимости от наполняемости класса).

Задание: Используя пластилин и зубочистки, изготовить модели кристаллических решёток:

  • Фторида лития;
  • Кислорода;
  • Алмаза.

Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию:

Карточка-инструкция.

1. Используя учебник, изучить строение, свойства веществ с:

  • Ионной;
  • Атомной;
  • Молекулярной;
  • Металлической кристаллической решеткой.

2. Полученные знания оформить в виде таблицы:

тип кристаллической решетки

Частицы, образующие кристалл

Вид химической связи

Свойства кристаллического вещества

Примеры веществ.

1. Ионная

2. Атомная

3. Молекулярная

4.Металлическая

3.  Определить тип кристаллической решетки каждого из заданных веществ.

4.  Изготовить модели данных веществ.

5.  Предположить, какие свойства характерны для этих веществ? Почему?

Дополнительные вопросы:

  1. ионная решетка:
  • какие частицы- катионы или анионы крупнее?
  • Посмотрите на изготовленную Вами модель вещества с ионной решеткой. Можно ли в ионном кристалле выделить отдельные молекулы?
  • Почему ионные кристаллы твердые?
  • Почему ионные кристаллы хрупкие? Попробуйте сместить части моделей решетки. Как меняется положение катионов и анионов при деформации?
  • Почему температуры плавления ионных кристаллов высокие? Какие особенности строения это объясняют?

Выводы: В ионном кристалле невозможно выделить одиночные молекулы , т. е. вещества с ионной решеткой имеют немолекулярное строение. Твёрдость и высокие температуры плавления объясняется электростатическим притяжением ионов. Хрупкость ионных кристаллов определяется силами отталкивания между одноименно заряженными ионами после смещения пластов кристалла при деформации.

  1. атомная решётка:
  • Посмотрите на изготовленную Вами модель вещества с атомной решеткой. Можно ли в атомном кристалле выделить отдельные молекулы?
  • Почему атомные кристаллы прочные, твердые, имеют высокие температуры плавления, низкую реакционную способность?

Выводы: Вещества с атомной кристаллической решеткой имеют немолекулярное строение. Свойства атомных кристаллов объясняются наличием прочных ковалентных неполярных или слабополярных связей.

  1. молекулярная решётка:
  • Посмотрите на изготовленную Вами модель вещества с молекулярной решеткой. Можно ли выделить отдельные молекулы?
  • Почему у этих кристаллов низкие твердость, температура плавления, высокая летучесть?

Выводы: Вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют молекулярное строение. Свойства этих веществ объясняются наличием прочных ковалентных связей  в молекулах и слабыми межмолекулярными взаимодействиями в кристалле.

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

В конце самостоятельной работы каждая группа докладывает результаты по одному из видов кристаллических решёток. Остальные дополняют, корректируют записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование КлУС при изучении темы "Плотность вещества. Архимелова сила. Условия плавания тел",

Для того, чтобы научить детей решать задачи, эффективно применить исследовательский подход - "ключевые ситуации", на которых основано большинство задач по этой теме. При этом проявляются взаимосвязи м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС.

Основные цели данного урока- изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения кажд...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

домашняя контрольно-обобщающая работа по теме "Химическая связь. Кристаллические решетки"

Данная работа является модулем, который может быть использован в любом классе. Для этого необходимо задать нужный перечень формул и примменять данный модуль и для характеристики веществ как одной груп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10-М КЛАССЕ

В статье рассматривается значимость информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения химии в старших классах. Данная проблема рассматривается на примере освоения раздела «Строение о...

Использование современных образовательных технологий при изучении темы "Простые и составные числа" на уроке математики для учащихся с нарушениями слуха

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА»  НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХАОоржак Алдынай Григорьевн...