Использование современных образовательных технологий при изучении темы "Простые и составные числа" на уроке математики для учащихся с нарушениями слуха
статья по математике (6 класс)

Ооржак Алдынай Григорьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА»  НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Ооржак Алдынай Григорьевна, учитель математики.

ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г. Кызыл, Россия.

Краткая аннотация статьи.

В данной методической разработке на конкурс «Мой лучший урок» представлено использование современных образовательных технологий при изучении темы «Простые и составные числа» в 6 классе, которые обучаются по АООП ФГОС ООО, вариант 1.2 (глухие обучающиеся). Программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствуют аналогичным программам массовых школ по объему и содержанию изучаемого материала. Однако, преподавание математики в классах, где обучаются учащиеся с нарушениями слуха, имеет ряд особых задач, направленных на коррекцию и компенсацию нарушенных и неразвитых функций. Особое значение для овладения математическими знаниями имеет уровень развития словесной речи учащихся с нарушениями слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isplzovanie_obr_tehnologiy.docx666.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА»  НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Ооржак Алдынай Григорьевна, учитель математики.

ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г. Кызыл, Россия.

Краткая аннотация статьи.

В данной методической разработке на конкурс «Мой лучший урок» представлено использование современных образовательных технологий при изучении темы «Простые и составные числа» в 6 классе, которые обучаются по АООП ФГОС ООО, вариант 1.2 (глухие обучающиеся). Программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствуют аналогичным программам массовых школ по объему и содержанию изучаемого материала. Однако, преподавание математики в классах, где обучаются учащиеся с нарушениями слуха, имеет ряд особых задач, направленных на коррекцию и компенсацию нарушенных и неразвитых функций. Особое значение для овладения математическими знаниями имеет уровень развития словесной речи учащихся с нарушениями слуха.

Для развития познавательной и творческой активности учащихся с нарушениями слуха на уроках математики используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.  

При изучении темы «Простые и составные числа» на своём уроке применяла следующие образовательные технологии: проблемного обучения, игровые, уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные, развивающего обучения.  

Технологию проблемного обучения использую на уроке при изучении нового материала и первичного закрепления. При изложении нового материала создаю проблемную ситуацию в виде исследования, а учащиеся находят пути решения и делают выводы.  

Исследование. Найти все делители следующих чисел: 15, 7, 6, 12, 23. Сколько делителей имеет каждое из данных чисел?

Решение.

Делители числа 15 – 1, 3, 5, 15.

Делители числа 7 – 1, 7.

Делители числа 6 – 1, 2, 3, 6.

Делители числа 12 – 1, 2, 3, 4, 6, 12.

Делители числа 23 – 1, 23.

Вывод. 

Числа 7 и 23 имеют два делителя: единицу и само это число.

Числа 15, 6, 12 имеют больше двух натуральных делителей.  

Учащиеся, после чтения определения простого числа, делают вывод о том, что числа 7 и 23 являются простыми числами, т.к. имеют только два делителя – это единица и само это число. Прочитав определение составного числа, приходят к выводу 15, 6, 12 – составные числа. Данная технология позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, что позволяет справиться с материалом урока и формирует стойкую учебную мотивацию.

Игровые технологии использую при актуализации знаний в виде математической разминки и при отгадывании названия темы урока в виде ребуса.

  1. Найди лишнее число: а) 123, 111, 103;  б) 144, 140, 252.

Ответ: а) Число 103 является лишним, т.к. не делится на 3.

         б) Число 140 является лишним, т.к. не делится на 9.

При правильном ответе учащихся на презентации лишнее число исчезает.

При правильном ответе учащихся, на презентации смайлики открываются.

  1. Отгадайте ребус и узнайте тему урока.

Ответ: простые и составные числа.

Отгадывание ребусов доставляет большое удовольствие  учащимся с недостатками слуха.

При использовании игровых технологий у учащихся:

- стимулируется познавательная деятельность;

- активизируется мыслительная деятельность;

- происходит самопроизвольное запоминание сведений;

- формируется ассоциативное запоминание;

- усиливается мотивация к изучению предмета. 

