ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Иванова Анна Владимировна

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ed.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Анна Владимировна

ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы

Учитель химии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Цель: сформировать понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов.

Тип урока: комбинированный

Основной метод: поисковая беседа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, прибор для демонстрации электропроводности.

Реактивы: хлорид натрия кристаллический, в растворе, сахар кристаллический, в растворе, дистиллированная вода.

План:

  1. Актуализация знаний. Тест по теме «Химические связи. Кристаллические решетки»
  2. Новая тема:
  • Демонстрационный эксперимент «Электропроводность твердых веществ и их растворов»
  • Процессы, идущие при растворении веществ с различными типами связей и кристаллических решеток.
  • Электролиты и неэлектролиты.
  • Электролитическая диссоциация. Уравнения электролитической диссоциации.

      3. Закрепление изученной темы. Игра «Третий лишний»

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Химия- это наука о веществах и их превращениях и одним из условий протекания некоторых реакций является растворимость веществ в воде.

Почему? Что происходит с веществами при их растворении? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. (учащиеся записывают тему урока. Слайд 1). Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним пройденный материал.

Тест. Проводится устно (слайд 2)

  1. Выберите вещество с ковалентной неполярной связью:

  А) NaCl;     б) О2;    в) AlCl3;   г) H2O

2.  Выберите вещество с ионной связью:

  А) BaCl2;    б) Н2;    в)  Mg;      г) СН4

3.  Выберите вещество с ковалентной полярной связью:

   А) KF;        б)  Br2;   в)Na2S;   г) NH3

4.  Какой тип кристаллической решётки у воды:

   А) ионная;

   Б) атомная;

   В) молекулярная;

   Г) металлическая

5. Твёрдость, высокая температура плавления, хорошая растворимость в воде характерна для веществ с :

   А) ионная;

   Б) атомная;

   В) молекулярная;

   Г) металлическая

     2.Изучение новой темы

Итак, что же происходит в процессе растворения веществ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование физических свойств твердых веществ с ковалентной и ионной связями и их растворов.

Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ»

Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности   поочерёдно опускаем в :

  • кристаллический хлорид натрия
  • кристаллический сахар
  • дистиллированную воду

         проверяем электропроводность данных веществ, подчёркивая, что вода как чистое вещество электрический ток не проводит.

То же самое делаем с растворами сахара и соли. Результаты отмечаем в таблицу, оставляя незаполненной 3ю колонку. (слайд 3)

Название вещества

наблюдения

объяснение

1. NaCl, крист.

2. Сахар (С12Н22О11), крист.

3. Вода дист.

4. NaCl, раствор

5. Сахар, раствор

Опыт 2. Электроды опускаем в концентрированный раствор соли. Постепенно приливаем дистиллированную воду, наблюдая, как постепенно разгорается лампочка прибора.

Обсуждение результатов:

?-Почему не проводят электрический ток твердые вещества и концентрированные растворы органических веществ?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните,

- что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц)

-А как появились заряженные частицы в растворе? (учащиеся делают свои предположения)

Раствор сахара электрический ток не проводит. Какими частицами образованы его молекулы? (атомами)

-Какой вид связи между атомами? (ковалентная).

-Почему молекулы воды не проводят электрический ток? (связь также ковалентная полярная)

-Вспомните, какие частицы образуют хлорид натрия? (ионы)

-Какой вид связи? (ионная)

-Что это за связь? (Связь между ионами за счёт электростатического притяжения)

НО МОЛЕКУЛА В ЦЕЛОМ ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЬНА!!!

Почему появляется электропроводность?

Обратите внимание, что твердая соль электрический ток не проводит. Какой вывод можно сделать? При растворении появляются заряженные частицы-ионы, т.е. ионная связь разрушается.

-Почему?

Гипотеза- на ионную связь оказывают влияние молекулы воды

-Почему?

Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? (слайд 4)

Н-О-Н связь ковалентная полярная. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода- положительный заряды

Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду ( слайд 5)

Молекулы воды начинают ориентироваться вокруг ионов натрия и хлора соответствующими полюсами, разрушая ионные связи. Далее, молекулы воды тут же окружают освободившиеся ионы, не давая им вновь соединиться, образуя гидратантные «шубы». Появились заряженные частицы- появился электрический ток.

Выводы учащиеся делают сами, опираясь на вопросы:

-Так почему же в твердом состоянии хлорид натрия не проводит ток?

Почему раствор хлорида натрия электропроводен?

Почему концентрированный раствор сахара диэлектрик?

Учащиеся делают выводы, заполняют третью часть таблицы.

Теперь, зная, что происходит с веществами с ионной связью при растворении, объясните результаты второго опыта (Чем больше молекул воды, тем лучше они «атакуют» растворяемое вещество и тем больше ионов появляется- лампочка разгорается сильнее.)

-Как вы думаете, какие еще условия помимо растворения разрушают ионную связь? (нагревание)

Вещества, которые при растворении или расплавлении проводят электрический ток, называются электролиты. Вещества, которые не проводят электрический ток, соответственно называются неэлектролитами.

Выпишите примеры. Обратите внимание, что электролиты это не только вещества с ионным типом связи, но и с ковалентной сильнополярной связью.

(объяснение процесса диссоциации веществ с ковалентной полярной связью, слайд 6)

Процесс, при котором происходит распад электролита на ионы, называется электролитической диссоциацией.

Химически этот процесс можно выразить при помощи уравнений:

NaCl Na+ + Cl-

-Почему в уравнении проставлена двусторонняя стрелка? Что произойдет, если вода испарится? (Ионы вновь соединятся) Произойдет обратный процесс- ассоциация.

Задание. Составьте уравнения диссоциации для:

  1. фторида калия
  2. хлорида бария
  3. хлорида алюминия
  4. хлороводорода
  5. гидроксида натрия
  6. азотной кислоты.

Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание

3. Закрепление. Игра «Третий лишний»( слайд 7)

 Задание- выбрать «лишнее» понятие, объяснить свой выбор:

  1. Сера, бром, хлорид кальция, углерод;
  2. Углекислый газ, водород, метан, уксусная кислота;
  3. Сахар, мел, сульфат натрия, хлорид калия;
  4. Вода, серная кислота, гидроксид натрия, силикат калия;
  5. нитрат алюминия, хлорид магния, фосфорная кислота, карбонат натрия.

Источники материалов:

http://justwater.ru/xarakteristika-vody/stroenie-molekuly-vody.html

http://www.lyceum8.ru/himiya/7.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС.

Основные цели данного урока- изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения кажд...

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

"Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы"

Этот материал может помочь учителю-словеснику в подготовке к урокам...

Мастер-класс для учителей на тему «Использование проблемно-поисковых технологий на уроках французского языка».

Цель мастер-класса: показать, как можно использовать проблемно-поисковые методы на уроках французского языка....