 Применение физкультминутки помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждению переутомления на уроках, улучшению психологического климата, повышению концентрации внимания и снижению уровня тревожности.

На уроке используется физкультминутка в виде разминки и гимнастики для глаз.

  1. Физкультминутка в виде разминки сопровождается текстом. Учащиеся читают выученный наизусть текст и выполняют разминку тела.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующих этапах урока.

  1. Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.        

Технология уровневой дифференциации требует учёта индивидуальных особенностей  учащихся. К ним относятся:  характер и скорость протекания  мыслительных процессов, работоспособность, уровень сформированности знаний и умений,   познавательной активности, волевого развития, слухового восприятия, навыков зрительного восприятия устной речи, наличие и характер познавательных интересов.

На своих уроках реализацию индивидуального подхода  начинаю в процессе подготовки к уроку. Готовлю индивидуальные дополнительные  задания отдельно и слабо и хорошо успевающим ученикам,  чтобы первые не отставали от темпа  работы класса, а вторые работали с достаточным напряжением сил. В ходе урока организую взаимопомощь, добиваюсь  высокой  активности каждого, используя проблемные вопросы,  средства наглядности. К ответам привлекаю и сильных и слабых учеников.

На данном уроке самостоятельную работу предложила по трём уровням: первое задание – подчеркнуть простые числа, второе – записать делители числа и подчеркнуть составные числа, третье – разложить на простые множители.

Самостоятельная работа.

1.  Подчеркните числа, которые являются простыми: 2, 5, 8, 11, 16, 17, 20, 26, 27, 30, 31, 32, 37, 39.

2. Запишите все делители  числа 60 и обведите те из них, которые являются составными числами.

3. Разложите на простые множители числа 14, 19, 20.

Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке обязательно проверяю домашнюю работу и провожу устный счет, самостоятельные работы. При выполнении устного счета и выдаче домашнего задания учитываю возможности каждого ученика.

На моих уроках учащиеся с удовольствием работают на доске. Если ученик не смог выполнить данное задание, то предлагаю помочь ему остальных одноклассников, и они с удовольствием помогают ему.

 Технологии уровневой дифференциации позволяют индивидуально контролировать и совершенствовать логические приёмы мышления учащихся, и является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике.

Информационно-коммуникативные технологии использую в различных этапах урока. Применение ИКТ позволяет представить на уроке максимальную наглядность, что позволяет учащимся с нарушениями слуха легко воспринимать информацию. Для своих уроков составляю презентации, учитывая образовательные, развивающие, воспитательные  и коррекционные  задачи урока.  

Учащиеся активно работают при выполнении устных заданий – математические разминки, ребусы, физкультминутки, которые  отражаются на презентациях. В интернете находят исторические сведения и делают мини-доклады. Учатся выступать перед классом.

На данном уроке ученик выступает с подготовленным мини-докладом по теме «Решето Эратосфена».

Текст выступления.

Эратосфе́н Киренский - древнегреческий математик. Придумал способ получить таблицу простых чисел путём последовательного вычеркивания составных чисел из натурального ряда («решето Эратосфена»). То есть удаляются все числа, кратные каждому из чисел по порядку. Сначала удаляются числа, кратные 2, затем 3, затем 5, затем 7 и так далее. В данном случае фильтрацию всех чисел за исключением простых. По мере прохождения списка нужные числа остаются, а ненужные (они называются составными) исключаются. Простых чисел бесконечно много и не существует формулы для их вычисления.

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/z/Z6Wd1q5n0w2jTohxU4KflX8PHaztC9NkOisQy7/slide-14.jpg

Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.

Технологии развивающего обучения. В процессе уроков математики глухие обучающиеся знакомятся с разнообразными математическими понятиями и терминами, математической фразеологией, что позволяет стимулировать речевое развитие и преодолевать его недостатки. И, наоборот, благодаря совершенствованию словесной речи происходит наиболее глубокое и основательное освоение математического знания, формирование абстрактного мышления. В данной связи существенная роль в обучении математике принадлежит слову. В соответствии со спецификой образовательно-коррекционной работы в ходе уроков математики предусматривается предъявление вербальных инструкций, постановка словесных задач, побуждение обучающихся к рассуждениям вслух, комментирование выполняемых действий, объяснение осуществлённых операций. Учитель должен создавать условия, при которых у обучающихся с нарушенным слухом будет возникать потребность в речевом общении для получения той или иной математической информации, а также планирования, выполнения, проверки практических действий математического содержания.

На своих уроках систематически веду специальную работу над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины, а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в целях её понимания, усвоения и запоминания обучающимися, развития у них восприятия данного материала (слухозрительно и на слух) и достаточно внятного его воспроизведения, адекватного применения в различных видах деятельности. Работа над новым речевым материалом проводится по ходу новой темы, но, в основном, на этапах закрепления и повторения учебного материала, может выноситься на отдельный (специфический) этап урока - словарная работа, фонетическая зарядка.

  1. На данном уроке вводится новое понятие составной.

Словарная работа. Составной – состоит из нескольких частей.

  1. Фонетическая зарядка над дежурным звуком .

      ча, чо, че, чи

      число

      Четыре - чётное число.

Речевой материал к уроку.

Покажи (напиши, назови, прочитай …). Я (он(а) написал(а)  (начертил(а), решил(а), сделал(а) вычисления…).

На уроке будем изучать тему «Простые и составные числа».

На уроке научимся определять, составным или простым числом является данное число.  Научимся раскладывать  составное число на простые множители.

Найдём простые числа в таблице простых чисел на форзаце учебника.

Натуральное число называют простым, если оно имеет только два натуральных делителя: единицу и само это число.

Числа 7 и 23 - простые числа.

Натуральное число называют составным, если оно имеет больше двух натуральных делителей.

Числа 15, 6 и 12 - составные числа.

Я научился (научилась) определять, составным или простым числом является данное число. Научился (научилась) раскладывать  составное число на простые множители.

Я решил(а) задание (самостоятельную работу).

Я подчеркнул(а) числа, которые являются простыми.

Я записал(а) все делители данного числа и обвел(я) те из них, которые являются составными числами.

Я разложил(а) натуральное число в виде произведения простых множителей.

Использование технологии развивающего обучения позволяет учащимся эффективно усвоить учебный материал на основе развития слухо-зрительного восприятия и произносительной стороны речи.  

Использование современных образовательных технологий на уроке математики при изучении темы «Простые и составные числа» позволяют успешно усвоить простые и составные числа,  раскладывать  составное число на простые множители, а также способствуют формированию учебной мотивации, развитию познавательных способностей, логического мышления, словарного запаса, их самостоятельности при выполнении действий, ответственности,  умению самостоятельного поиска информации.

Литература.

  1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.// Математика 6 класс, 2019, с. 21.
  2. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.// Методическое пособие. Математика 6 класс, 2016, с. 21.
  3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.// Рабочая тетрадь № 1. Математика 6 класс, 2019, с. 11.
  4. Сухова В.Б. // Обучение математике в 5-8 классах школ глухих, 1986.
  5. Сабирова Э.Г.// Методика обучения математике, 2015.
  6. Ресурсный центр по сопровождению по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья   https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Применение технологии В.М. Монахова на уроках математики для учащихся с нарушением слуха

В статье кратко раскрыта суть технологии Монахова в том виде, в котором я применяю её на уроках в школе для слабослышащих детей...

Доклад и презентация: Использование современных образовательных технологий при изучении Великой Отечественной войны.

Использование современных образовательных технологий при изучении  Великой Отечественной войны....

Использование современных образовательных технологий при изучении математики

Необходимостью любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и ак...

Использование современных образовательных технологий при изучении физики

Под современными образовательными технологиями в обучении понимается процесс совершенствования способов, форм, методов, приемов и средств обучения. Инновационная деятельность неразрывно связывает учеб...